Каким должно быть общественное пространство вокруг Ледовой арены?

В мае прошлого года я уже писал довольно подробно о планируемом строительстве Ледовой арены на месте снесенной телебашни. Сегодня же застройщик, компания «УГМК», предлагает обсудить благоустройство набережной вокруг этого спортивного объекта.

На мой взгляд, «обсуждение набережной» — это неоправданное суждение повестки, ведь набережная образует только одну сторону участка, на котором разместится арена. Получается, с другими тремя — улицами Декабристов, Степана Разина и Народной Воли — можно делать всё, что угодно? Или с ними и так всё хорошо?

На самом деле, совсем не хорошо, поэтому давайте с улиц и начнем, и прежде всего поговорим об улице Декабристов.

Улица Декабристов между Чапаева и Степана Разина

Улица Декабристов между Чапаева и Степана Разина

Эта улица на участке между рекой Исеть и улице Степана Разина сегодня представляет собой чудом сохранившийся уголок старого Екатеринбурга. Новая застройка здесь тоже имеется, но она достаточно органично вписана в существующую среду.

Офисное здание вписано в градостроительный контекст и не берет на себя много внимания.

Офисное здание вписано в градостроительный контекст и не берет на себя много внимания.

Был риск, что фасад улицы Декабристов пострадает из-за застройки внутри квартала Степана Разина-Декабристов-Чапаева-Тверитина, которую начинает компания «Форум-групп», однако, с появлением рендеров стало понятно, что на улицу вместо старых деревянных домов будут выходить новые здания, но тоже малоэтажные и в классическом стиле.

Проект застройки южной стороны улицы Степана Разина

Проект застройки южной стороны улицы Степана Разина

Таким образом можно было надеяться, что улица Декабристов сохранит свой характер. И тут появляется Ледовая арена. Она позицинируется, как «арена без парковки», но именно поверхностная парковка, согласно планам застройщика, и будет формировать фасад улицы со стороны спортивного сооружения.

Парковка и въезд в паркинг, выходящие на улицу Декабристов

Парковка и въезд в паркинг, выходящие на улицу Декабристов

Застройщик планирует снести деревянный дом по улице Декабристов 42а и сделать на его месте въезд в паркинг и плоскостную автостоянку.

Парковка и выезд в паркинг на улице Декабристовистов

Парковка и выезд в паркинг на улице Декабристовистов

Аналогичная судьба может постигнуть участок в районе перекрестка Декабристов-Чапаева. Здесь также предполагается сделать въезд в паркинг и плоскостную стоянку.

Парковка и въезд в паркинг на перекрестке Чапаева-Декабристов

Парковка и въезд в паркинг на перекрестке Чапаева-Декабристов

Оба этих решения являются совершенно неприемлемыми, поскольку разрушают визуальный облик и характер исторического квартала улиц Декабристов и Чапаева.

Я писал об этом в прошлом году и говорю сейчас: улицу Декабристов необходимо сохранить. Следует отказаться от сноса дома Декабристов 42а, а на месте отсутствующих зданий вдоль линии застройки целесообразно возвести новые малоэтажные здания, которые завершат формирование линии застройки.

Необходимо сформировать фасад застройки по улице Декабристов

Необходимо сформировать фасад застройки по улице Декабристов

Въезд и выезд из паркинга при этом лучше перенести на улицу Степана Разина, которую уже сложно чем-то испортить. Въезд со стороны Декабристов можно оставить, но при этом состыковать его с перекрестком и оставить ему лишь техническую функцию — для подъезда служебного транспорта и экстренных служб.

Нужно отказаться от проездов, выходящих на улицу Декабристов, а проезд со стороны Чапаева оставить, как технический

Нужно отказаться от проездов, выходящих на улицу Декабристов, а проезд со стороны Чапаева оставить, как технический

Требование №1: сохранить характер улицы Декабристов посредством переноса въезда в паркинг на улицу Степана Разина, ликвидации всех поверхностных парковок с этой стороны арены, а также посредством минимизации роли подъезда к арене со стороны перекрестка Декабристов-Чапаева.

Поговорим теперь об улице Степана Разина. Ее сейчас сложно чем-то испортить. Сюда выходят технический функции бизнес-центров по улице 8 Марта, здесь стоит автозаправочная станция. Поэтому вполне логично, что именно ее можно рассматривать, как основную «техническую» улицу, с которой будет осуществляться подъезд транспорта, загрузка и так далее.

