Как провести трамвайную линию в Академический?

Новый трамвай

Проект трамвайной линии из Академического района с момента его рождения преследуют неудачи. Изначально линия должна была пройти по улицам Вильгельма де Геннина, Серафимы Дерябиной и Токарей до улица Татищева, где пассажиры должны были бы пересесть на вторую линию метро, чтобы поехать в центр. Что интересно, предполагалось, что трамвай из Академического будет отдельным видом городского транспорта, а не частью существующей трамвайной системы.

В итоге эта идея оказалась слишком дорогой, как и вышеупомянутая новая линия метро. Кроме того, развязку на Токарей-Репина-Гурзуфской построили безо всякого учета трамвая, что дополнительно усложнило из без того дорогой проект.

Однако, вывозить людей из растущего Академического района как-то надо и город стал разрабатывать компромиссные варианты.

В итоге пришли к тому, что новая трамвайная линия станет частью существующей трамвайной сети (что по многим причинам хорошо). Первым делом рассматривался вариант соединения с линий по Волгоградской в районе путепровода над улицей Серафимы Дерябиной.

Трамвай из Академического. Вариант 1

Вариант хороший, однако, он оказался слишком дорогим, так как пришлось бы выкупить под снос большой гаражный комплекс вдоль улицы Серафимы Дерябиной. Поэтому от него отказались.

Последний вариант трассировки, предложенный мэрией, предполагает, что трамвай пройдет по улице Серафимы Дерябиной под путепроводом на улице Волгоградской до улицы Шаумяна, где повернет в сторону Белореченской и там соединится с существующей линией.

Трамвай в Академический. Вариант 2

Этот вариант имеет серьезные недостатки.

  1. Он подразумевает только одно логичное направление движения из Академического: в центр через Московскую горку. Любой маршрут из Академического через ВИЗ по Викулова будет делать 2-километровый крюк.
  2. Из-за специфического характера улицы Серафимы Дерябиной между улицами Бардина и Шаумяна нельзя будет сделать ни одной остановки. В результате жители Академического, например, не смогут подъехать непосредственно к комплексу 40-й и Областной больниц на Волгоградской.
  3. Поскольку часть маршрутов, проходящих или заканчивающихся сейчас на кольце на Белореченской-Волгоградской, неизбежно будет перенаправлено на обслуживание Академического, ухудшится транспортное обслуживание района, находящегося к югу от перекрестка Белореченской и Шаумяна (а это не только жилые дома, но и упомянутые выше крупные медицинские учреждения).

Что делать?

Возьму на себя смелость предложить еще один вариант трассировки линии из Академического, который не так дорог, как первый из вышеупомянутых, и при этом не имеет недостатков второго.

Трамвайную линию из Академического можно соединить с существующей линией по Волгоградской через территорию Западного трамвайного депо.

Трамвай в Академический. Вариант 3

На территории депо существует коридор между улицами Зоологической (Бардина) и Волгоградской, в котором сейчас проложены служебные трамвайные пути, а также имеется пожарный проезд.

Коридор на территории Западного депо

Фото: @TramEkb

Этот коридор достаточно широк для того, чтобы проложить там еще две пары путей для транзитной линии. Пожарный проезд и служебные пути при этом нужно будет перенести ближе к зданиям депо (на фото они слева). Кроме того, транзитные пути должны будут плавно спуститься от Волгоградской к Зоологической, поэтому прокладывать их нужно будет с выемкой грунта и устройством подпорной стенки. Также их нужно будет изолировать от территории депо (пассажирам в депо находиться нельзя, даже в вагоне).

Преимущества этого варианта в следующем.

Во-первых, он открывает, как минимум, три логичных и полезных направления движения: Академический-Центр через Московскую горку, Академический-Центр через Викулова и ВИЗ-бульвар (а дальнейшем через Татищева-Ленина – ниже показан именно этот вариант) и Академический-Уралмаш через Сортировку.

Трамвай в Академический. Направления маршрутов

Во-вторых, новая линия соединяется с линией по Волгоградской вне какого-либо перекрестка и поэтому здесь не будет проблем с автотранспортом.

И, наконец, в-третьих, он явно дешевле, чем вариант со сносом сотни капитальных гаражей.

Почему этот вариант не рассматривался раньше, сказать сложно. Возможно, есть какие-то скрытые причины, о которых я не знаю, но которые делают его невозможным. В любом случае, я думаю, его стоит предложить на обсуждение. Сделать это, кстати, может любой желающий, обратившись в мэрию через электронную приемную.

Если вам понравился этот материал, пожалуйста, поделитесь им в социальных сетях.