Проектный институт, давай, до свидания!

Пробка на ЛенинаОбычно я пишу длинные и подробные посты, но иногда можно сделать исключение. Читаю вчера в «Уральском рабочем»:

В минувший вторник в администрации Екатеринбурга была представлена альтернативная концепция развития фрагмента городской улично-дорожной сети, прилегающего к Центральному стадиону — месту проведения матчей чемпионата мира по футболу 2018 года.

Перед четырьмя заместителями главы города и руководителями профильных подразделений администрации выступил со своими предложениями Михаил Мешалкин, начальник дорожного отдела московского института «Каналстройпроект», сопроводивший свой рассказ демонстрацией компьютерной анимационной модели транспортных потоков.

Собственно говоря, эта модель и была главным героем повествования, поскольку главная задача в работе над транспортным узлом […] в том, чтобы добиться беспрепятственного движения автомобилей.

Вот так вот, да?! Передвижение не людей, а автомобилей. И это после нескольких лет разговоров о приоритете общественного транспорта, о невозможности развития города с опорой только на личный автотранспорт, о том, что город должен быть для людей и т.д. Да что там – после нескольких десятилетий провалившихся градостроительных экспериментов по всему миру, подтвердивших бесперспективность ориентации на автомобиль в городском планировании. В 2013 году в Екатеринбурге на официальном уровне всерьез обсуждается проект, ставящей задачей «беспрепятственное движение автомобилей». Аплодисменты. Занавес.

Дальше статью можно в принципе и не читать. Там есть кое-что про общественный транспорт, но все русле «куда бы его деть, чтобы не мешался». Под впечатлением у меня родилось небольшое обращение к городскому руководству. Все желающие могут поддержать ретвитами и репостами.

Господа!

Пригласите в город настоящих экспертов в области транспорта, а не специалистов по автомобильному движению! Они существуют и вполне доступны для сотрудничества. В Москве «Городские проекты» собирают средства на работу экспертной группы из 3-х специалистов мирового уровня, чтобы провести альтернативную экспертизу реконструкции Ленинского проспекта. Собирают 3 млн. рублей. Крупная сумма для общественного проекта, но совершенно подъемная для бюджета крупного города.

Пригласите ведущих урбанистов и градостроителей – они должны быть направляющей силой в этом проекте! В конце концов, город – это прежде всего место, где люди живут, а уже потом место, где движется транспорт. Сегодня же вопрос поставлен так, будто самое важное – нагромоздить в районе дорог и развязок, а застройщики потом заполнят «пустоты» по своему усмотрению. Ничего хорошего из такого подхода не выйдет.

Сделайте процесс открытым! Почему горожане должны получать представление о проекте из текстового описания в газете, а не из материалов, опубликованных в полном объеме на сайте мэрии? Пишут, что над схемой транспортного узла работает 3 разных проектных организации. Что это за проектные организации? Кто и по какому принципу их выбирал?

Мы живем в 21 веке, однако, фундаментальные для города проекты рассматриваются кулуарно, не только с точки зрения принятия решений, а даже с точки зрения информирования горожан. При этом, к работе над ними почему-то привлекаются исключительно советского типа НИИ, в своих концептуальных подходах застрявшие далеко в прошлом. Это совершенно дикая ситуация, которая может и должна быть исправлена!