Екатеринбург — город исчезающих уличных деревьев

В Екатеринбурге установилась аномальная для Урала жара, а значит, пришло время поговорить об уличных деревьях!

В нашем городе много говорят о деревьях в парках и это хорошо. Уличные деревья, как правило не привлекают большого внимания, однако, они не менее важны, чем деревья в парках, и от них во многом зависит комфорт городской среды.

Уличные деревья имеют множество свойств, которые делают их полезными в любое время года и при любой погоде. Например, они уменьшают объем единовременного сброса воды в ливневую канализацию во время сильных дождей. Кроны взрослых деревьев удерживают большое количество воды, увеличивая площадь поверхности, с которой она потом испаряется. Та же вода, которая все-таки попадает на землю, впитывается и питает корни. Хотите, чтобы улицы не топило после сильного дождя? — сажайте больше деревьев!

Механизм перехвата дождевой воды деревьями

Также доказано, что на улицах, где вдоль проезжей части есть рядная посадка деревьев, водители меньше превышают скорость. Деревья усиливают ощущение скорости, а также визуально сужают улицу, благодаря чему водители едут более спокойно.

Более того, иногда деревья воздействуют на водителей не только психологически, но и вполне реально останавливают машины и даже автобусы, как случилось недавно на Плотинке.

ДТП с автобусом на Плотинке

Однако, в такие жаркие дни нас прежде всего интресует такое полезное свойство деревьев, как способность создавать тень и снижать локальную температуру воздуха. Признаемся себе честно, когда на улице +34 градуса, разница между улицей с деревьями и улицей без деревьев — это разница между возможностью идти с хотя бы относительным комфортом и медленным поджариванием на асфальте. Температура воздуха — это одно, но когда солнце освещает твердые поверхности — проезжую часть, тротуары, здания — они раскаляются и сами начинают излучать тепло и повышать температуру вокруг себя.

Разница в температурах твердых поверхностей на улице с деревьями и без деревьев при одинковой температуре воздуха.

Эта особенность городской застройки накапливать тепло и отдавать его обратно даже получила собственное название — «городской остров тепла» — когда температура воздуха в городе существенно выше, чем в пригородах и за городом.

Городской остров тепла

Городской остров тепла — это не приговор. Конечно, очень сложно полностью исключить использование темных нагревающихся на солнце поверхностей, однако, можно бороться с локальными эффектами перегрева. Как? Один из способов — сажать больше деревьев на улицах.

К сожалению, в Екатеринбурге с уличными деревьями все не слишком хорошо ни на старых улицах, ни на новых. Однако разберемся по порядку.

Как вообще деревья появляются на улицах? Во-первых, они могут появиться, как часть общего благоустройства, когда улица только строится. У нас в городе есть примеры отличного уличного озеленения. Это, например, отдельные участки проспекта Ленина, улицы 8 Марта, улицы Малышева и так далее.

Проспект Ленина в районе Втузгородка

На этих улицах деревья создают вполне комфортную среду даже в жаркие дни.

Улица 8 Марта

Кроме того, деревья здесь отделяют тротуар от проезжей части, создавая более безопасную среду для пешеходов.

Улица Малышева

Все эти улицы с хорошим озеленением были построены в советское время, а как обстоят дела с озеленением на улицах, построенных за последние годы?

Посмотрим на продолжение улицы Ленина, построенное к Чемпионату мира по футболу 2018 года.

Соединение улиц Ленина и Татищева, построенное к ЧМ-2018

Кроме чахлых кустиков и того, что не вырубили при строительстве, на этой улице нет практически никакой растительности. При этом улица очень широкая и при желании здесь можно было посадить сотни новых деревьев. Я подробно этим занимался в 2015 году, но, к сожалению, изменить проект улицы тогда не удалось.

Другой пример — улица Мехренцева в Академическом районе.

Улица Мехренцева в Академическом районе

На нее мне особенно жалко смотреть, поскольку именно с этой улицы я по сути начинал проект «Живые улицы». Тогда я предлагал сделать озеленененную аллею с велодорожкой вдоль линии застройки.

