Развязка Московская-Объездная

В июне 2012 года с подачи и при поддержке областной администрации был реанимирован проект строительства развязки на пересечении ул. Московской и Объездной дороги.

Что не так с официальным проектом?

Необходимость строительства развязки на этом перекрестке давно назрела  и перезрела. Вопрос, однако, в том, какой должна быть эта новая развязка.

Стандартным для наших проектировщиков транспортным решением уже в течение долгого времени является развязка типа «клеверный лист». Клеверную развязку запроектировали еще в 2007 году и для перекрестка Московская-Объездная.

У этого типа развязки есть, однако, фундаментальный изъян, с которым связан один из недостатков проекта. Левоповоротные лепестки-съезды, из-за которых, развязка и называется клеверной, расположены слишком близко друг к другу. Полоса разгона при выезде с одного лепестка является одновременно и полосой торможения для другого лепестка и в этом месте возможно конфликтное пересечение потоков.

Этот недостаток не является непреодолимым. Его можно минимизировать, увеличив общие размеры развязки (и, соответственно, расстояние между лепестками). Можно предусмотреть отдельную проезжую часть для поворотных маневров. Можно, наконец, ограничить сферу использования таких развязок загородными дорогами, где нет таких объемов трафика, как в городе.

В Екатеринбурге этот недостаток клеверного типа мы можем в полной мере наблюдать на развязке Базовый-Белинского-Россельбан:

Никакое транспортное решение, однако, нельзя рассматривать изолированно. Любой проект, и тем более проект городской развязки, должен рассматриваться в общем градостроительном контексте, с получением ответов на следующие вопросы:

1. Каковы особенности местоположения объекта и как он повлияет на свое окружение?

2. Какие дополнительные задачи можно решить при реализации проекта, помимо первоначальной транспортной?

Московская-Объездная. Ситуационный план

Перекресток Московская-Объездная расположен в восточной части Юго-Западного лесопарка – одной из основных зеленых рекреационных зон в этой части города. Исходя из этого, представляется правильным, чтобы новая развязка требовала минимальной вырубки зеленых насаждений.

Московская и Объездная разделяют лесопарк на 4 части и только через этот перекресток возможна пешеходная и велосипедная связь между этими отдельными частями. Сегодня, правда, редкий следопыт доходит до этой точки, т.к. сюда не ведет ни одной хорошей пешеходной дорожки.

Также этот перекресток расположен между тремя жилыми районами: Юго-Западным, Ботаническим и Вторчерметом.  Между собой их разделяет расстояние 1,5 км – вполне приемлемое для пешеходного движения и абсолютно доступное при движении на велосипеде (6 минут езды).

Таким образом мы приходим к следующему списку задач:

1. Основная задача: обеспечить непрерывное движение по Объездной дороге;

2. Дополнительная задача: связать между собой части Юго-Западного лесопарка, а также районы Вторчермет, Ботанический и Юго-Западный, пешеходными и велосипедными дорожками.

3. Дополнительное условие: свести к минимуму вырубку деревьев в лесопарковой зоне.

Задуманная мэрией и поддержанная губернатором клеверная развязка решает только первую задачу. Из более чем миллиарда рублей, которые предполагается вложить в ее строительство в интересах движения пешком и на велосипеде будет не будет потрачено ни копейки!

Более того, если существующий регулируемый перекресток допускает движение пешком и на велосипеде, то планируемая развязка окончательно разделит лесопарк на несвязанные друг с другом сектора. Для пешеходов не останется возможностей перейти Московскую между переулком Рижским и ул. Денисова-Уральского, и Объездную дорогу между ул. 8 Марта и ул. Амундсена.

Непреодолимые для пешеходов дороги в районе Московской-Объездной

И это при том, что у нас официально заявляется приоритет пешеходов, а велоинфраструктура должна быть составной частью всех новых дорожных строек!

Кроме того, клеверные развязки являются одними из наиболее затратных по площади, т.к. лепестки-съезды требуют много места. Получается, что вырубка деревьев в этом проекте максимальна.

