Что делать с улицей Московской?

Пробка по Московской. Фото: "Наша Газета"

Пробка по Московской. Фото: «Наша Газета»

Еще один пример инерции мышления, господуствующей в транспортной сфере, мы можем наблюдать сегодня. На официальном сайте мэрии появилась статья «Как увеличить пропускную способность улицы Московской?«, в котоой перечислены некоторые меры, которые администрация города намерена предпринять в ближайшие годы: уширения проезжей части, поворотные полосы и т.д.

Правильный вопрос, который следовало бы задать: «Как нам перевезти больше людей по улице Московской?»

В центре Екатеринбурга и к югу от него есть 3 основных коридора наземного общественного транспорта по направлению север-юг: Белинского-Щербакова, 8 Марта-Титова, Московская-Новосибирская 2-я. Первые два неплохо работают и обслуживаются трамвайной и троллейбусной линиями. На Московской же есть только небольшой трамвайный аппендикс, который даже не выходит за пределы центра города. Если раньше это не было большой проблемой, то сейчас Московская активно обрастает многоэтажной застройкой, в том числе на дальней периферии, и хороший общественный транспорт на ней становится жизненно важным.

Конечно, было бы здорово продлить на юг трамвайную линию от Дворца Спорта, но понятно, что эта затея не на один миллард и оперативно городу ее не осилить. Поэтому придется пока обойтись автобусом. Однако, автобус в общем потоке — это не то решение, которое будет привлекательной альтернативой поездке на личном автомобиле. Чтобы сделать погоду, автобус должен идти по выделенным полосам быстрее общего потока машин.

В качестве примера можно посмотреть на Париж, который, имея одну из самых развитых систем метрополитена в мире, за последние 10 лет обзавелся также сетью автобусных маршрутов по выделенным полосам.

Выделенная полосы для автобусов в Париже

Выделенная полосы для автобусов в Париже

Выделенная полосы для автобусов в Париже

Выделенная полосы для автобусов в Париже

Выделенная полосы для автобусов в Париже

Выделенная полосы для автобусов в Париже

Выделенная полосы для автобусов в Париже

Выделенная полосы для автобусов в Париже

Вот это та задача, которую стоило бы порешать при планровании реконструкции Московской, вместо того, чтобы утешать себя поворотными полосами и уширениями в надежде, что «вот тут еще добавим и тогда все поедет». Это иллюзия чистой воды!

И дело тут не в том, нравится кому-то личный автомобиль или автобус, а в банальной геометрии и рациональном расходовании ресурсов. Полоса общественного транспорта при высокочастотном движени больших автобусов способна переместить в 10 раз больше людей, чем полоса, где движется смешанный поток машин. При дальнейшем развитии южной части города, увеличение пропускной способности для личного автотранспорта на Московской очень быстро будет «съедено» растущим трафиком, как это всегда происходит при расширении дорог. Ресурс же автобусных полос не будет исчерпан еще очень долго, и к тому времени, когда это произойдет, у города, возможно, появится желание и возможность для улучшения и продления трамвайной линии от Дворца Спорта.

Замечу, что «увеличение пропускной способности» и «создание приоритета общественного транспорта» – это не только две разные задачи, но еще и диаметрально противоположные!

  • Al

    Владимир, продолжая тему выделенных полос, хочу спросить, не обсуждалась ли властями (а если да, то почему не реализовано) возможность пуска автобусов (хотя бы длинных) по выделенным трамвайным полосам, ул. Ленина, на всём протяжении или Малышева от ЖБИ до Гагарина. Преимущества на лицо: автобусы освобождают полосу для автомобилей, а пешеходы перестают метаться между двумя остановками т.к теперь она едина для 2х видов транспорта. Для примера, как вы любите, можно взять европейские города. Антверпен, Бельгия. http://www.michaeltaylor.ca/bus-be/lijn/4767.html
    http://www.thibxl.be/5/index.php?page=pages/anvers/bus_1a90
    http://www.thibxl.be/5/index.php?page=pages/anvers/bus_1a90

  • У нас, к сожалению, так не получится сделать, поскольку трамвайные пути лежат на деревянных шпалах и слой асфальта над путями достаточно тонкий. Поэтому, если по трамвайным путям систематически будут ездить автобусы, то пути и покрытие над ними будут гораздо быстрее выходить из строя. По крайней мере, так это объясняют в администрации.

    Еще одна проблема — это избыточное количество автобусов на улицах. Если их пустить по путям и сделать совмещенные остановки, то будут пробки на трамвайных путях из автобусов.

    Эта проблема в обозримом будущем решится при реформе маршрутной сети. Кроме того, эта реформа во многом устранит и необходимость совмещенного движения трамваев и автобусов.

  • А про велосипедную дорожку не забыли?

  • Stepan Novoselov

    Так колеса у автобусов не железные, вибрации от них такой не может быть. Но пробки, да, будут тогда