Висимо-Уткинский веломаршрут

Велосипедный туризм во всем мире является одним из наиболее популярных видов активного отдыха. Чтобы велосипедный туризм мог быть действительно массовым и доступным не только для энтузиастов, готовых ездить по автомобильным дорогам, требуется специализированная инфраструктура, а именно — туристические веломаршруты, изолированные от автотранспорта.

Защищенные от автотранспорта делают велосипедный туризм доступным для всех желающих

Защищенные от автотранспорта делают велосипедный туризм доступным для всех желающих

Тема дальних велосипедных маршрутов интересует меня с тех самых пор, как я начал заниматья вопросами велосипедной инфраструктуры, но до недавнего времени не было возможностью заняться ею практически. Однако с конца прошлого года я плотно работаю с управляющей компанией туристического кластера «Гора Белая» и, кажется, у нас начинает вырисовываться что-то интересное!

Для тех, кто не знает, поясню, что туристический кластер «Гора Белая» — это проект администрации Свердловской области по развитию туризма. Сам же кластер — это не только одноименный горнолыжный комплекс под Нижним Тагилом, но и огромная территория вплоть до реки Чусовой, включающая в себя поселки Уралец, Висим, Висимо-Уткинск и несколько деревень. На территории кластера предполагается развивать разнообразные формы рекреационной активности и велотуризм является одной из них.

Вообще, строительство велосипедных маршрутов — дело достаточно дорогостящее, но иногда представляется возможность сэкономить. Например, в Европе и Северной Америке веломаршруты часто прокладывают по коридорам вышедших из эксплуатации железных дорог.

Коридоры бывших железных дорог идально подходят для строительства веломаршрутов

Коридоры бывших железных дорог идально подходят для строительства веломаршрутов

У таких коридоров есть ряд преимуществ:

  • Все земляные работы выполнены. Если насыпь железной дороги выдерживала тяжелые паровозы и вагоны, то велосипедистов и коммунальную технику она точно выдержит.
  • Идеальные уклоны. Железные дороги очень требовательны к максимальным уклонам, поэтому их коридоры не имеют крутых подъемов, что отлчино подходит для дальних велосипедных поездок.
  • Умренно-извилистая трассировка. Если вы едете на большое расстояние, то хотите, чтобы маршрут был более-менее рациональным и не слишком петлял. В то же время абсолютно прямые маршруты — скучны и бедны на впечатления. Коридоры железных дорог в этом отношении идеальны: они петляют, огибая рельеф, но все же досататочно прямолинейны.

Так уж удачно сложилось, что на территори кластера есть как раз такой коридор! Речь о коридоре Висимо-Уткинской узкоколейной железной дороги, построенной в конце 19 века и эксплуатировавшейся до конца 2000-х годов. Эта дорога использовалась для обслуживания заводов в окрестностях Нижнего Тагила, а в советское время по ней ходили и пассажирские поезда. К концу 2000-х годов, к сожалению, дорога оказалась никому не нужна, пути были сняты, а подвижной состав распилен на металлолом. Сегодня от этой узкоколейки осталась только просека, насыпь, часть мостов и развалины станций.

Висимо-Уткинская узкоколейная железная дорога

Висимо-Уткинская узкоколейная железная дорога

Висимо-Уткинская УЖД вела из Нижнего Тагила (прямо от исторического демидовского завода) через Черноисточинск и Висим в поселок Висимо-Уткинск, с отдельным ответвлением на поселок Уралец.

На мой взгляд, развитие этого коридора, как туристического веломаршрута, должно проходить в несколько этапов.

Этапы развития веломаршрута

Этапы развития веломаршрута

Этап 1: Уралец (ГЛК «Гора Белая») — Висимо-Уткинск (33 км). Горнолыжный комплекс является ключевым объектом кластера, который будет развиваться в первую очередь, поэтому совершенно логично сначала соединить его с другими туристическими объектами, расположенными в ближайших поселках — Висиме и Висимо-Уткинске.

Этап 2: Нижний Тагил — Уралец (44 км). Этот отрезок позволит жителям Нижнего Тагила, а также туристам, приезжающим в Нижний Тагил на поездах и автобусах, добираться до территории кластера на велосипеде.

Этап 3: Висимо-Уткинск — Усть-Утка (36 км). Этот отрезок уже не будет проходить по коридору бывшей железной дороги, и поэтому будет значительно дороже в строительстве. В связи с этим к его реализации лучше приступать, когда будут завершены первые два этапа и станет понятно, что они востребованы и популярны у туристов. Данный участок проложен вдоль живописного русла реки Межевая Утка до места ее впадения в Чусовую у деревни Усть-Утка.

Ось развития туризма

Веломаршрут — это не просто асфальтовая дорога для велосипедистов. По сути это хребет, на основе которого может развиваться самая разнообразная туристическая инфраструктура: кемпинги, кафе, смотровые площадки и т.д.

веломаршрут по ужд 2 - 1
веломаршрут по ужд 2 - 2

Можно продумать огромное количество сценариев использования веломаршута: от походов выходного дня до длительных походов на несколько дней, групповых поездок, квестов и т.п.

Промышленное наследие

Строительство веломаршрута позволит не только создать новые возможности для туризма и рекреации, но и реабилитровать забытое промышленное наследие. Огромное количество сил и ресурсов было вложено в строительство железной дороги. Множество людей работало и пользовалось ею на протяжении ста лет ее эксплуатации. Это наследие, которое стоит помнить и которое должно быть отражено в проекте маршрута.

Строительство Висимо-Уткинской УЖД

Строительство Висимо-Уткинской УЖД

Перспективы строительства

Пока что планиование развития инфраструктуры кластера находится на достаточно ранней стадии, поэтому сложно судить, будут ли выделены средства на строительство веломаршрута по трассе бывшей узкоколейки. Я со своей стороны постараюсь убедить людей принимающих решения, что это стоящая и перспективная возможность и буду держать вас, моих читателей. в курсе развития событий.