Чем обернется повышение стоимости проезда в метро?

C 15 мая повышается стоимость проезда в метро Екатеринбурга: c 28 до 32 рублей. Метро также исчезнет из тарифных планов проездных без ограничения числа поездок. Теперь безлимитно можно будет ездить только на наземном транспорте.

Решение об отдельном увеличении цены проезда в метро — нелепое по трем причинам.

Во-первых, повышение тарифа — это далеко не единственная возможность получить деньги на замену подвижного состава. Есть кредиты, есть лизинг. Мы ничего не слышали о том, что администрация пыталась задействовать эти инструменты, не прибегая к увеличению стоимости проезда.

Во-вторых, идея о том, что можно получить дополнительные деньги, просто увеличив стоимость услуги — не выдерживает критики. Конечно, если вы имеете дело с неэластичным спросом (когда у потребителя нет альтернативных вариантов), это может сработать, но метро — это совершенно не такой случай. В Екатеринбурге всё, что делает метро, делает и наземный транспорт. Да, медленее и менее надежно, но делает. И для кого-то это будет аргументом в пользу того, чтобы не ехать в метро. Соответственно, с повышением стоимости проезда в метро можно ожидать и снижение числа пассажиров.

В-третьих, тарифная изоляция метро дополнительно ударит по пассажиропотоку. Началось всё с того, что введенный ранее повременной тариф не стали распространять на метро. Однако изначально при разработке новой маршрутной сети именно для метро повременной тариф и предполагался в первую очередь — чтобы расширить его эффективную область действия за пределы пешеходной доступности станций и позволить пассажирам пользоваться метрополитеном в связке с наземным транспортом без дополнительной платы.

Долгое время повременной тариф не вводили в метро под предлогом устаревших терминалов оплаты на станциях, но, думаю, это были лишь отговорки. С новой же тарифной политикой, полагаю, повременной тариф до метро еще очень не скоро.

Сейчас же случилась новая напасть: метро исключается из проездных билетов без ограничения числа поездок. Я понимаю извращенную логику, стоящую за этой идеей, но проблема в том, что эта логика будет иметь последствия. Новые тарифы превращают метро в по сути премиальный дорогой продукт с ограниченной зоной покрытия. Выход за пределы этой зоны потребует дополнительной платы для пассажиров. В то же самое время на наземном транспорте действуют какие-никакие варианты совершения сетевых поездок, да и зона покрытия у него шире.

В итоге после введения новых тарифов мы, скорее всего, увидим снижение пассажиропотока в метро.

Повышение стоимости проезда не станет способом заплатить за новый подвижной состав, но способом перевезти меньше людей за бо́льшие деньги и в итоге получить такую же (или даже меньшую) общую выручку.

Изначально же смысл метро всё-таки в том, чтобы относительно экономично перевозить большие массы людей. Отсюда все идеи об интеграции метро и наземного транспорта: людей нужно стимулировать к тому, чтобы задействовать метро в своих поездках, даже если они не могут завершить ее, оставаясь в рамках метрополитена. Это позволит заполнять вагоны и вне пиковых часов и сделать оправданными большие капитальные и эксплуатационные расходы, которые предполагает метро.

Наконец, тот факт, что в городе-миллионнике не будет безлимитного проездного на все виды транспорта — это просто смехотворно. В той же Москве безлимитные проездные являются одной из наиболее логичных опций для регулярных пассажиров. Более того, в отличие от Екатеринбурга, в столице есть и удобные для жителей квартальные и годовые проездные, позволяющие дополнительно экономить, и привлекательные для гостей города «короткие» проездные — на сутки, на три дня и на неделю. Наш же город, получается, не только не развивает инструмент проездных, а напротив, ухудшает его. О каком развитии общественного транспорта в таком случае может идти речь?

О том, как должна выглядеть разумная тарифная политика в общественном транспорте, мы поговорим в одном из следующих видео.


Подпишитесь на «Живые улицы»: