Частота и время работы – ключ к свободе передвижения

Обложка книги Human TransitЭто второй пост по мотивам книги Джаретта Уолкера «Human Transit». Первый пост был посвящен семи требованиям к общественному транспорту. Книга «Human Transit» доступна в Kindle-формате, – так что, если вы владеете английским и интересуетесь данной темой, я могу рекомендовать ее к прочтению. Джаретт Уолкер также ведет отличный блог об общественном транспорте.

Частота движения имеет прямое отношение к выполнению четырех из семи требований к общественному транспорту, которые мы рассмотрели в первом посте. Также она играет ключевую роль в сокращении самой нелюбимой фазы поездки – времени ожидания.

Сопутствующий частоте движения параметр – это время работы. Линии с короткими часами работы (например, работающие только в часы пик) обычно специализируются на определенных группах пассажиров. Линии, которые нацелены на все группы пользователей, должны иметь долгие часы работы, охватывающие и рабочий день, и вечерние часы, а также работающие в выходные дни. Некоторые линии общественного транспорта в больших городах работают круглосуточно.

Высокая частота движения и долгие часы работы являются ключевыми факторами свободы передвижения для пользователей общественного транспорта.

Общественный транспорт должен быть доступен тогда, когда он понадобится, даже для спонтанных поездок. Если задача транспортной политики города – в том, чтобы люди меньше ездили на машинах и больше пользовались общественным транспортом, нужно обеспечить выполнение этих двух параметров.

Высокая частота движения и долгие часы работы – это дорогое удовольствие. Уменьшение интервала движения с 30 минут до 15 означает двукратное увеличение операционных затрат. Увеличение времени работы также сказывается на себестоимости поездки. Поэтому инвестиции в частоту движения и долгое время работы – это игра с высокими ставками. Однако, преуспев в ней, можно радикально изменить восприятие общественного транспорта и сильно повысить его полезность для горожан.

В то же самое время, частота движения и время работы странным образом остаются невидимыми. Подумайте о том, как вы воспринимаете общественный транспорт своего города, особенно, если не пользуетесь им сами?

  • Вы видите карты маршрутов или схемы предлагаемых новых линий.
  • Вы читаете новости о предлагаемых новых линиях, где, как правило, говорится о том, куда эти линии пойдут.
  • Вы видите общественный транспорт в движении и, исходя из информации на нем, делаете вывод о том, куда он идет.
  • Вы видите людей на остановках и, исходя из этого, делаете какие-то выводы об общественном транспорте и людях, которые им пользуются.

Все эти впечатления формируют образ общественного транспорта и, чем больше источников, из которых вы черпаете эти впечатления, тем более вы уверены в этом образе. Однако, этот образ не говорит вам ровным счетом ничего о частоте движения, которая, как мы выяснили, является важнейшим параметром работы общественного транспорта. Также он ничего не говорит о времени работы.

Концептуальная невидимость частоты движения и времени работы является, возможно, одним из главных препятствий к принятию разумных решений в области общественного транспорта.

Разумеется, когда вы начинаете пользоваться общественным транспортом сами, вы быстро понимаете важность частоты движения и времени работы. Общественный транспорт должен существовать одновременно и в пространстве, и во времени: он не только должен быть там, где он вам нужен, но также и когда он вам нужен. Если этого не происходит, это равносильно тому, что его нет вообще.

Однако, большинство транспортных агентств показывает, где они работают, а время и частоту показывают, как незначительную деталь (если показывают вообще).

Рассмотрим для примера фрагмент схемы маршрутов екатеринбургского трамвая.

Фрагмент схемы трамвайных маршрутов

Источник: Википедия

На первый взгляд, центр города обслуживается большим количеством маршрутов. Однако, эта схема не дает ответа на два ключевых вопроса:

  • Как часто движутся составы на разных маршрутах, ведь на схеме все линии выглядят одинаково?
  • Насколько поздно можно рассчитывать сесть в трамвай на той или иной остановке?

Изучение расписания на сайте ЕТТУ не вносит ясности. Вот так, например, выглядит заявленное расписание для маршрута №10 (одна из конечных — ЦПКиО):

Расписание 10-го маршрута трамвая

Можете ли вы ответить на заданные выше вопросы, глядя на схему и расписание?

Между тем, это не вопросы качества сервиса, но вопрос, существует ли сервис вообще в то время, когда он вам нужен.

В данном случае я не пытаюсь критиковать отдельно ЕТТУ. Это общая проблема для большинства городских транспортных предприятий в стране. Возвращаясь к аналогиям, это как, если бы на автомобильной карте все дороги, от шоссе до грунтовых, были показаны одним цветом и одной толщиной линии. От такой карты не было бы никакой пользы.