Как нам развивать набережную?

На прошлой неделе мэр Высокинский сделал заявление по поводу развития набережной реки Исеть. Цитата по Znak.com: «Не будет мосточков, как предложило нам одно КБ.» Также, по мнению Высокинского, набережную нужно сделать в классическом варианте: из гранита и чугуна.

Говоря о мосточках, Высокинский имел в виду «мосты под мостами», предусмотренные проектом архитектурного бюро «ОСА» и КБ «Стрелка», а ранее предложенные в проекте нашего проектного бюро LATOON.

Что можно сказать по поводу этого заявления?

В первую очередь, это пример вопиющего неуважения не только к работе архитекторов, но и к мнению горожан, участвовавших в разработке и обсуждении проекта. К процессу общественного обсуждения проекта набережной можно относиться скептически, поскольку он был достаточно сжатым, но все-таки он был и даже в этом сжатом виде он даст сто очков вперед тому, что сейчас называется «общественными обсуждениями» на сайте администрации города. Процесс обсуждений был очным и, что важно, он происходил дважды: сначала участникам презентовали первичное видение проекта, а затем, после получения обратной связи, представили скорректированный вариант. То есть, этот процесс имел влияние на конечный результат!

И вот, спустя время, появляется мэр Высокинский и говорит: «А у меня свое видение!», тем самым перечеркивая участие и работу десятков людей, которые потратили свое время, чтобы сделать проект лучше.

Общественное обсуждение проекта набережной. Май 2017. Фото: Znak.com

Общественное обсуждение проекта набережной. Май 2017. Фото: Znak.com

 

Давайте разберемся подробнее в том, что он говорит. Начнем с гранита и чугуна. Протяженность реки Исеть между ЕКАД на севере и ЕКАД на юге составляет порядка 30 километров. Если мы хотим развивать набережную, как единое связное рекреационное пространство на всем протяжении реки, то мы просто обязаны думать о том, как делать это экономно. Подход же Высокинского же обеспечит нам парадные 500 метров в районе Цирка и на этом все опять остановится на долгие годы.

Далее: идея о том, что чугун и гранит — это парадно и солидно, а дерево и легкие конструкции — нет, совершенно абсурдна и не находит подтверждения в современной архитектурной практике. Более того, желание всё упаковать в гранит не соответствует современному пониманию бережного отношения к природе.

Набережная в Торонто

Набережная в Торонто с деревянным помостом

Наконец, в-перейдем к самому интересному: к «мосткам». Одна из ключевых проблем набережной Исети сегодня — это отсутствие связи между отдельными ее сегментами. Двигаясь вдоль реки, вы постоянно встречаете преграды в виде улиц, которые невозможно пересечь иначе, чем дойти до ближайшего перекрестка. «Мосты под мостами» были придуманы, чтобы решить эту проблему.

Мост на улице Куйбышева. Сейчас дальше дороги нет.

Мост на улице Куйбышева. Сейчас дальше дороги нет.

Почему эта идея гениальна (не побоюсь этого слова)? Во-первых, она позволяет соединить разорванные части набережной без каких-либо раскопок на городских улицах. Не нужно ничего копать, перекладывать коммуникации, перекрывать движение. Мы просто используем существующие пролетные конструкции мостов, чтобы пропустить сквозь них пешеходов и велосипедистов.

Мост под мостом на Куйбышева

Велопешеходный мост под мостом на Куйбышева. Изображение: LATOON

Эта идея, кстати, не является уникальной. В целом ряде городов мира во избежание дорогостоящих строительных работ, используются в том или ином виде и «мосты под мостами», и «мосты вдоль реки».

Велопешеходный мост под мостом в Харлеме (Нидерланды)

Велопешеходный мост под мостом в Харлеме (Нидерланды)

Понтонная эспланада в Портленде позволяет пешеходам и велосипедистам миновать участок реки, занятый дорожной развязкой

Понтонная эспланада в Портленде (Орегон) позволяет пешеходам и велосипедистам миновать участок реки, занятый дорожной развязкой

Во-вторых, эти мостки позволяют соединить между собой не только части набережной, но и противоположные берега реки. Например, если вы движетесь по набережной от Малышева к Куйбышева по левому берегу, то чтобы перейти на правый берег к Цирку, вам все равно потребуется мост. Если рассматривать реку и автомобильный мост, как своеобразный перекресток, то наш мост под мостом позволяет соединить все четыре угла этого перекрестка.

Велопешеходный мост под мостом на Куйбышева. Вид со стороны Дендрария. Изображение: LATOON

Велопешеходный мост под мостом на Куйбышева позволяет соединить все четыре угла «перекрестка» реки и улицы. Изображение: LATOON

Мост под мостом в проекте архитектурного бюро "Оса"

Мост под мостом в проекте архитектурного бюро «Оса»

Высокинский предлагает отказаться от мостов и сделать проходы под улицами Малышева и Куйбышева. Тут стоит оттолкнуться от того, что является обязательным, а что — факультативным.

Проход под Каменным мостом на улице Малышева. Изображение: Е1

Проход под Каменным мостом на улице Малышева. Изображение: Е1

Проходы под улицей Малышева в районе Каменного моста — это, конечно, неплохо, но не так уж важно. В районе Каменного моста есть два перекрестка: с улицей Горького и с улицей Добролюбова. Двигаясь вдоль реки, можно воспользоваться для пересечения Малышева пешеходными переходами, подходы к которым со стороны реки относительно удобны.

Альтернативы строительство тоннеля под Каменным мостом: регулируемые пешеходные переходы на Малышева-Горького и Малышева-Добролюбова

Альтернативы строительству тоннеля (оранжевая стрелка) под Каменным мостом: регулируемые пешеходные переходы на Малышева-Горького и Малышева-Добролюбова

Первый переход — на Горького — уже существует. Второй — на Добролюбова — комитет по транспорту упорно отказывается делать, хотя он поможет не только пешеходам и велосипедистам, но также может послужить и для обеспечения приоритета общественного транспорта.

Пешеходы переходят улицу Малышева на пересечении с Добролюбова. Сейчас потребность в этом так же актуальна, но для безопасного перехода нужен светофор.

Пешеходы переходят улицу Малышева на пересечении с Добролюбова. Сейчас потребность в этом так же актуальна, но для безопасного перехода нужен светофор.

Мост на Куйбышева — гораздо более серьезное препятствие, поскольку он гораздо выше моста на Малышева и к нему нужно подниматься по лестинце, а также, потому что к перекрестку Куйбышева-8 Марта со стороны реки нет удобного подхода.

Не будем также забывать, что для создания связного пешеходного и велосипедного маршрута вдоль набережной хотя бы до ЦПКиО нам нужно преодолеть не только мосты на Малышева и Куйбышева, но также и мост на Декабристов и мост на Белинского.

Велопешеходный мост под мостом на улице Декабристов

Велопешеходный мост под мостом на улице Декабристов

Так что же мы будем делать? Создавать парадный кусочек набережной, который не будет ни с чем связан или все-таки будем работать над созданием протяженного рекреационного маршрута?

Велопешеходный маршрут вдоль Исети в центре Екатеринбурга

Велопешеходный маршрут вдоль Исети в центре Екатеринбурга

Чем закончится первый вариант, с раскопками улиц, чугуном и гранитом, мы все прекрасно знаем: ничем. Поговорят-поговорят, а потом скажут: «Денег нет!» и забудут еще лет на десять. Второй же вариант, более экономный, все-таки имеет шансы на воплощение в жизнь.