Улицу Степана Разина сложно чем-либо испортить

Улицу Степана Разина сложно чем-либо испортить

Эту функцию однако тоже нужно реализовать деликатно, чтобы не ухудшать условия для движения пешеходов, а я напомню, что именно через Степана Разина будут подходить зрители с южной стороны. Сейчас в проект въезд в паркинг сделан в уровне первого этажа. Этот въезд будет расскекать поток пешеходов, идущих по тротуару.

Масштабный въезд в паркинг будет рассекать пешеходный поток по улице Степана Разина

Масштабный въезд в паркинг будет рассекать пешеходный поток по улице Степана Разина

Чтобы этого избежать, целесообразно сделать въезд в паркинг в виде пандусов, параллельных проезжей части.

Параллельные проезжей части въезды в паркинг помогут изебажать пересечения потоков транспорта и пешеходов

Параллельные проезжей части въезды в паркинг помогут изебажать пересечения потоков транспорта и пешеходов

В таком случае поток транспорта, въезжающий в паркинг и выезжающий из него, не будет пересекаться с пешеходами, идущими по тротуару улицы Степана Разина. Вместо въезда в паркинг на эту улицу лучше вывести активный фасад стилобата — с магазинами, кассами и так далее.

Требование №2: сделать въезд и выезд из паркинга со улицы Степана Разина таким образом, чтобы они не пересекались с пешеходным тротуаром улицы, а на фасад стилобата вместо въезда в паркинг вывести активные функции — магазины, кассы, кафе и т.д.

Фасадом улицы Народной Воли отдельно заниматься не будем. Это парадный фасад всего комплекса и он единственный, который сделан хорошо и с уважением к окружающей городской среде.

Фасад со стороны Народной Воли отторжения не вызывает

Фасад со стороны Народной Воли отторжения не вызывает

Вместо этого лучше посмотрим на то, как лучше соединить две части улицы Народной Воли, лежащие по двум стронам реки. В проекте, показанном ранее, был предусмотрен пешеходный мост, соединяющий два берега реки.

Мост по оси улицы Народной воли

Мост по оси улицы Народной воли

Это очень хорошо, поскольку улица Народной Воли может стать удобным пешеходным маршрутом в дополнение к улице Куйбышева с ее узкими тротуарами и улице Декабристов, где достаточно узкие тротуары на Царском мосту.

Улица Народной воли представляет собой потенциально удобный пешеходный и велосипедный маршрут

Улица Народной воли представляет собой потенциально удобный пешеходный и велосипедный маршрут

Однако не будем забывать, что помимо направления «восток-запад», которое задает улица Народной Воли, с рекой Исеть в этом месте пересекается и направление «север-юг», которое создается улицами Горького и Чапаева.

Потенциальная транспортная связь по оси улиц Чапаева и Горького

Потенциальная транспортная связь по оси улиц Чапаева и Горького

На мой взгляд, это направление даже заслуживает того, чтобы построить полноценную улицу в том числе и для транспорта.

Вокруг Ледовой арены вполне возможно развитие отсутствующих участков сетки улиц

Вокруг Ледовой арены вполне возможно развитие отсутствующих участков сетки улиц

Не автомагистраль, но такую же улицу, например, как улица Горького. Она позволит увеличить связность улично-дорожной сети, в результате чего весь трафик не будет стекаться только лишь на крупные перекрестки, такие как Куйбышева-8 Марта или Куйбышева-Розы Люксембург.

В сегодняшнем варианте Ледовая арена, очевидно, не позволяет построить такую улицу, но, по меньшей мере, необходимо учитывать связь по направлению Горького-Чапаева для пешеходов и велосипедистов. Чтобы по этому направлению было удобно пересекать реку, необходимо развернуть мост, планируемый по оси улицы Народной Воли на 45 градусов. Таким образом, он будет под компромиссным углом к обоим направлениям движения. Направление движения «север-юг» при этом, разумеется, должно быть оформлено в благоустройстве территории в виде пешеходной и велосипедной дорожек, либо широкой совмещенной велопешеходной дорожки.

Новый мост необходимо расположить так, чтобы он обслуживал оба направления: по Народной воли и по Горького-Чапаева

Новый мост необходимо расположить так, чтобы он обслуживал оба направления: по Народной воли и по Горького-Чапаева

Требование №3: спроектировать новый мост через Исеть под углом 45 градусов к сетке улиц, чтобы он обслуживал и пешеходное движение по улице Народной Воли, и по улицам Горького и Чапаева. Предусмотреть велосипедные и пешеходные связи по оси улиц Горького и Чапаева.

Теперь, наконец-то, мы дошли до набережной. Базовое требование по набережной состоит в том, что она должна представлять собой непрерывный пешеходный и велосипедный маршрут. При этом под непрерывностью мы также подразумеваем и безбарьерность: отсутствие необходимости ходить по лестницам.

