Генплан 2035 — транспортная революция?

В Екатеринбурге проходит общественное обсуждение проекта нового генерального плана развития города до 2035 года. Заместитель главы города по вопросам капитального строительства и землепользования Алексей Бирюлин призвал всех желающих присылать предложения и замечания. Несмотря на то, что общественные обсуждения носят рекомендательный характер, думаю, что нужно воспользоваться этим предложением. По крайней мере это хорошее упражнение для ума — попытаться сформулировать, каким мы сами хотим видеть наш город.

Я взялся проанализировать ту часть генплана, которая касается развития транспортной инфраструктуры и общественных пространств, а также сформулировать предложения к документу.

Эта статья — первый из серии материалов, посвященных проекту генерального плана развития Екатеринбурга до 2035 года.

Генплан-2025 — приспособление к автомобилизации

Начать, на мой взгляд, следует с признания того, что новый генплан без преувеличений является революционным с точки зрения подхода к развитию транспортной системы. Если мы посмотрим на предыдущий генплан Екатеринбурга (до 2025 года), что мы там увидим? Мы увидим тотальное приспособление города к автомобилизации. Предполагалось расширение проезжих частей улиц и строительство транспортных развязок в разных уровнях даже в центре города! Например, развязки предполагалось построить на Московской-Ленина, Московской-Куйбышева, Ленина-Восточной и т.д.

Во-всех этих точках должны были появиться многоуровневые развязки

Во-всех этих точках должны были появиться многоуровневые развязки

Из всего этого великолепия мы получили только развязку на Московской-Большакова-Фурманова и можно с уверенностью сказать: «Спасибо, что только её!» Хотя лучше бы и её снести и, возможно, для этого появится повод. Но об этом позже.

Появилась в результате только одна - на Московской-Большакова-Фурманова. Но даже по ней можно судить о потенциальном масштабе бедствия, если бы предыдущий генплан реализовался полностью.

Появилась в результате только одна — на Московской-Большакова-Фурманова. Но даже по ней можно судить о потенциальном масштабе бедствия, если бы предыдущий генплан реализовался полностью.

В генплане до 2025 года также на полном серьезе было прописано строительство автомобильных транспортных тоннелей, пересекающих центр города.

Предполагалось строительство десятков внеуличных — надземных и подземных — переходов. В частности подземные переходы планировалось построить на перекрестках 8 Марта-Малышева, 8 Марта-Ленина, Восточная-Малышева, Восточная-Куйбышева и т.д.

Некоторые из планируемых ранее подземных переходов.

Некоторые из планируемых ранее подземных переходов.

Все это подавалось, разумеется, под соусом заботы безопасности пешеходов, но понятно, что реальной целью было убрать пешеходов с проезжей части, чтобы они «не мешали движению транспорта». В этой парадигме были построены подземные переходы на Вайнера-Малышева и Вайнера-Радищева, а также убраны наземные пешеходные переходы при строительстве входов на станции метро.

Один из реализованных подземных переходов на улице Радищева. Теперь, чтобы перейти не самую загруженную улицу, нужно спускаться под землю.

Один из реализованных подземных переходов на улице Радищева. Теперь, чтобы перейти не самую загруженную улицу, нужно спускаться под землю.

Предыдущий генплан декларировал необходимость приоритета общественного транспорта, но фактически не предусматривал никаких мер для обеспечения этого приоритета. В нем нет упоминания выделенных полос или обособления трамвайных путей в центре города и хотя последняя мера впоследствии появилась в стратегическом проекте «Удобный общественный транспорт»

Весьма специфический подход был к развитию трамвая. С одной стороны декларировалась важность трамвая, как основного вида наземного транспорта, но в то же время предполагалось снятие трамвайных путей с улицы 8 Марта под предлогом того, что трамвай на ней «дублирует метро». Сегодня мы знаем, что у трамвая на этой улице есть своя роль и факт некотрого дублирования метро не является проблемой, но тогда это казалось самоочевидным: зачем вам трамвай, когда есть метро?

Трамвай с улицы 8 Марта предполагалось убрать под предлогом, что он дублирует метро.

Трамвай с улицы 8 Марта предполагалось убрать под предлогом, что он дублирует метро.

Генплан-2025 — построение мультимодальной транспортной системы

Новый генплан подходит к вопросам транспорта совершенно иначе. Нет, он не запрещает автомобили но он признает, что город не может развиваться с опорой на личный автотранспорт. Поэтому приоритет отдается общественному транспорту пешеходам и немоторизованным способам передвижения (велосипедам, электросамокатам и т.п.)

В новом генплане по-прежнему предусмотрено много дорожного строительства, но в основном оно сосредоточено в периферийных районах. Никаких многоуровневых развязок в центре города.

Большое внимание уделено развитию трамвайной системы. Например, линия по улице 8 Марта не только не ликвидируется, но предполагается ее восстановление на участке между Радищева и Ленина, а также продление по Елицина до Челюскинцев.

На этом участке улицы 8 Марта предусмотрено восстановление трамвайного движения.

На этом участке улицы 8 Марта предусмотрено восстановление трамвайного движения.

Впервые в генплане есть не только упоминание приоритета общественного транспорта, но также приводятся конкретные улицы, на которых должны появиться выделенные полосы. Список этих улиц не слишком длинный, но само его наличие — это уже хорошо.

Наконец, впервые в генплане есть целый раздел, посвященные пешеходному движению и немоторизованному транспорту — велосипедам, электросамокатам и т.п. Эти способы передвижения не рассматриваются, как какое-то историческое недоразумение, которое скоро прекратит свое существование, но, напротив, заявляются, как приоритетные! Я думаю, только за одно это разработчиков нового генплана можно похвалить!

Всем спасибо, все свободны?

После моей похвалы новому генплану вы, возможно, скажете: «Ну, если всё так хорошо, то, наверно, и не нужно ничего добавлять?» Не совсем так. Новый генплан в том, что касается транспорта, хорош на концептуальном уровне. Очень здорово, что нам не нужно будет бороться с идеей города-автостоянки с многоуровневыми развязками и подземными переходами на каждом шагу. Есть города, например, соседний Челябинск, где ситуация именно такова и там активистам приходится бороться с развязками и подземными переходами.

Мы сегодня оказались в гораздо более благоприятной ситуации, когда мы в целом согласны с направлением развития транспортной системы и можем обсудить, что конкретно имеет смысл сделать в ближайшие годы, чтобы в этом направлении продвинуться. Этим мы в ближайшее время и займемся.


Понравился материал? Поддержите проект «Живые улицы», подписавшись на ежемесячное пожертвование на Патреоне!