Пресс-конференция Хосе Асебильо

фото: Слон.ру

Пока все ждали появления гаранта в телевизоре, я посетил пресс-конференцию испанского архитектора Хосе Асебильо, проходившую в Интерфаксе. К сожалению, не удалось задать свои вопросы, так как желающих было много, а ответы были довольно развернутыми, — поэтому просто выделю некоторые заинтересовавшие меня моменты.

Отмечу прежде всего, что Асебильо произвел впечатление профессионала, знающего свое дело от общих концепций до деталей, что в сегодняшнем гипер-специализированном мире встречается не так часто.

Первый интересный момент. Областные власти пригласили Хосе Асебильо в связи с подготовкой Екатеринбурга к возможному проведению всемирной выставки Экспо-2020. Однако, в понимании испанского архитектора, Экспо, Олимпиада или другое масштабное событие, нельзя рассматривать в качестве конечной цели. Это лишь инструмент для развития города, своего рода катализатор. Поэтому, по словам Асебильо, работать нужно не над проектом Экспо-2020, а над проектом Екатеринбург-2021. То есть, все программы и мероприятия должны быть направлены не на само Событие, а на развитие города в принципе. Также он предостерег, что крупные дорогостоящие события могут повлиять на развитие города и негативно, подорвав его экономику.

На мой взгляд, это очень важное замечание, учитывая наше традиционное стремление пустить пыль в глаза в духе «после нас — хоть потоп» (или «после саммита — хоть трава не расти»).

Второй момент: Хосе Асебильо озвучил идею, привычную уже для мировой градостроительной мысли, но пока еще непривычную для нас, о том, что город должен быть компактным, а центр города нужно продолжать насыщать функционально. Наше городское сообщество до сих пор продолжает жить представлениями о том, что город должен расти вширь («что, земли что ли мало? — у нас тут не Европа!»), а уплотнительная застройка — это абсолютное зло. Не отрицая перегибов, я все-таки считаю компактность города благом и рад, что позитивный взгляд на эту особенность Екатеринбурга начинает звучать чаще. Асебильо также отметил необходимость деликатного отношения к историческим зданиям и высказался против строительства крупных торговых центров в центре, заметив, что многие западные города ограничивают проекты такого рода.

Третий момент: хотя и вскользь, но прозвучала мысль о необходимости увеличения структурной сложности города и о том, что функциональное зонирование морально устарело. Что это значит в переводе на русский? Это значит, что городская застройка не должна быть монофункциональной: например, сугубо жилой или сугубо офисной, или сугубо торговой. Городская среда должна включать в себя смесь различных функций, чтобы эффективно работать.

Для Екатеринбурга эта идея важна, потому что у нас сейчас реализуется как минимум три проекта монофункциональной застройки — это Екатеринбург-Сити (деловой), УрФУ (образовательный) и Академический (жилой). Надеюсь, что если Асебильо будет работать в Екатеринбурге и дальше, эти проекты будут тем или иным образом скорректированы.

Вообще, у меня осталось много вопросов, которые я бы хотел задать Хосе Асебильо. С удовольствием бы прочитал развернутое интервью с ним. Если какое-то из местных СМИ решит такое интервью взять, я готов помочь с подготовкой вопросов.


Опубликовано

в

от

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *