Метро + автобус = ?

Когда мы говорим о надежности и скорости общественного транспорта, обычно мы связываем эти характеристики с конкретными транспортными технологиями. Так, например, метро — самый надежный транспорт, а автобус — самый ненадежный. Отсюда все идеи о том, что «только метро спасет город» и так далее. Однако, привязывать скорость и надежность к конкретному типу подвижного состава — не вполне правильно.

На самом деле, конкретная транспортная технология (метро, трамвай или автобус) отнюдь не является определяющим фактором в том, насколько быстрым и надежным будет та или иная линия общественного транспорта. Определяющим фактором является приоритет проезда, по-английски «right-of-way» (далее ROW).

Известный специалист по транспорту, американский профессор Вукан Вучик выделяет три основных типа приоритета проезда: ROW-A, ROW-B и ROW-C.

Три типа общественного транспорта по степени приоритета проезда.

Тип ROW-A предполагает полностью отдельное движение от остального транспорта — на перегонах и на пересечениях. Единственный тип задержек, который испытывают пассажиры — это остановки на станциях. К этому типу относятся, разумеется, железная дорога и метро, но есть и системы работающие на пневмоколесном подвижном составе, проще говоря — на автобусах. К таковым относится, например, Metrobus в Стамбуле — 50-километровая линия скоростного автобусного транспорта, перевозящая 800 тысяч пассажиров в сутки. Для сравнения, наша 13-километровая линия метро перевозит в сутки 130 тысяч пассажиров.

Metrobus в Стамбуле — система, работающая на автобусах и перевозящая 800 тысяч пассажиров в сутки.

Тип ROW-B предполагает движение общественного транспорта по выделенным полосам, но при этом он может пересекаться с остальным трафиком на перекрестках, а также иметь пересечения с пешеходными путями в одном уровне. В этой категории опять же, есть и рельсовый и шинный транспорт. Рельсовый представлен различными вариантами трамвая, двигающегося по обособленному полотну.

Трамваяная линия Т3 в Париже — пример рельсового транспорта, имеющего приоритет типа ROW-B.

Шинный же представлен скоростным автобусным транспортом в различных формах.

Выделенный автобусный коридор на бульваре Монпарнас в Париже пример шинного общественного транспорта, имеющего приоритет типа ROW-B.

К типу ROW-C относится общественный транспорт, движущися в общем потоке с личными автомобилями и не имеющий никакого приоритета. Опять же здесь есть и рельсовый транспорт, представленный трамваями, движущимися в общем потоке, и шинный транспорт — обычные автобусы и троллейбусы.

Трамваи, движущиеся в общем потоке в Торонто пример приоритета типа ROW-C.

Таким образом мы видим, что тип подвижного состава связан с надежностью и скоростью лишь опосредованно. Рельсовый транспорт, такой как метро или электричка, обычно более быстр и надежен, чем пневмоколесный, однако, это не свидетельство превосходства рельсовых систем над пневмоколесными, но результат того, что рельсовый транспорт движется в условиях приоритета типа А, в том время как большинство автобусов и троллейбусов движутся в условяих приоритета типа С. При этом, как показывает опыт Стамбула и множества других городов, построивших системы скоростного автобусного транспорта, можно построить линию, работающую на автобусах, но при этом обеспечивающую надежность, скорость и провозную способность не хуже некоторых рельсовых систем, но за гораздо меньшие деньги!

О том, как это применимо в городах России и, в частности, в Екатеринбурге, мы поговорим в следующих материалах!


Поддержите проект «Живые улицы», подписавшись на ежемесячное пожертвование!