Улица Большакова. Остановочные карманы

После небольшого перерыва продолжаю писать о ситуации вокруг проекта ул. Большакова. Сегодня мы поговорим о карманах на остановках общественного транспорта.

Заездные карманы – это мера, предусмотренная в «Рекомендациях по проектированию улиц и дорог городов и сельских поселений» (п. 4.37). Они представляют собой местные уширения проезжей части шириной 3-3,5 метра, длиной до 40 метров (без учета отгонов) и должны применяться при интервалах движения общественного транспорта менее 3 минут.

Для чего нужны эти карманы? Очевидно, единственный смысл их устройства – обеспечить непрерывность основного транспортного потока во время остановки маршрутных транспортных средств. Эта мотивация абсолютно обоснована на загородных дорогах и городских скоростных магистралях непрерывного движения. Остановка автобуса в крайней правой полосе приведет к резкому торможению машин, следующих за ним и создаст опасную ситуацию, которая может закончиться аварией.

Но обоснована ли эта мотивация на обычных улицах? Машины в любом случае движутся по ним в довольно рваном ритме: останавливаются на светофорах, стоят в пробках, замедляются для парковки или поворота во дворы. Более того, этот рваный ритм движения отнюдь не является недостатком, так как именно он в конечном счете удерживает водителей от превышения скорости. Исходя из этого, стоит ли вообще пытаться изолировать остановочные зоны в угоду автотранспорту?

Остановочные карманы, имея одно указанное выше сомнительное преимущество, но при этом имеют массу недостатков. Большим автобусам и троллейбусам (особенно сочлененным) довольно сложно заворачивать в них. На это уходит дополнительное время. Также сложно автобусам затем выезжать из остановочных карманов. Правила дорожного движения требуют от водителей уступать дорогу маршрутному транспорту, выезжающему с остановки, однако, на практике это требование редко выполняется.

Из-за неудобства и из желания потом без проблем продолжить автобусы часто не заезжают в карман до самого бордюра. В результате пассажиры вынуждены выходить и подниматься в салон не с тротуара, а с проезжей части. Это неудобно для пассажиров (многие из них – пожилые люди) и это дополнительно замедляет работу автобуса, поскольку остановка занимает больше времени.

Более того, в условиях нашего города ( как и других российских городов) недостатки остановочных карманов дополняются плачевным положением дел в сфере соблюдения правил парковки. Эти карманы представляют собой очень удобное и привлекательное парковочное пространство, особенно учитывая, что многие остановки совмещены с киосками. Достаточно одной припаркованной машины, чтобы карман перестал работать.

Автобусный карман на ул. Розы Люксембург

Вы можете подумать, что, наверное, ГИБДД стоило бы всячески выступать против остановочных карманов, ведь они провоцируют нарушение правил парковки и вынуждают людей ходить по проезжей части. Однако, все ровно наоборот: насколько мне известно, ГИБДД отказывается согласовывать проекты улиц, если остановки на них не выполнены в виде карманов (несмотря на то, что эта мера не является по действующим нормам обязательной). В этом есть определенная ирония, не правда ли? Представители ГИБДД заявляют в ответ на претензии, что водители не должны ставить машины таким образом, что они нарушают правила, и что это никак не может служить поводом для отказа от остановочных карманов. Отрицание эмпирического подхода к реальности очень свойственно ответственным чинам, к сожалению.

Из всего вышесказанного можно заключить, что остановочные карманы неприемлемы для использования на городских улицах в большинстве случаев, просто исходя из того, что они не работают. Однако, мы еще не затронули их влияние на благоустройство вне проезжей части.

Автобусный карман на ул. Краснолесья

На фото выше показан остановочный карман на ул. Краснолесья. Он заставлен машинами, как и следует ожидать, однако, обратите внимание на то, что случилось с благоустройством. Велодорожка (асфальтированная поверхность) сузилась до 1 метра и уперлась в столб, который больше некуда было поставить. А представьте, что будет если сюда еще поставить остановочный павильон или навес. От тротуара тоже ничего не останется.