Велопешеходный маршрут вдоль реки Исеть

Велопешеходный маршрут вдоль реки Исеть

Основным препятствием к этому на сегодняшний день являются мосты по улице Куйбышева и улице Декабристов.

Мост по улицам Куйбышева и Декабристов препятствуют движению пешеходов вдоль набережной

Мост по улицам Куйбышева и Декабристов препятствуют движению пешеходов вдоль набережной

Что касается улицы Куйбышева, то существует два принципиальных варианта ее преодоления. Первый: использовать пролеты мостов для пропуска пешеходного и велосипедного трафика при помощи «моста под мостом». Это экономичный способ, поскольку он не требует раскопок, перекладки коммуникаций и перекрытия движения по улице Куйбышева.

Мост под мостом в проекте бюро "Оса"

Мост под мостом в проекте бюро «Оса»

Мост под мостом в проекте бюро LATOON

Мост под мостом в проекте бюро LATOON

Второй: создать тоннель под улицей. Это более дорогой способ, требующий серьезных раскопок под улицей, с переносом коммуникаций, перекрытием движения и так далее.

Тоннель под улицей Куйбышева

Тоннель под улицей Куйбышева

До недавного времени планировалось, что вопрос улицы Куйбышева будет решаться при помощи моста под мостом. Это решение было предусмотрено в концепции КБ «Стрелка» и бюро «Оса». Но затем администрация города почему-то передумала и решила копать тоннель.

Поясню, почему «мост под мостом» лучше тоннеля, даже если отбросить вопрос стоимости. Улица Куйбышева и река Исеть — это непреодолимые препятствия для пешеходов. В месте, где они пересекаются, они создают что-то вроде перекрестка. По четырем сторонам этого перекрестка находятся четыре разрозненные части общественного пространства набережной.

Река и улица образуют перекресток, по углам котрого лежат разрозненные части общественного пространства набережной

Река и улица образуют перекресток, по углам котрого лежат разрозненные части общественного пространства набережной

Если мы с большими усилиями и затратами строим тоннель под улицей Куйбышева, то мы соединяем между собой только две из четырех частей общественного пространства.

Тоннель решает проблему связи между двумя из четырех фрагментов общественного пространства

Тоннель решает проблему связи между двумя из четырех фрагментов общественного пространства

Если мы хотим присоединить другие два — участок у Цирка и Дендрарий, нам придется построить два моста параллельно улице Куйбышева.

Чтобы соединить все части общественного пространства все равно потребуются мосты через реку

Чтобы соединить все части общественного пространства все равно потребуются мосты через реку

То есть, если мы хотим полноценно соединить все участки набережной, то мосты нам всё равно потребуются в дополнение к тоннелю. Какие-то соединения при этом останутся неудобными. Например, чтобы от Цирка перейти в Дендрарий, придется идти буквой П: через мост, через тоннель и снова через мост.

При этом некоторые связи все равно останутся неудобными.

При этом некоторые связи все равно останутся неудобными.

Если же мы используем «мост под мостом», то мы одним сооружением соединяем все четыре участка набережной.

Мост под мостом позволит соединить все четыре участка набережной удобными связями

Мост под мостом позволит соединить все четыре участка набережной удобными связями

По сути это как диагональный переход на перекрестке.

У «Осы» и «Стрелки» мост был деревянным, поскольку перед ними стояла задача сделать все инженерные сооружения как можно более дешевыми, но если главу города так смущает дерево, то мост под мостом может быть и гораздо более капитальным.

Велосипедный мост в Копенгагене

Велосипедный мост в Копенгагене

Требование №4: вернуться к идее «моста под мостом» для связи участков набережной по обеим сторонам улицы Куйбышева, как к наиболее эффективной с точки зрения решения стоящей проблемы, так и с точки зрения финансовых затрат.

Еще один момент, касающийся улицы Куйбышева — это вопрос связи набережной с улицами вокруг. В данное время к реке нет безбарьерного спуска, что делает набережную недоступной для маломобильных групп населения, а также делает неудобным доступ к ней на велосипедах, электросамокатах и других способах микромобильности.

Единственное место, где еще можно сделать пологий спуск на набережную — это вдоль территории Дендрария.

Пологий спуск к набережной от перекреста Куйбышева-8 Марта

Пологий спуск к набережной от перекреста Куйбышева-8 Марта

В свое время я пытался убедить архитекторов бюро «Оса» предусмотреть этот спуск в проекте, но пришлось от этой затеи отказаться, как от слишком затратной и спорной с точки зрения сохранения зеленых насаждений. Пологий спуск для пешеходов и велосипедистов от перекрестка 8 Марта-Куйбышева к набережной — это будет очень удобно, но ради его строительства придется снести большую часть деревьев вдоль южной границы Дендрария. Потом, разумеется, можно будет посадить новые, но, пока они вырастут, пройдет немало времени.

