Деградация Дворца Спорта

В последние месяцы вокруг Дворца Спорта на Большакова произошли большие изменения.

Для тех, кто не знает, Дворец Спорта — это историческое название культурно-развлекательного комплекса “Уралец” на улице Большакова. Когда его только построили, в нем, действительно было что-то от дворца. Парадная архитектура, обширная пешеходная площадь вокруг.

Дворец Спорта в 1977 году. Фото: 1723.ру

Дворец Спорта в 1977 году. Фото: 1723.ру

В середине 2000-х Дворец Спорта реконструировали и от первоначальной архитектуры не осталось и следа. Здание стало похоже на складской ангар, а пешеходная площадь частично превратилась в парковку.

Дворец Спорта в 2000-е. Фото: Википедия

Дворец Спорта в 2000-е. Фото: Википедия

И вот по прошествии еще 10 лет Дворец Спорта снова меняется. В этот раз преимущественно изменилось общественное пространство вокруг здания. Старые кассы и бывший спортзал, выходивший на улицу Шейнкмана были снесены, а на их месте была постоена большая парковка. Также под нож пошел газон, ранее отделявший парковку от тротуара. Теперь вся территория вокруг Дворца спорта представляет собой океан асфальта, по сравнению с которым находящаяся поблизости автозаправка кажется торжеством гуманизма, человеческого масштаба и комфортной городской среды.

Новая парковка у Дворца Спорта

Новая парковка у Дворца Спорта

Потери коснулись не только внешнего облика. Ради устройства нового выезда с парковки на улицу Серова была нарушена связность широкого тротуара, идущего вдоль территории Дворца Спорта от улицы Шейнкмана почти до улицы Сурикова.

Новый выезд с парковки разорвал ранее непрерывный тротуар.

Новый выезд с парковки разорвал ранее непрерывный тротуар.

Теперь пройти вдоль улицы Большакова можно будет только по узкому тротуару вдоль дороги, на который летит пыль и грязь с проезжей части, и который плохо убирается зимой.

Интересный факт: именно по этому широкому тротуару в 2012 году планировалось сделать велодорожку вдоль улицы Большакова и одним из наших предложений тогда было продление этого тротуара до улицы Сурикова и далее плавное соединение с тротуаром, идущим вдоль проезжей части. Тогда представители комитета благоустройства говорили: “Зачем вам две односторонние велодорожки на этой улице? Можно же ездить в обе стороны по этому широкому тротуару.”

Тротуар вдоль Дворца Спорта

Тротуар вдоль Дворца Спорта

И вот 5 лет спустя комитет благоустройства без проблем согласовал уничтожение этого тротуара, ради того, чтобы два раза в неделю выезд с парковки Дворца Спорта занимал на пять минут меньше.

При этом, участок на котором находится и тротуар, и большая часть парковки даже не принадлежит Дворцу Спорта. Это городская территория, часть улицы Большакова. Поэтому все, что сейчас сделано — сделано на общегородской территории и с одобрения администрации города.

Участок перед фасадом Дворца Спорта является частью улицы Большакова

Участок перед фасадом Дворца Спорта является частью улицы Большакова

Вся эта реконструкция является примером градостроительной безграмотности, как на нее ни посмотри. Во-первых, сама по себе идея обеспечить парковочными местами всех желающих приехать во Дворец Спорта на машинах — невыполнима и абсурдна. Да, реконструкция добавила несколько сотен машиномест, но при вместимости арены в 5,5 тысяч человек этого все равно мало. Вместе с тем добавление этих машиномест посылает людям ложный сигнал: парковаться будет проще, приезжайте на машинах. И если раньше многие, зная, что припарковаться будет трудно, приезжали на общественном транспорте и приходили пешком, то теперь желающих приехать и припарковаться станет больше. Что будем делать дальше? Асфальтировать Зеленую Рощу? Переделаем в парковку аллею, ведущую в сторону 8 Марта? Заодно и еще один выезд с парковки сделаем.

Во-вторых, независимо от размеров парковки, возможность нескольких тысяч людей единовременно приехать и уехать на машинах в точку, находящуюся в центре города, с улично-дорожной сетью, состоящей преимущественно из двухполосных дорог, представляется геометрически невыполнимой. И раньше, когда что-то происходило во Дворце Спорта, весь район стоял в непролазных пробках. С расширением парковки можно ожидать, что пробки только усилятся.

Вместе с тем организованный подвоз зрителей ко Дворцу Спорта общественным транспортом из разных точек города — задача вполне выполнимая при грамотном планировании.

В-третьих, окей, даже если мы согласимся с расширением парковки, давайте, отдадим себе отчет, что в полном объеме она будет нужна, только когда во Дворце Спорта что-то происходит, а это всего лишь несколько часов один-два раза в неделю. Все остальное время это море асфальта будет просто стоять пустым, радуя глаз местным жителям, которые через эту парковку будут ходить в Зеленую Рощу. Вместо асфальтового поля можно было спроектировать перед Дворцом Спорта пешеходную площадь с возможностью парковки, когда она необходима. Посадить деревья, поставить скамейки.

Например, площадь перед памятником воинам-спортсменам так и функционировала до недавнего времени. Когда во Дворце Спорта хоккей или концерт, на ней стояли машины. Все остальное время по ней гуляют жители района, катаются на роликах и велосипедах.

Площадь перед памятником воинам-спортсменам заставлена машинами во время концерта во Дворце Спорта.

Площадь перед памятником воинам-спортсменам заставлена машинами во время концерта во Дворце Спорта.

Наконец, в-четвертых, если посмотреть на эту ситуацию в общегородском контексте, бросается в глаза ее несоответствие многим другим проектам и инициативам города. С одной стороны, у нас благоустраивают общественные пространства, убирают парковку с главной площади, разрабатывают стратегию пространственного развития, которая предполагает уход от автомобильной зависимости. С другой — реализуют вот такие проекты, которые иначе как “автомобилизмом головного мозга” не назовешь.

Ситуация с Дворцом Спорта показывает, что уход от автомобилецентричного проектирования — это не разовое событие, но долгий сложный путь, как лечение какой-нибудь зависимости. Можно осознанно пытаться делать какие-то проекты, ориентированные на пешеходов, но как только что-то проходит ниже радара, мы опять скатываемся к обычной практике, когда ничего, кроме нужд личного автотранспорта значения не имеет.

По этой причине, я считаю, все проекты благоустройства должны обсуждаться на этапе формирования техзадания и на этапе проектирования, также, как, например, обсуждаются в обязательном порядке проекты планировки территории. Комитет благоустройства, очевидно, не способен своими силами обеспечить реализацию стратегических задач города в том, что касается развития общественных пространств, поэтому вполне оправданным представляется внедрение в эту сферу элементов общественного контроля.

  • Ivan Kirillov

    Какой красивый Дворец спорта был в 1977 году! А киноконцертный театр «Космос» каким красивым был тогда! А сейчас всё изуродовали этой сарайно-ангарной архитектурой:(