Чем плох «ритейл-парк» на Репина

Похоже, что девелоперы начинают выходить из посткризисного анабиоза и строить новые торговые объекты. Так, последние недели ознаменовались началом строительства «сельскохозяйственного рынка» на перекрестке Амундсена и Денисова-Уральского, а также вырубкой леса на улице Репина под строительство так называемого «ритейл-парка». Поскольку ни девелоперы, ни администрация города не считают необходимым согласовывать свои планы с жителями города, оба проекта уже стали предметами скандалов. Остановлюсь более подробно на «ритейл-парке», однако, попробую подойти к вопросу не с позиции «строить-не строить», а с позиции «как строить». До тех пор, пока город является инвестиционно-привлекательным, в нем будут строиться новые здания. И, если речь не будет идти об особо ценных территориях, которые действительно нужно предохранить от застройки, нам придется смириться с тем, что иногда новые здания будут появляться и на месте зеленых насаждений, лесов, полей и т.д. В этой ситуации гораздо важнее добиваться того, чтобы строящиеся объекты были качественными, сохраняли и развивали потенциал территорий и в полной мере работали на благо районов, где они расположены.

Посмотрим для начала, что представляет собой «ритейл-парк»:

Ритейл-парк на Репина

Ритейл-парк на Репина

Ритейл-парк на Репина

Ритейл-парк на Репина

Ритейл-парк на Репина

Как можно видеть, будущий торговый комплекс представляет собой набор однообразных коробок, достаточно бессистемно расставленных по участку и окруженных обширными асфальтовыми полями парковок. Между корпусами посреди участка притаилась фишка проекта – облагороженный затопленный карьер с некоторой зеленой зоной вокруг.

Многие отмечают, что довольно странно строить еще один большой торговый центр в этой части города. Проект специфически заточен под покупателей на машинах, однако, у находящейся в 2 км к западу «Меги» автомобильная доступность (для жителей области) гораздо лучше. В то же время трудно предположить, что люди из других районов поедут в торговый центр, где почти наверняка не будут представлены какие-то уникальные для города бренды. Прошли уже те времена, когда мы массово ездили в «Кировский» на ЖБИ или в «Дирижабль», и даже в ту же «Мегу», когда она только открылась. Торговых центров стало много и купить все необходимые товары практически во всех районах можно в шаговой или ближайшей транспортной доступности.

Единственная гарантированная аудитория, на которую всерьез может рассчитывать «ритейл-парк» – это жители близлежащих районов, ВИЗа и Юго-Западного, однако, как раз на них инвесторы, судя по проекту, рассчитывают меньше всего. На рендарах видно, что здания торгового центра отделены от ближайших улиц и остановок общественного транспорта полями парковок. Это – ставший уже традиционным прием использования территорий общего пользования под утилитарную функцию хранения автомобилей. Застройщики могут считать, что таким образом они экономят на сооружении подземных или многоярусных паркингов, но проблема в том, что такое решение создает крайне непривлекательную среду для пешеходов. Получается, что и сам торговый центр, и уж тем более «жемчужина» проекта – парк с водоемом – являются труднодоступными для жителей окрестных домов и тех, кто приезжает на общественном транспорте. Попробуйте представить себя на месте среднестатистической мамы, живущей, например, на улице Репина. Дойдете вы до парка со своим ребенком?

В то же время, огромная бесплатная парковка провоцирует жителей тех же ближайших районов приезжать на шоппинг на машинах – потолкаться за места перед входом. Чтобы увидеть, как это выглядит, посмотрите вечерком на парковку какого-нибудь «Фан-фана» или «Кита» – люди ведь не через пол-города в эти районные торговые центры приезжают. В этой ситуации мне непонятна позиция администрации города, которая, с одной стороны, тратит миллиарды рублей на строительство новых дорог и развязок, а с другой стороны, согласовывает проекты, поощряющие большое количество микропоездок на личном автотранспорте, способных быстро сожрать любую дополнительную пропускную способность.

Предложу несколько мер, которые, на мой взгляд, улучшили бы проект:

  1. Перегруппировать здания торгового центра таким образом, чтобы они выходили фасадами непосредственно на тротуары прилегающих улиц (Репина, Тульский переулок и Зоологическую) и не отделялись от них парковками. Постараться создать качественное благоустройство и озеленение вдоль фасадов. Сделать разбивку площадей на первых этажах таким образом, чтобы большое число магазинов имело выходы на улицу.
  2. Отказаться от поверхностных парковок и парковок под зданиями, заменив их на отдельно стоящий многоуровневый паркинг. При этом сократить количество парковочных мест в два раза.
  3. По возможности заменить одноэтажные здания на многоэтажные, чтобы сохранить большую часть участка под парк. Постараться сохранить наиболее интересные части участка незастроенными.
  4. Изменить архитектурный стиль зданий со складского на что-то более цивилизованно-городское. Избавиться от гипертрофированных вывесок, рассчитанных на восприятие с 500 метров на скорости 100 км/ч. Вместо них постараться добиться интересной детализации вывесок в «пешеходном масштабе».
  5. Реконструировать все близлежащие остановки общественного транспорта (особенно трамвайные). Сделать их удобными для пассажиров и создать от них удобные подходы к торговому центру и к парку.
  6. Реконструировать (совместно с городом) пешеходные пути на близлежащих улицах, для облегчения пешеходного доступа к торговому центру и парку.
  7. Проложить (совместно с городом) удобные и безопасные велосипедные пути по улицам Репина, Зоологической-Бардина и Тульскому-Волгоградской. Обеспечить удобные пути передвижения на велосипедах непосредственно по территории «ритейл-парка». Выделить площади под охраняемые велосипедные парковки. Возможно, затариваться продуктами на неделю люди на велосипедах не поедут, но за менее крупными покупками и тем более в парк – вполне!