Тем не менее, раз уж речь идет о крупномасштабном проекте и основательном изменении всего окружающего ландшафта, я думаю, что эту идею нужно, как минимум, рассмотреть.

Требование №5: рассмотреть возможность строительства полого спуска на набережную от перекрестка 8 Марта-Куйбышева для пешеходов и велосипедистов вдоль южной границы Дендрария.

Скажу пару слов о том, почему после улицы Куйбышева при движении на юг транзитную велодорожку вдоль набережной лучше перенести на с левой на правую сторону Исети.

От Куйбышева и южнее транзитную пешеходную и велосипедную дорожки лучше перенести на правую сторону Исети

От Куйбышева и южнее транзитную пешеходную и велосипедную дорожки лучше перенести на правую сторону Исети

Во-первых, тем самым мы позволим велосипедистам не только двигаться вдоль реки, но и пересекать реку в комфортных условиях. Например, вы едете на велосипеде по улице Степана Разина и хотите попасть в деловой район на Белинского. Вы просто спускаетесь около цирка на набережную и едете дальше до Карла Маркса, пересекая реку по ходу дела.

Перенос велодорожки позволит пересекать реку, даже не замечая этого, при движении по городу.

Перенос велодорожки позволит пересекать реку, даже не замечая этого, при движении по городу.

Во-вторых, левый берег Исети после улицы Народной воли становится очень крутым, а сама зона для размещения благоустройства — очень узкой. Разместить здесь и пешеходную и велосипдную дорожки будет проблематично.

К югу от улицы Народной Воли левый берег Исети становится очень тесным для размещения пешеходной и велосипедной дорожек

К югу от улицы Народной Воли левый берег Исети становится очень тесным для размещения пешеходной и велосипедной дорожек

Требование №6: при планировании велосипедного маршрута вдоль Исети переместить транзитную велодорожку с левого берега на правый после пересечения улицы Куйбышева.

Движемся дальше на юг и посмотрим, как же планируемая Ледовая арена будет граничить с набережной. А граничить она будет, судя по макету, опять плоскостной автостоянкой.

Плоскостная парковка между ареной и набережной

Плоскостная парковка между ареной и набережной

Это никуда не годится. Нужно, чтобы здесь либо был тихий парк, и присутствие арены не сильно ощущалось, либо чтобы у стилобата арены здесь был активный фасад с кафе, выходящими на набережную, детскими и спортивными площадками и так далее.

Также не будем забывать, что вдоль этого фасада арены мы должны получить пешеходную и велосипедную связь по оси улиц Горького и Чапаева.

Требование №7: отказаться от устройства плоскостной автостоянки между Ледовой ареной и набережной, сделав на этом участке парк. При этом необходимо предусмотреть пешеходную и велосипедную связь вдоль оси улиц Горького и Чапаева.

И, наконец, посмотрим на мост по улице Декабристов. Этот мост также можно предолеть, используя «мост под мостом».

Мост под мостом на Декабристов

Мост под мостом на Декабристов

В данном случае показан мост под центральным пролетом Царского моста, но чтобы сохранить возможность движения по реке на катамаранах, байдарках и пэдлбордах, можно сделать мост и через крайний пролет.

Мост под мостом на Декабристов через крайний пролет

Мост под мостом на Декабристов через крайний пролет

При этом транзитные пешеходная и велодорожка остаются на более пологом правом берегу реки.

Этот мост будет ниже, чем тот, что на Куйбышева, поэтому во время сильных паводков его может подтапливать.

Во время паводков возможно подтопление моста под мостом

Во время паводков возможно подтопление моста под мостом

Это само по себе не страшно. Главное, предусмотреть, чтобы конструкции не корродировали, а обойти затопленный участок во время паводков можно будет через перекресток Чапаева-Декабристов.

При подтоплении моста можно будет обойти его через ближайший перекресток

При подтоплении моста можно будет обойти его через ближайший перекресток

Требование №8: предусмотреть «мост под мостом» на улице Декабристов для обеспечения возможности пересечения улицы пешеходами и велосипедистами при движении вдоль набережной, без пересечения с автотранспортом.

Такими мне видятся требования к общественному пространству вокруг Ледовой арены на месте снесенной телебашни. А какие требования предъявили бы вы? Если вам есть, что добавить, — пишите в комментариях.