Велодорожки — не способ наказания велосипедистов!

Во всем мире велосипедные дорожки проектируют и строят, чтобы обеспечить удобные пути движения для людей на велосипедах (а теперь еще и на электросамокатах). В Екатеринбурге же велосипедные дорожки строят, чтобы наказать людей на велосипедах за их транспортный выбор. По крайней мере к такому выводу можно прийти, если посмотреть на велодорожки, предусмотренные в проекте капитального ремонта улицы Малышева, опубликованного для обсуждения на официальном сайте администрации города.

Планируемая велодорожка на улице Малышева. Визуализация: «Гильдия современных проектов»

Ради кого все эти сложности?

Прежде, чем говорить о том, что не так с планируемыми велодорожками на Малышева, давайте поговорим, зачем они нужны. Иногда приходися слышать, что велосипедистов слишком мало и поэтому никакие велодорожки вообще делать не следует. Попробую обосновать их необходимость с позиции консерватора, которому все это велодвижение вообще не близко.

Любой человек, пусть даже самый заядлый автомобилист, хотя бы иногда является пешеходом. Поэтому в интересах каждого из нас, чтобы по тротуарам можно было спокойно ходить, не уворачиваясь от велосипедов и электросамокатов. Чтобы удовлетворить этот интерес, можно, например, запретить передвигаться на велосипедах и самокатах по тротуарам и тщательно карать тех, кто нарушает этот запрет. Этот сценарий практически нереализуем. Максимум, на что хватает сил ГИБДД — это небольшие кампании, которые не имеют никакого влияния на общую картину.

При этом стоит иметь в виду, что и велосипедов, и электросамокатов, будет становиться больше, а еще не за горами и электровелосипеды разных типов. Растет число пользователей-частников: кому-то надоели пробки и поиск парковочного места, кому-то — общественный транспорт, кто-то хочет быть в форме. Растет и число коммерческих пользователей. Развиваются онлайн-торговля и сервисы доставки, и можно с уверенностью сказать, что развиваться будет не только доставка на автомобилях, но и при помощи велосипедов и разных электрических гаджетов, так как в плотной городской среде это дешевле и эффективнее. Уже сегодня курьеры в зеленой и желтой униформе на китайских электровелосипедах, колесящие в любую погоду, не являются редкостью, а дальше их будет становиться только больше.

Если мы планируем улицы нашего города на будущее, то мы должны признать, что для микромобильности (вело, самокаты и прочие гаджеты) нужно отдельное пространство для движения, даже если мы сами не планируем им пользоваться. Нужно такое пространство и на улице Малышева.

Что не так с велодорожками на Малышева?

Первая проблема состоит в том, что на большей части улицы никаких велодорожек не предусматривается вообще. Они появляются на нескольких участках и практически сразу прерваются:

Планируемые велодорожки на Малышева. Схема: Владимир Злоказов

На всех остальных участках улицы Малышева нам предлагают довольстововаться «велопешеходной дорожкой совмещенного движения». Что это такое? По сути это тротуар, по которому разрешено ездить на велосипеде.

В принципе совмещенные велопешеходные дорожки — это хороший тип инфраструктуры. С его помощью можно экономно создавать велосипедные и пешеходные пути движения в местах, где нет и не ожидается высокой интенсивности вело и пешеходного трафика. Например, в северной и местами довольно снежной стране Финляндии совмещенные велопешеходные дорожки являются основным типом инфраструктуры для пешеходов и велосипедистов.

Велопешеходная дорожка и велопешеходное пересечение проезжейчасти в Оулу, Финляндия. Фото: Google

Финляндия, на минутку, является четвертой страной в Европе по уровню использования велосипедов (после Нидерландов, Дании и Германии), так что финны, наверное, знают, что делают.

Однако, и сами финны признают, что совмещенные велопешеходные дорожки не подходят для центральных улиц с высокой интенесивностью движения пешеходов и велосипедистов. На центральных улицах необходимо создавать раздальные пути движения для этих групп, иначе конфликты неизбежны!

Велодорожка в Амстердаме. Фото: Владимир Злоказов

Улица Малышева является одной из наиболее оживленных в городе. Совмещенное движение на ней — неуместно. Поэтому необходимо предусматривать велодорожки на всем протяжении улицы.

Доедете до зоны перекрестка, а дальше — как хотите!

Второй существенный недостаток тех велодорожек, которые все-таки есть в проекте — то, что они прерываются перед каждым перекрестком. Примерно как сделано на проспекте Ленина между Московской и Вайнера, где что-то похожее на велодорожки появилось в 2017 году во время ремонта.

Некоторые участки велодорожек на проспекте Ленина сделаны вполне хорошо. На фото участок между Шейнкмана и Сакко и Ванцетти. Фото: Владимир Злоказов

Даже на тех участках, где велодорожки в целом проложены хорошо и имеют достаточную ширину, они прерываются перед зоной перекрестков.

На проспекте Ленина велодорожки доходят до перекрестка и прерываются. Фото: Владимир Злоказов

Идея, а вернее — страх, из которого вытекает такое решение состоит в том, что если предусмотреть велодорожки и в зоне перекрестка, то велосипедисты будут сбивать пешеходов, переходящих проезжую часть в перпендикулярном направлении и переходящих велодорожку.

Чего боятся в комитете благоустройство. Фото: Владимир Злоказов

Идея состоит в том, что, доехав до перекрестка, велосипедист должен спешиться, подойти к проезжей части, ведя велосипед рядом, перейти дорогу с пешеходами, дойти до начала велодорожки, и только потом продолжить движение.

Никто так, естественно, не делает и никогда делать не будет. Велосипедисты просто доезжают до пешеходного перехода и пересекают проезжую часть по нему, нарушая при этом ПДД, разумеется, и иногда мешая пешеходам.

Страх этот, что интересно, присущ только одному подразделению администрации города — комитету благоустройства. В проектах, которые он курирует, велодорожки стабильно прерываются перед перекрестками. В проектах же, которые курирует комитет по строительству администрации, велодорожки проходят через перекрестки, а места, где их пересекают пешеходы, обозначаются разметкой «зебра».

Велодорожки в Солнечном районе Екатеринбурга не прерываются перед перекрестками. Фото: Google

Нет никаких свидетельств тому, что это решение является потенциально опасным. На улицах, построенных комитетом по строительству не сбивают массово пешеходов.

Об адекватности этого решения свидетельствует и мировой опыт. Нигде в мире не прерывают велодорожки перед перекрестками — на них просто наносят разметку, обозначающую приоритет пешеходов, и это работает!

Пешеходный переход через велодорожку на самом оживленном велоперекрестке в Амстердаме. Фото: Владимир Злоказов

На улице Малышева в Екатеринбурге нужны велодорожки, позволяющие безопасно пересекать перекрестки, отдельно от пешеходов, а не велодорожки, рассчитанные на модель поведения людей, которая никогда не реализуется.

Не трамваи — разъедутся!

Наконец, третья проблема с велодорожками на Малышева — это их ширина. Те велодорожки, которые все-таки есть в проекте, рассчитаны на движение в две стороны и имеют ширину 2 метра. К сожалению, это решение соответствует российским нормам, которые не слишком щедры к велосипедному транспорту, однако, это не делает его адекватным.

В 2013 году мы с в фонде «Город.PRO» тестировали различные варианты ширины велодорожек для одностороннего и двустороннего движения. Наше исследование показало, что двухметровая велодорожка в принципе может быть пригодна для двустороннего движения, однако, на ней затруднен встречный разъезд, а также практически невозможен обгон при сколь-нибудь ощутимом уровне трафика.

Тест ширины велодорожек силами фонда «Город.PRO» и волонтеров-велосипедистов. Фото: Лариса Бузунова

Не будем забывать, что велосипедисты — очень разные: кто-то едет быстро, кто-то медленно, а сейчас еще к этому уравнению добавились электросамокаты и электровелосипеды, которые едут значительно быстрее. По этой причине велодорожки должны быть достаточной ширины для встречного разъезда и обгона без выезда за пределы велодорожки. Если эти маневры нельзя будет осуществлять, оставаясь на велодорожке, то ее пользователи и не будут на ней оставаться — они будут ездить и по тротуару тоже, — никаких барьеров для этого предусмотреть не получится.

Нормальная ширина для велодорожки с двусторонним движением — 3 метра. Однако на Малышева предусмотреть такую велодорожку с какой-либо из двух сторон достаточно проблематично, особенно ближе к центру. Поэтому было бы правильным организовать движение велосипедистов и электросамокатчиков по двум велодорожкам с односторонним движением, расположенным по обеим сторонам улицы. Они могут быть более узкими — от 1,5 до 2 метров, поэтому их проще разместить в поперечном профиле улицы.

Односторонние велодорожки — решение, к которому велосипедистам Екатеринбурга, привыкшим ездить как угодно и где угодно, придется привыкать, однако, оно также является общепринятым в мире и показало свою работоспособность.

Односторонние велодорожки удобно размещать на узких улицах. И, кстати, велодорожки не противоречат парковке. Фото: Владимир Злоказов

Еще один важный аргумент за нормальную ширину велодорожек — возможность механизированной уборки. Возможно, вы замечали, что велодорожки на Ленина, там, где они отделены от тротуара деревьями и газоном, некоторое время чистили дворники с лопатами вручную (!). Это, конечно, совершенно неэффективно. Велодорожки должны проектироваться так, чтобы их можно было чистить трактором и уже хотя бы поэтому они должны быть соответствующей ширины.

Что делать?

Если вы хотите, чтобы на Малышева были хорошие велосипедные дорожки, вы можете сделать две вещи:

1. Заходите на сайт администрации города в раздел «Обсуждение проектов», на обсуждение проекта улицы Малышева и поддержите предложение по велодорожкам, которое я опубликовал, а также можете написать что-нибудь от себя.

2. Заходите в электронную приемную администрации города и пишем обращение следующего содержания:

«Ознакомившись с эскизным проектом улицы Малышева, выложенном в разделе «Обсуждение проектов» на Информационном портале Екатеринбурга, я обнаружил, что велосипедные дорожки на улице Малышева планируются лишь в некоторых местах, очень узкие (2 метра для двустороннего движения) и прерывающиеся на перекрестках. Считаю данное решение неадекватным сложившейся тенденции к росту количества велосипедистов и пользователей средств индивидуальной мобильности и предлагаю:

1. Предусмотреть велосипедные дорожки на всем протяжении улицы Малышева от Репина до Высоцкого. Место для этого можно найти.

2. Предусмотреть велодорожки по обеим сторонам улицы, организовав на них одностороннее движение и обеспечив ширину 2 метра для каждой из них (с сужением до 1,5 метров в наиболее стесненных местах).

3. Предусмотреть велосипедные пересечения на всех перекрестках, обозначив места пересечения путей пешеходов и велосипедистов разметкой «пешеходный переход», чтобы обеспечить приоритет пешеходов.»


Поддержите «Живые улицы», подписавшись на ежемесячное пожертвование!