Предложение по улице Мехренцева (Широкореченской) 2011 года.

В итоге никакой аллеи там нет, зато сделали автостоянку. Между этой стоянкой и основной проезжей частью улицы посадили какие-то веточки, но там, где это важно — там где ходят люди, никаких деревьев нет.

То, что получилось в результате.

Улица Сурикова в районе Юг центра. Также практически никаких деревьев.

Улица Сурикова между Авиационной и Циолковского

Улица Циолковского. Есть газоны и кусты, но деревьев нет.

Улица Циолковского

Улица Пирогова в районе Центрального стадиона. Сплошной асфальт и никаких деревьев.

Улица Пирогова до реконструкции

А вот так улица выглядела до реконструкции:

Улица Пирогова после реконструкции

Улица Репина также в районе стадиона. Сплошное поле из асфальта, камня и бетона.

Улица Репина в районе Центрального стадиона

А вот так улица Репина выглядела до реконструкции:

Улица Репина до реконструкции

Этот список можно продолжать долго. Почему так происходит и почему деревья не высаживаются? Потому что комитет благоустройства администрации города не предъявляет никаких серьезных требований к новым улицам в том, что касается деревьев. Конечно, в техзадании на проектирование будет написано: «предусмотреть посадку новых деревьев», но в этом очень мало конкретики. Поэтому, после того, как проектировщики завершают раскладку всех подземных коммуникаций в поперечном профиле улицы, места под по посадку деревьев, как правило, не остается.

На существующих улицах ситуация с деревьями обстоит не лучшим образом. Город — это сложная для деревьев среда обитания. Время от времени деревья погибают, ломаются из-за ветра и так далее. Казалось бы, город должен заменять погибшие деревья и высаживать новые, но этого не происходит. Пройдитесь по центральным улицам и повсюду вы увидите пеньки в приствольных лунках.

Приствольная лунка без дерева на проспекте Ленина

Что еще хуже, с каждым новым ремонтом, эти лунки с пеньками — эти немые свидетели упадка городского озеленения — асфальтируются или закладываются плиткой, чтобы все забыли, что здесь когда-то были деревья.

Посмотрим на спутниковый снимок проспекта Ленина между Хохрякова и Вайнера 2006 года. Вся южная часть улицы была озеленена:

Проспект Ленина между Хохрякова и Вайнера. Обратите внимание на южную сторону улицы.

Сегодня здесь нет ни одного дерева:

Проспект Ленина на том же участке сегодня — ни одного дерева.

Проспект Ленина в районе автобусной остановки «Площадь Труда». Отчетливо видны лунки, где росли две липы:

Лунки без деревьев на проспекте Ленина на остановке «Площадь Труда»

Со следующей перекладкой плитки лунки уже заложены:

После ремонта — ни лунок, ни новых деревьев.

Тот же участок проспекта Ленина, ближе к Карла Либкнехта. Была лунка:

Лунка без дерева на проспекте Ленина

Нет лунки:

После ремонта — ни лунки, не дерева

Улица Малышева около ТЦ «Limerance». Было четыре дерева:

Деревья около ТЦ «Limerance» на Малышева в 2012 году

Стало два, а на месте одного уже чудесно стоят машинки:

То же место сегодня — двух из четырех деревьев уже нет.

Это можно продолжать бесконечно. Администрация города практически не заменяет утерянные уличные деревья, особенно в центре города.

Еще одна ситуация, в результате которой на улице могут появиться деревья — это когда строится новое здание и вокруг него делается благоустройство. С этим у нас все совсем плохо.

Вы помните, например, что до строительства ТЦ «Европа» вокруг зданий, формирующих теперь его фасад, росли деревья?

Исторические здания на площади 1905 года и деревья перед ними.

Теперь там только бетон:

После строительства «Европы» деревьев больше нет.

Другой пример — ТРЦ «Фан-фан» на Посадской. Когда его не было, вдоль Посадской была рядная посадка деревьев между проезжей частью и тротуаром, такая же, как и на других участках этой улицы.

