Кольцо у «Исети». Чем плох проект мэрии?

Это первая часть материала, посвященного грядущей реконструкции транспортного кольца у гостиницы «Исеть» в Екатеринбурге.

Ситуация, сложившаяся вокруг транспортного узла у гостиницы «Исеть», давно требовала какого-то решения. И вот похоже свершилось, — в феврале мэрия приняла предварительный вариант реконструкции кольца. Казалось бы, надо радоваться, однако проблема в том, что из всех вариантов реконструкции этого узла был выбран наиболее сомнительный с точки зрения долгосрочного устойчивого развития центра города и его транспортной системы.

Попробуем разобраться, что же представляет из себя проект, одобренный администрацией города и выявить его слабые стороны. Одобренная схема предполагает соединение двух участков улицы Луначарского путем прокладки проезжей части сквозь внутреннее пространство кольца. Проезжая часть при этом должна будет иметь по 3 ряда движения в каждую сторону: по 2 ряда для движения прямо и по 1 ряду для поворота налево. Трамвайное кольцо останется без изменений. При движении по проспекту Ленина ликвидируется возможность поворота налево на Луначарского и, соответственно, разворота. Также планируется расширить проезжую часть Ленина до 3 рядов за счет тротуара со стороны гостиницы «Исеть» и со стороны «Гастронома» для облегчения правого поворота на Луначарского. Пешеходная связь двух частей центральной аллеи по ул. Ленина ликвидируется.

Оценим теперь, насколько разумными являются предлагаемые меры. Так как всякий проект можно рассматривать с различных точек зрения, кратко обозначу ключевые моменты, из которых я исхожу в оценке.

  1. Городское транспортное планирование должно учитывать потребности всех видов транспорта, включая передвижение пешком и на велосипеде.
  2. Приоритет в движении при этом должен отдаваться транспорта, который наиболее эффективно использует уличное пространство, т.е. общественному транспорту в различных видах.
  3. Наибольший комфорт и безопасность должны обеспечиваться самым незащищенным участникам, т.е. пешеходам и велосипедистам.
  4. Пешеходные дорожки и тротуары должны быть удобными и безопасными, исходя из потребностей самых слабых и незащищеных пешеходов (детей, престарелых и инвалидов), и по возможности проходить кратчайшим путем.

Первое, что необходимо учитывать при реконструкции кольца у «Исети» — это то, что данный перекресток является одним из важнейших узлов трамвайной сети города. Через него проходит 16 трамвайных маршрутов, т.е. практически все маршруты центра города, что естественным образом подсказывает, какому виду транспорта следует предоставить приоритет. В варианте, одобренном мэрией, однако, мы видим нечто совершенно не укладывающееся в эту концепцию. Да, проект действительно упрощает ситуацию для трамваев при движении по проспекту Ленина, так как устраняет пересечение с машинами поворачивающими налево или разворачивающимися. Однако, при движении по Луначарского он создает ситуацию, при которой трамваи должны дважды пересекать поток автотранспорта. Причем, компьютерная модель показывает, что при въезде на кольцо, машины должны будут уступать дорогу трамваю, однако, учитывая средний уровень культуры вождения в сочетании с неминуемым использованием трамвайных путей в качестве третьего ряда движения (о чем подробнее будет сказано ниже), можно предположить, что реальная ситуация будет сильно отличаться от показанной в модели.

Теперь перейдем к следующему моменту, а именно к движению автотранспорта по трамвайным путям. Вообще, Правила Дорожного Движения допускают движение по трамвайным путям попутного направления (при условии несоздания помех трамваям) и даже предписывают именно с трамвайных путей осуществлять поворот налево при отсутствии знаков движения по полосам.

Автомобили мешают движению трамваев

Такой порядок вполне оправдан при небольшом объеме трафика и отсутствии заторов: машины и трамваи пересекаются редко и небольшие потери времени общественным транспортом при таких встречах не являются критичными. Однако, в условиях плотного трафика и постоянных пробок езда по трамвайным путям принимает весьма уродливые формы. О том, чтобы не создавать помехи трамваям уже никто не вспоминает, пробки выстраиваются прямо на трамвайных путях, а порой в ход идут уже и трамвайные пути встречного направления. Кроме того, все чаще водители игнорируют знаки «объезд препятствия справа«, установленные перед трамвайными остановками и едут по трамвайным путям напрямик, чем создают не только помехи движению трамваев, но и опасность для пассажиров, ожидающих на остановке, которые совсем не ожидают, что мимо них по остановке пронесется автомобиль.

Одобренный мэрией проект, не только не устраняет, но еще сильнее поощряет описанные выше нарушения. Ширина проезжей части во внутреннем пространстве кольца составляет 6 рядов, при том что движение по улице Луначарского осуществляется с большой натяжкой в 4 ряда. С натяжкой, потому что крайняя правая полоса почти всегда занята припаркованными машинами и реально между трамвайными путями и рядом для парковки остается всего один ряд для движения. Соответственно, можно смело предположить, что трамвайные пути по ул. Луначарского станут еще один рядом движения, а если быть точным — стояния в пробке перед светофором. Естественно, что при таком раскладе ни о каком приоритете общественного транспорта речь уже идти не может.

Кроме того, по обе стороны проспекта Ленина на улице Луначарского расположены трамвайные остановки, не оборудованные платформами, что, в сочетании с движением машин по трамвайным путям, вынуждает сейчас и будет в дальнейшем вынуждать пассажиров садиться и выходить из трамваев прямо на проезжую часть посреди пробки. Это, разумеется, не имеет ничего общего с обеспечением комфорта и безопасности пассажиров, в особенности детей, престарелых и инвалидов.

Другим существенным недостатком проекта является то, что он заметно ухудшает ситуацию для пешеходов. Да, конечно, введение светофорного регулирования перекрестка позволит гораздо безопаснее переходить дорогу, но проект также предполагает «отрезание» до 3 метров тротуара в пользу проезжей части со стороны гостиницы «Исеть» и, что более существенно, со стороны «Гастронома», где тротуар и так не широкий. Более того, проект полностью ликвидирует пешеходую дорожку через внутреннее пространство кольца. Таким образом перейти улицу Луначарского по аллее после реализации проекта станет невозможно. Нельзя сказать, чтобы эта пешеходная связь использовалась очень активно, но она определенно имеет большой потенциал к развитию (о чем пойдет речь в следующих частях).

Пострадают от новой схемы и автомобилисты. Дело в том, что ликвидировав левый поворот с Ленина на Луначарского, проект очень сильно ограничивает возможности для левого поворота с проспекта Ленина в целом. При движении от ул. Восточной в сторону пл. 1905 года после пересечения ул. Бажова следующий разрешенный левый поворот будет аж на ул. Пушкина, а при движении в сторону УПИ следующий левый поворот после Мамина-Сибиряка будет только на перекрестке с Восточной.

Таким образом можно ожидать, что новая схема:

  1. Увеличит пробки по Ленина в тех местах, где есть левый поворот.
  2. Увеличит холостой пробег автомобилей (в особенности это критично при движении от Восточной в сторону центра).
  3. Создаст почву для множественных нарушений ПДД, связанных с поворотом в местах, где он запрещен: т.е. собственно на Ленина-Луначарского и на Ленина-Красноармейской.
  4. Увеличит число желающих развернуться через трамвайные пути на Луначарского, что опять же создаст дополнительные затруднения в движении трамваев.

И, наконец, последний, но отнюдь не по значению, недостаток проекта, который хотелось бы отметить — это неизбежное увеличение объема транзитного трафика, следующего по ул. Луначарского в сочетании с неспособностью этой улицы принять его. Луначарского — довольно узкая улица и во многих местах она не имеет потенциала к расширению. При этом уже сейчас она страдает от заторов, которые можно было бы считать досадной городской неизбежностью, если бы они не нарушали работу общественного транспорта, подрывая таким образом основы городской мобильности как таковой.

Попробуем теперь представить, что будет, если мы откроем сквозное движение по улице Луначарского через проспект Ленина. Если сейчас многие водители стараются избегать проблемного кольца и выбирают другие маршруты, то после реализации проекта многие будут сознательно выбирать именно эту улицы при движении через центр с юга на север и наоборот. Что в свою очередь будет означать рост заторов на пересечениях Луначарского с другими улицами. Как я уже сказал, само по себе это можно было бы считать неизбежным следствием автомобилизации, но с учетом того, что увеличение транзитного потока по Луначарского еще больше подрывает эффективность работы общественного транспорта, — это просто не тот сценарий, который мы можем допустить.

Суммируя все вышесказанное, можно выделить 3 основных недостатка одобренного проекта:

  1. Утвержденная схема не создает никаких преимуществ общественному транспорту, как основному средству обеспечения мобильности горожан, а скорее наоборот, создает условия для дальнейшего ухудшения его работы.
  2. Проект значительно ухудшает условия для пешеходов, а также ничего не добавляет к безопасности и комфорту пассажиров общественного транспорта.
  3. Введение сквозного проезда проезда по ул. Луначарского через проспект Ленина увеличит объем транзитного трафика, следующего по этой улице, что еще больше подорвет эффективность работы общественного транспорта и ухудшит общее качество среды.