Планируемый объем вырубки в Юго-Западном лесопарке

Альтернативное решение

Возможно ли в данной ситуации другое более удачное решение? Абсолютно возможно.

В первую очередь нужно отказаться от клеверного типа развязки в пользу чего-то более компактного. Идея устройства «бессветофорного движения» по ул. Московской мне представляется неразумной (напишу отдельный пост об этом), поэтому непрерывное движение необходимо обеспечить только по Объездной, а на пересечении съездов с Объездной и улицы Московской организовать регулируемый перекресток.

Для решения этой задачи подойдет «одноточечная городская развязка» (single point urban interchange или SPUI). Этот тип развязки используется на пересечениях дорог непрерывного движения и магистральных улиц. Он применяется в Европе, в Северной Америке.

На пересечении Московской и Объездной этот тип развязки может быть реализован следующим образом:

SPUI-развязка на Московской-Объездной

Объездная дорога проходит по эстакаде над Московской и на ней мы получаем непрерывное движение автотранспорта. Причем, это будет настоящее непрерывное движение, а не просто нерегулируемый хаос, который сейчас творится на той же Объездной в районе Белинского и Россельбана. Съезды разнесены на достаточное расстояние. Предусмотрены полноценные полосы разгона.

От Объездной отходят дублеры, которые и пересекаются улицей Московской. Перекресток этот интересен тем, что контролируется всего одним светофорным объектом, имеющим три фазы движения.

Первая фаза предназначена для движения по Московской прямо в сторну центра и левого поворота на Объездную в сторону Юго-Западного района:

Первая фаза. Движение по Московской в сторону центр и левый поворот на Объездную в сторону Юго-Западного района

Вторая – для движения по Московской прямо в сторону Вторчермета и левого поворота на Объездную в сторону Ботаники:

Третья – для левых поворотов с Объездной на Московскую.

Третья фаза. Левые повороты с Объездной на Московскую

Такая разбивка фаз позволит сделать их изменяемыми, в зависимости от суточных колебаний трафика. Например, фаза для движения по Московской в центр может быть длиннее утром и короче вечером.

Правые повороты не регулируются: водители должны либо встроиться в ряд из полосы разгона, либо уступить дорогу основному потоку. Эта ситуация аналогична той, что происходит на клеверной развязке.

Прелесть этой развязки в том, что она способна пропустить большой объем трафика и занимает совсем немного места.

Применив этот тип развязки, можно:

1. Обеспечить непрерывное движение по Объездной дороге;

2. Свести к минимуму вырубку деревьев в Юго-Западном лесопарке;

3. Сохранить возможность пересечения проезжей части для велосипедистов и пешеходов;

4. Удешевить проект за счет меньшего объема земляных работ и меньшей площади асфальтируемых съездов.

SPUI-развязка на Московской-Объездной

На этом, казалось бы, можно и успокоиться, однако, контекст, в котором находится развязка предоставляет нам еще одну интересную возможность.

Велопешеходный уровень

Рельеф местности в районе пересечения Московской и Объездной таков, что при строительстве развязки любого типа, Московская окажется в выемке, а Объездная лишь незначительно поднимется по сравнению со своим текущим положением. Это связано с тем, что Московскую, в отличие от Обеъздной, в любом случае планируется реконструировать по всей длине, и с тем, что Объездная со стороны Ботанического района должна состыковаться с существующей эстакадой над ул. 8 Марта.

В случае строительства описанной выше SPUI-развязки, в выемке рельефа окажется регулируемый перекресток. Если дополнительно заглубить его и увеличить просвет между конструкцией эстакады и поверхностью перекрестка, можно создать между ними дополнительный велопешеходный уровень в виде двух мостов через Московскую и Объездную.

1. Дополнительные мосты позволят пешеходам и велосипедистам преодолевать этот узел, не пересекаясь с автотранспортом.

2. Они также свяжут между собой три из четырех частей Юго-Западного лесопарка, окружающие этот транспортный узел, повысив его доступность и привлекательность.

Велопешеходные мосты на Московской-Объездной

Отмечу, что эта модель построена на основании реальных геодезических данных и потому достаточно точна. Важная деталь этого решения в том, что дорожки подходят к мостам в одном уровне, без каких либо лестниц и ступеней, что открывает их для комфортного использования всеми «колесными» пользователями: велосипедистами, роллерами, родителями с детьми в колясках, инвалидами-колясочниками и т.д.

SPUI-развязка на Московской-Объездной

А вот так может выглядеть схема велопешеходных маршрутов, основанная на приведенном решении:

Московская-Объездная. Схема велопешеходных маршрутов

Улица Московская может стать своего рода веломагистралью, связывающей южные районы с центром города. Из района Вторчермет можно будет попасть в Юго-Западный, не пересекая по светофору ни одной крупной улицы. Юго-Западный и Ботаника, разделенные Ботаническим садом, станут ближе друг к другу. На мой взгляд, это решение создает гораздо большую ценность для жителей города, чем просто автомобильная развязка.

Подписать открытое письмо в поддержку этого проекта

 

  • Константин Кравков

    на Московской уже сделана такая развязка через Большакова. О каких трудностях вы тут говорите?

  • Николай Николаевич

    Есть третий вариант реализации данной развязки без вырубки леса. Он значительно дешевле описанных выше вариантов. Если учесть, что основной транспортный поток по Объездной, это именно объезд центра города, а основной транспортный поток по московской направлен из центра города в район Вторчермета и обратно, то эти транспортные потоки можно сделать независимыми друг от друга. В этом случае с объездной нельзя будет свернуть на Московскую, а с Московской на Объездную. И ничего страшного. На Объездную можно попасть и по другим улицам, по 8 марта, по Амундсена и др. И тогда нет необходимости вырубать городской лесопарк, и тогда движение по Московской в часы пик не будет замедляться светофором.

  • К сожалению, на данный момент значительная часть леса уже вырублена :(

  • Михаил

    Альтернативный проект хорош, удобен, менее затратен, экологичен и т.д НО с него варовать не чего. А за 1006 млн. рублей (если за ними присмотреть) можно пол города востановить. Во всём виноваты люди… Если 95% гарожан будут против то «Наше начальство» послушает и даже сможет изменить схемму строительства. А полность просчитать проект и согласовать со всеми службами (если администрация этим займётся и будет полность контралировать) можно за 2-3 недели.

    В России 2 беды и одна постоянно ремонтирует другую.

  • Алексей

    Пешеходные мосты должны быть везде, где они нужны. В приоритете. А не только там, где они «нужнее всего».

  • Pingback: Юго-Западный лесопарк | Живые улицы()

  • Дмитрий

    Можете говорить что угодно, и приводить любые цифры расходов денег и леса/площади, но! _1. Отключение или поломка одного или всей сети светофоров вызовет фатальный хаос (помните поломку светофора — серафима дерябина/репина? когда там эстакады не было). _2. только клеверная система позволяет: водить аккуратно и максимум без пробок. _3. Данная развязка далеко не маленькая, это конечно наносит удар по лесополосе, НО кто хочет сохранить лес — пересаживайтесь на трамвай — тогда точно разгрузите транспортный поток (ездить в машине и говорить о вреде лесу так удобно). _4. Коррупция есть везде, значит и тут будет, есть спец — проверяющие органы! Оставьте им эту тему, будут доказательства или еще что то, не молчите! А то большинство узнают о чём то подобном и сквозь зубы процедят ругательства, обусловленные завистью, что не им досталось, и на этом и успокаиваются. Мое слово — ЗА отсутствие светофоров при движении, съездов и въездов по/в/на объездной. Машину покупают, что бы мобильно передвигаться по дорогам, а не стоять на них!

  • Дмитрий

    А пешеходы через объездную и так бегают где попало, и никто их не останавливает и не штрафует, им где удобно — там и побегут. Их абсолютно не волнует психическое равновесие водителя, перед капотом которого пробегает очередная «тень»…про пешеходов верхом на велосипедах вообще промолчу — все кто ежедневно за рулем, сами знают это в своём большинстве волчье племя — «как хочу так и еду», «где хочу — там и еду».

  • Сергей

    Клеверная развязка — единственно правильное решение для данного участка объездной