Остановочные карманы сужают пространство между красной линией улицы и проезжей частью как раз в том месте, где оно функционально уплотняется: там, где транзитный пешеходный (и велосипедный, при наличии велодорожки) поток пересекается с зоной ожидания остановки, и где должен стоять остановочный павильон или навес. В результате что-то должно уйти: либо полоса озеленения, либо приходится отказываться от велодорожки, либо сужать тротуар, либо все это вместе взятое. Ровно так и получилось в проекте улицы Большакова.

Однако, обо всем по порядку. В первоначальном варианте я предлагал выполнить остановку «Дворец Спорта» с южной стороны улицы в виде остановочного выступа, прерывающего ряд параллельной парковки.

Нажмите на картинку для увеличения

Такое решение позволило бы решить сразу несколько задач: разделить транзитный тротуар и зону ожидания остановки, освободить пространство для велодорожки, сохранить озеленение, ну и конечно, создать благоприятные условия для работы общественного транспорта.

Остановочный выступ

Однако, это решение было воспринято практически, как попытка устроить государственный переворот, поэтому в какой-то момент я разработал альтернативный вариант:

Нажмите на картинку для увеличения

Остановка сдвинулась к перекрестку, а за счет смещения оси улицы удалось сделать местное уширение проезжей части, которое не выглядит, как парковка и в которое автобус мог бы заезжать по прямой траектории, но при этом остальные машины могли бы его объехать.

Минус такого решения в том, что остановка оказалась заключенной между двумя местными проездами и ее не представляется возможным удлинить, т.к. ни один из проездов нельзя перекрыть. Впрочем, учитывая, что через данную остановку проходит всего один автобусный маршрут и две маршрутки, это не такая уж большая проблема.

Указанное выше смещение оси улицы и погубило данный вариант. Ни ГИБДД, ни сотрудники комитета благоустройства не захотели видеть ничего, что отличалось бы от традиционного остановочного кармана, а проектировщик написал мне, что из-за смещения оси создается дополнительный угол поворота и «так как трассирование автомобильных дорог осуществляется с учетом, в первую очередь, требований удобства, плавности траектории и безопасности транспортного движения то при большом количестве углов поворота не обеспечивается оптимальная эмоциональная напряженность и снижается надежность работы водителя.»

Так и представляю себе водителя, который после этого перекрестка останавливается, выбрасывает ключи от машины в кусты со словами, что он эмоционально истощен и больше не может это терпеть. Ничего, что у нас половина перекрестков со смещением оси, а из них треть – перекрестки, через которые нужно проезжать по криволинейной траектории. Как я уже сказал, эмпирический подход к реальности не является сильной стороной проектировщиков и чиновников.

В результате проектировщики из ООО «ТДК Автострада» пришли к следующему решению:

Нажмите на картинку для увеличения

Остановочный карман «съел» полосу озеленения (придется рубить без восстановления существующие деревья), транзитный тротуар стал проходить через зону ожидания остановки, а от велодорожки (в сочетании с описанной ранее ситуацией с парковкой) вообще отказались. Обратите внимание и на остальные прелести данного проектного решения: уширения примыканий проездов, парковка между деревьями.

Отмечу еще два момента в защиту своего первоначального решения.

Во-первых, левая полоса улицы Большакова при движении от Московской преимущественно используется для поворота на Шейнкмана, и это не изменится после реконструкции. Так что в сторону ул. Серова от Шейнкмана по-прежнему будет двигаться один ряд машин и объехать остановившийся автобус по левому ряду для них будет совершенно не трудно.

