Защищает ли пешеходов на тротуарах мэрия Екатеринбурга?

Тротуар на улице Куйбышева

Тротуар на улице Куйбышева

14 ноября в Екатеринбурге произошла трагедия. На улице Фурманова машина выехала на тротуар, проехала по нему 300 метров и сбила трех пешеходов, в том числе женщину с ребенком в коляске. Все пострадавшие в тяжелом состоянии сейчас находятся в больнице. Если, как утверждает Следственный комитет, это, действительно, был умышленный акт со стороны водителя, то, к сожалению, предотвратить его какими-либо инженерными методами было практически невозможно.

Это страшное событие, однако, дает повод в очередной раз задуматься о том, как обеспечивать безопасность пешеходов на улицах. Машины довольно часто оказываются на тротуарах в результате ДТП. Вопрос: как уменьшить тяжесть последствий таких выездов, и как минимизировать их число?

Следуя бюрократической логике ГИБДД, если все будут соблюдать Правила дорожного движения, то все будут в безопасности. К реальности эта логика отношения не имеет. В реальном мире все участники движения совершают ошибки. Тяжесть последствий этих ошибок зависит от многих факторов. Рассмотрим два из них, имеющие отношение к защите пешеходов на тротуарах.

Скорость

Скорость движения транспортных средств является одним из ключевых параметров, определающих тяжесть последствий ДТП. Чем выше скорость, тем больше не только повреждения столкнувшихся машин, но и вероятность выезда машин на тротуар после удара.

К сожалению, федеральное законодательство позволяет безнаказанно ездить по городу со скоростью 79 км/ч. Последствия аварии на такой скорости могут быть очень тяжелыми. В этой ситуации муниципальные власти, отвечающие за организацию дорожного движения в городах могли бы взять инициативу в свои руки и превентивным образом понизить скорость движения на улицах. Проще говоря, если вы хотите, чтобы люди ездили с разрешенной по ПДД скоростью 60 км/ч, на улице нужно ставить знак «40». Если хотите, чтобы ездили 40 км/ч, – ставьте знак «20».

Некоторое время назад я отправлял в администрацию города предложение снизить разрешенную скорость до 30 км/ч на участках улицы Куйбышева (от 8 Марта до Розы Люксембург) и улицы 8 Марта (от Малышева до Куйбышева).

Я предлагал ограничить здесь скорость 40 км/ч

Я предлагал ограничить здесь скорость 30 км/ч

Тротуары на этих участках улиц находятся вплотную к проезжей части без какой-либо буферной зоны. Из-за этого пешеходы рискуют не только попасть под колеса съехавшему с проезжей части автомобилю, но и просто быть облитыми грязью в дождь, в весеннюю или осеннюю распутицу.

К сожалению, комитет по транспорту посчитал эти предложения «нецелесообразными». Сообразно какой цели позволять ездить по центральным улицам со смертельно опасной для окружающих скоростью в комитете не уточнили.

Зачем разрешать ездить здесь со скоростью 79 км/ч?

Зачем разрешать ездить здесь со скоростью 79 км/ч?

Буферная зона между тротуаром и проезжей частью

Эффективный способ повышения безопасности и комфорта пешеходной среды – создание различного рода буферных зон между тротуаром и проезжей частью. Проще говоря, если позволяет место, можно постараться максимально отдалить тротуар от проезжей части, а также разместить в получившемся пространстве что-то, что сможет удержать автомобиль от выезда на тротуар.

Тут стоит сразу отмести идею установки удерживающих автодорожных ограждений и пешеходных ограждений. Первые, возможно, и эффективны, но визуально совершенно не подходят для города, еще больше превращая улицы в подобие шоссе. Пешеходные же ограждения никак не защищают людей на тротуаре, а при наезде на них машин могут даже покалечить окружающих, так как разлетаются на куски, подобно шрапнели.

Буферной зоной, например, может быть полоса озеленения с рядной посадкой деревьев. Наезд автомобиля на дерево, как правило, кончается плохо для водителя и пассажиров, но в сочетании со снижением скоростного режима, этот риск можно уменьшить. Кроме того, исследования показывают, что на улицах, где вдоль проезжей части посажены деревья, водители едут медленнее, чем по улицам без деревьев.

Рядная посадка деревьев может эффевтивно защищать тротуар от машин

Рядная посадка деревьев может эффевтивно защищать тротуар от машин

Также можно использовать для защиты пешеходов… парковку! Ряд припаркованных машин – это по сути барьер, состоящий из полуторатонных металлических блоков, способный предотвратить выезд транспорта с проезжей части на тротуар даже на приличной скорости. Кроме того, уличная парковка естественным образом успокаивает движение. Водители едут острожнее, если есть вероятность, что кто-то начнет выезжать с парковочного места.

Парковка может эффективно защитить пешеходов на тротуаре

Парковка может эффективно защитить пешеходов на тротуаре

Именно из-за этого полезного свойства парковки я являюсь противником тотального запрета остановки и стоянки вдоль главных улиц, которым занимается комитет по транспорту (а также выступаю за то, чтобы выделенные полосы общественного транспорта располагались по центру проезжей части, а не по краям, но об этом в другой раз).

За решения об устройстве таких буферных зон отвечает в городе комитет благоустройства. Занимается ли он защитой пешеходов? Рассмотрим на двух примерах.

До 2017 года вдоль улицы Большакова существовал непрерывный широкий тротуар практически от улицы Сурикова до улицы Шейнкмана. Он позволял пешеходам идти на значительном расстоянии о движущегося транспорта.

Тротуар вдоль Дворца Спорта

Тротуар вдоль Дворца Спорта до 2017 года

Летом 2017 года администрация города согласовала фактическую ликвидацию этого тротуара с целью строительства въезда на парковку КРК «Уралец» с перекрестка Большакова-Серова.

Новый выезд с парковки разорвал ранее непрерывный тротуар.

Новый выезд с парковки разорвал ранее непрерывный тротуар.

Выезд с парковки практически никогда не используется. Даже во время проведения мероприятий в КРК «Уралец» я не видел, чтобы он был как-то сильно задействован. Зато, если вы хотите пройти вдоль улицы Большакова, теперь вам нужно идти по узкому тротуару вдоль проезжей части, на который еще и летит грязь из-под колес машин.

Теперь пешеходы вынуждены ходить вдоль проезжей части по тротуару, на который летит грязь из-под колес машин

Теперь пешеходы вынуждены ходить вдоль проезжей части по тротуару, на который летит грязь из-под колес машин. Объемы этой грязи хорошо заметны на фото.

Второй пример. При благоустройстве улицы Шейнкмана около ЖК «Антарес» был построен вполне приличный тротуар, отделенный от проезжей части рядом перпендикулярной парковки и полосой кустарников. Это плохой пример дизайна городской среды, так как от застройки тротуар также отделяет парковка, но с точки зрения безопасности это работает.

Тротуар около ЖК "Антарес"

Тротуар около ЖК «Антарес»

Затем аналогичный тротуар появился около здания, где сейчас находится «Академия единоборств», и даже с приподнятым пешеходным переходом через выезд с парковки.

Тротуар около "Академии единоборств"

Тротуар около «Академии единоборств»

Можно было надеяться, что со временем таким тротуаром будет оборудована вся улица Шейнкмана между Большакова и Народной воли, за исключением уже построенного неудачного участка около дома Шейнкмана, 111. И что же вы думаете? Заканчивается строительство клиники «УГМК-Здоровье» и мы получаем вот такой тротуар.

Тротуар около клиники "УГМК-Здоровье"

Тротуар около клиники «УГМК-Здоровье»

Предлагается идти либо между автостоянкой и проезжей частью, рядом с движущимся транспортом, из-под колес которого летит грязь, либо по «ущелью» между подпорной стенкой автостоянки и забором.

Пешеходное "ущелье" между автостоянкой и забором

Пешеходное «ущелье» между автостоянкой и забором

И ведь постарались: перила поставили, фонарики чугунные. Но принципиальное-то решение все равно негодное!

Я не поленился написать официальный запрос в комитет благоустройства: почему не использовали вполне приемлемую конфигурацию тротуара и парковки у «Антареса» и на этом участке? Вот, что мне ответили:

Ответ из комитета благоустрйства по тротуару около "УГМК-Здоровья"

Ответ из комитета благоустрйства по тротуару около «УГМК-Здоровья»

Отвлечемся пока от вопроса, почему частная компания совершенно наглым образом решает вопросы парковки своих посетителей за счет качества благоустройства общественной (!) городской территории. Об этом мы поговорим как-нибудь в другой раз.

Но почему нужно было увязываться с благоустройством Шейнкмана, 111? Чтобы вы понимали, Шейнкмана, 111 – это такое детище «Общества «Малышева-73» конца 2000-х годов, образец худших решений в благоустройстве. Тут основной тротуар улицы отрезан от застройки не только парковкой, но и для надежности земляным откосом с заборчиком и бетонной подпорной стенкой.

Благоустройство около дома Шейнкмана, 111

Благоустройство около дома Шейнкмана, 111

Этот ужас был построен задолго даже до «Антареса». Наверное, и в комитете благоустройства за истекшее время могли успеть подумать и прийти к выводу, что это не лучшее решение, и не согласовывать такое же решение около «УГМК-Здоровья». Но нет, удобство «работ по содержанию улично-дорожной сети» для комитета важнее, чем комфорт и безопасность пешеходов на тротуаре.


Подытожим. Администрация города никогда особо не комментирует ДТП и их последствия. Считается, что это зона ответственности ГИБДД. Между тем, тяжесть последствий ДТП можно уменьшать средствами организации дорожного движения и городского дизайна. К сожалению, ни комитет по транспорту, ни комитет благоустройства этим не только не занимаются, но и напротив, принимают решения ухудшающие текущую ситуацию: запрещают парковку вдоль улиц даже там, где она не мешает движению, а также продолжают согласовывать проектные решения, вынуждающие пешеходов передвигаться в опасных и некомфортных условиях.

P.S. Насчет благоустройства у «УГМК-Здоровья» я собираюсь написать новый запрос в администрацию с требованием переделать благоустройство, чтобы тротуар был защищен от проезжей части парковкой и озеленением, как на участке у ЖК «Антарес» и «Академии единоборств». Присоединяйтесь к требованию!