Улица Посадская до строительства ТРЦ «Фан-фан»

Сегодня же это асфальтовая пустыня, где нет ни деревца, ни травинки.

Улица Посадская сегодня — сохранились только деревья на бульваре.

ТЦ «Гранат» в Юго-Западном районе. Это объект не только занял ранее зеленый участок, но также и уничтожил все деревья вдоль улиц Амундсена и Денисова-Уральского.

Участок на Амундсена-Денисова-Уральского до строительства ТРЦ «Гранат»
Тот же участок после строительства «Граната» — практически ни одно дерево не уцелело. Новых также не посажено.

Клиника УГМК на Шейнкмана. Вся территория, доступная для благоустройства, была отдана городом под парковку частной клиники и теперь это сплошное асфальтовое поле, которое днем раскаляется, как сковородка.

Сплошной асфальт на парковке УГМК-клиники на Шейнкмана

Вообще, улица Шейнкмана — это характерный пример, на котором можно видеть, как изменился подход города к озеленению. С западной стороны — позднесоветский микрорайон и замечательная яблоневая аллея, по которой приятно идти. С восточной — творение уже современных чиновников, состоящее преимущественно из автостоянок и практически лишенное растительности.

Улица Шейнкмана: слева — яблоневая аллея, справа — сплошные автостоянки.

Дворец Спорта на Большакова. Когда-то вся территория со стороны Большакова была, пусть не озелененной, но все-таки пешеходной площадью:

Дворец Спорта на Большакова до реконструкции

С последним расширением эта территория превратилась в сплошное асфальтовое поле, на котором совершенно невозможно находиться в жаркую погоду.

Дворец Спорта после реконструкции

Почему застройщики так себя ведут? Потому что их не интересуют деревья, но интересует решение собственных проблем за счет территорий общего пользования. Как правило, эти проблемы связаны с парковкой. Вот и выжимают они как можно больше парковочных мест из наших улиц в рамках своих проектов. Кто согласовывает эти проекты? Комитет благоустройства администрации города. Комитет благоустройства ничего не требует от застройщиков в плане озеленения и с радостью согласовывает им асфалтовые поля парковок.

Дополнительная маленькая подлость, которую проворачивают наши чиновники с уличным озеленением — это, конечно, устройство парковочных карманов между деревьями. Такие карманы заставляют делать предпринимателей, отрывающих магазины на первых этажах жилых домов. Например, на улице Бардина. Сделали парковочный карман, забрав в приствольные лунки две березы:

Березы в приствольных лунках на улице Бардина.

И вот, спустя несколько лет, вместо берез осталось два пенька.

А скоро вы и пеньков не увидите, поскольку улица Бардина сейчас ремонтируются, и с большой вероятностью, все эти лунки просто заложат плиткой. И эта ситуация повторяется по всему городу.

Вывод

У нашего города есть хороший исторический задел в том, что касается озеленения улиц. Благоустроители в советском прошлом постарались. Кроме того, у нас практически не было случаев сознательного массового уничтожения уличных деревьев, как, например, было в соседнем Челябинске. По этим двум причинам наш город выглядит довольно зеленым по российским меркам.

Однако, неприятный факт состоит в том, что наш город деградирует. Наши новые районы, типа того же Академического, практически лишены уличного озеленения. Озеленение старых районов не обновляется и постепенно исчезает.

Нынешний председатель комитета благоустройства отвечает за озеленение Екатеринбурга фактически с 1995 года — сначала в должности начальника отдела зеленого хозяйства, а с 2009 года — в должности председателя комитета. За это время стало более-менее очевидно, что если ей и ее команде дать возможность построить новый город с нуля, то на его улицах не будет ни одного дерева, а будут одни автостоянки, потому что везде, где улиц касались их руки, именно так и происходило. Вспомните об этом, когда в следующий раз будете идти по тротуару и поджариваться на солнце.


Поддержите «Живые улицы», подписавшись на ежемесячное пожертвование!