Во-вторых, мне удалось найти (уже после итогового совещания, к сожалению) американское исследование, посвященное остановочным выступам, которое установило, что эти выступы не только увеличивают скорость работы автобусов, но и среднюю скорость движения остального транспорта. Обследовав остановки в нескольких городах до и после устройства выступов, эксперты установили, что ранее, когда автобусам приходилось заезжать в карман остановки, они все равно занимали часть полосы движения. Выезд из кармана занимал у них много времени и при выезде для совершения маневра они часто занимали обе имеющиеся полосы движения. Также при устройстве выступов улучшились условия движения по тротуару, в зоне остановки увеличилась его ширина.

В заключение предлагаю вашему вниманию несколько примеров остановочных выступов из Парижа:

Остановочный выступ в Париже

Остановочный выступ с велодорожкой

Остановочный выступ в Париже

Остановочный выступ с велодорожкой

А также напоминание о том, как близко должен подъезжать автобус к тротуару, чтобы в него удобно было заходить.

Посадка в автобус

 

Вы можете поддержать проект несколькими способами. Во-первых, поделившись ссылкой на материал в социальных сетях и, во-вторых, вы можете обратиться в мэрию через электронную приемную и пообщаться с чиновниками напрямую.


Опубликовано

в

от

Комментарии

12 комментариев на ««Улица Большакова. Остановочные карманы»»

  1. Да уж, проектировщики загубили всё на корню..
    А в каком приложении вы так красиво отрисовываете улицы?

  2. Срочно нужно отправить наших чиновников на экскурсию в Пермь. Этот вопрос один из тех, который тут сумели решить. Один из многих вопросов, который здесь сумели решить на порядок разумнее чем в Екатеринбурге. Вообще в плане организации автобусного движения Пермь должна быть, если не образцом для подражания для других городов РФ, то как минимум предметом пристального изучения и осмысления.

    В Перми нет маршруток, почти совсем. Сеть городских автобусов имеет сеть более 80 маршрутов, плюс несколько десятков «не совсем легализованых» (всякие 22т, но всё такие же полноценные МАЗы, Мерседесы, MANы и др. современные автобусы) плюс множество пригородных маршрутов. Интервал движения на многих маршрутах в час пик 3-5 минут, а завершение движения ПОСЛЕ 23 (т.е. гарантированно можно уехать в любую сторону из центра). Это лирическое отступление.

    Про карманы. Их на большинстве улиц нет, на реконструированных точно. Центральная улица Комсомольский проспект, перетекающая в ул. Героев Хасана, пронизающие город с севера на юг на всем протяжении в более чем 8 км не имеют НИ ОДНОГО ОСТАНОВОЧНОГО КАРМАНА (а, нет, один вспомнил).

    При этом ширина улицы варьируется от всего трёх полос (причём в конфигурации 2:1, где и находится автобусная остановка, достаточно важный пересадочный узел — http://maps.yandex.ru/-/CVVBYVPV ) до четырёх полос в каждом направлении. И везде-везде остановки без карманов. В некоторых случаях остановки организованы в виде бетонных плит, так что пол (низкопольного) автобуса находится на одном уровне с платформой остановки. Зазор между автобусом идёт 10-15 см, не более.

    Вот, посмотрите, например, участок реконструированной улицы, максимально эффективное использование городской улицы в качестве некоей «городской магистрали»: две полосы в каждую сторону, разделённые посередине, никаких парковок по краям улицы (по причине дефицита места) и, конечно же, трамвайная линия:

    http://maps.yandex.ru/-/CVVBUPo7

    И, самое главное, ВРЕМЯ которое тратит НОРМАЛЬНЫЙ (большой, и в основном низкопольный) автобус на высадкупосадку пассажиров — не более 10 секунд! При этом успевает зайти и выйти в среднем 10 человек. На пересадочных пунктах побольше немного времени, но не на много.

    Задержки на остановках у нас в основном из-за подвижного состава. А карманы проблему только усугубляют.

    На последней фотке ниже — как раз, кстати, некое подобие остановочного выступа.

  3. Dmitri Lebedev

    Как раз думал делать подобную рекомендацию (выступ) по улице, причём не был в курсе опыта Парижа. В Куритибе они примерно так же сделаны, только из центральной выделенной полосы выступы идут в стороны, и ближайшие полосы используются как парковка. Думал предложить пустить ОТ и урегулировать парковки — там машины везде вдоль обеих сторон, ОТ нет, а на улице торговые центры.

  4. Кирилл К.

    самый разумный вариант, только столбиков не хватает в начале и в конце остановки

  5. Владимир, а вот по «карманам» есть такие пункты в ГОСТ Р 52766-2007 (Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования) На них ссылаются?

    «5.3.3 Требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов

    5.3.3.1 Остановочный пункт должен состоять из следующих элементов:
    — остановочная площадка;
    — посадочная площадка;
    — заездной «карман»;
    — боковая разделительная полоса;
    — тротуары и пешеходные дорожки;
    — автопавильон;
    — пешеходный переход;
    — скамья;
    — урна для мусора;
    — технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения);
    — освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).

    5.3.3.2 При прохождении дорог по территории населенных пунктов остановочные пункты размещают с обеспечением следующих требований:

    на дорогах скоростного и улицах непрерывного движения — вне габаритов проезжей части в непосредственной близости от внеуличных пешеходных переходов, на боковых проездах (в случае их наличия);

    на магистральных дорогах и улицах общегородского значения с регулируемым движением и районных при уровне загрузки не более 0,6 — в габаритах проезжей части;

    на магистральных дорогах и улицах с проезжей частью в одну-две полосы движения в одном направлении при уровне загрузки более 0,6 — в заездных «карманах»;

    5.3.3.3 На дорогах скоростного движения и магистральных улицах общегородского значения непрерывного движения остановочные пункты устраивают в заездных «карманах» с переходно-скоростными полосами для замедления и ускорения движения длиной соответственно не менее 100 м и 150 м с уменьшением или увеличением их длины на 10 м соответственно на каждые 10 %о подъема или спуска продольного профиля.

    Остановочные пункты отделяют от основных полос движения боковой разделительной полосой шириной не менее 0,75 м.»

  6. нет, ссылаются именно на рекомендации, на которые я дал ссылку. в случае с ГОСТом, я думаю, что ключевое слово — «дорога». Т.е. имеется в виду вот такой случай: http://goo.gl/maps/ilZ1V

  7. Ну я тоже раньше так думал, но вот у нас проектируют новую «дорогу» в пределах города из одного микрорайона в другой и в аукционной документации на разработку ПСД пишут буквально следующее:

    «Разработка проектно- сметной документации на строительство автомобильной дороги от транспортной развязки проспект Мира – Нехинская улицы до пересечения улицы 8 Марта и Псковской улицы в Великом Новгороде»

    и

    «Все произведенные работы и используемые материалы должны отвечать техническим и специальным требованиям качества, а также требованиям СП 48.13330.2011 Свод правил Организации строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004 », СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги», которые являются обязательными к применению.»

    но в пункте Основные технико-экономические показатели объекта

    пишут:

    «Магистральная улица общегородского значения длиной 1,5 км с 4 полоса­ми движения на застро­енной территории, на рельефе с уклоном до 5%0, III категория сложности проектирования, с велодорожками и тротуарами, с дренажом мелкого и глубокого заложения, с коэф. застройки более 50%.»

    Вот я и не знаю, то ли я чего-то не понимаю, то ли чиновники, но дорога это или улица все таки — неясно. Может ли работать в данном случае ГОСТ Р 52766-2007 или нет..?

  8. Странная ситуация, согласен. Ничего не могу ответить.

  9. […] Злоказов В. «Улица Большакова. Остановочные карманы» […]

  10. […] В тексте использованы материалы с www.livestreets.ru и proboknet-tver.livejournal.com […]

  11. […] насчет карманов. Те, кто читает меня давно, знают, что я неутомимо борюсь с идеей остановочных карманов и иногда даже удается побеждать. Начнем с того, что с […]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *