Ваше мнение противоречит законам геометрии

В вопросах развития городского транспорта практически каждый человек имеет собственное мнение. Спросите любого таксиста и он вам раскажет, что нужно сделать, «чтобы город поехал». Это не обычная ситуация, если посмотреть на другие сферы человеческой жизнедеятельности. Люди редко имеют собственное мнение в вопросах кардиохирургии или, например, атомной энергетики. В этих областях мы склонны доверять профессионалам. Транспорт же, поскольку каждый из нас имеет с ним дело каждый день, кажется чем-то интутивно понятным, а потому каждый считает себя в праве высказывать свои рецепты по его улучшению.

Это реальность, с которой приходится считаться, однако, это не означает, что всякое мнение нужно учитывать при принятии решений. Попробуем разобраться, чем одни мнения отличаются от других, и почему одни стоит принимать во внимание, а другие — нет.

Все мнения можно разделить по тому, на чем они основаны: от объективных фактов геометрии и математики до субъективных факторов собственных ощущений.

epistemology1

При этом, чем дальше мы уходим в сторону более субъективных факторов, тем выше становится наша эмоциональная вовлеченность в то или иное мнение, и тем сильнее мы уверены в своей правоте.

epistemology2

Что важно: если два мнения противоречат друг другу, правым в конечном счете будет то из них, которое основано на более объективных факторах. Законы геометрии не меняются в зависимости от чувств конкретного человека или группы людей — они будут справедливы и на другой планете.

Каждый, разумеется, имеет право на собственное мнение, на чем бы оно не основывалось. Время от времени, однако, свои мнения высказывают люди, имеющие влияние на принятие решений в городе. При этом они не утруждают себя объяснением того, на чем их мнения основаны, а стоило бы.

Возьмем, например, расхожее среди убежденных автомобилистов мнение о том, что нельзя развивать общественный транспорт в ущерб личному. Например, нельзя обособлять трамвайные пути или выделять полосы общественного транспорта, если это создаст дополнительные неудобства для легкового транспорта.

epistemology3

Это мнение базируется на вполне обоснованном возмущении по поводу ущемления интересов своей группы — автомобилистов. Однако, оно упирается во вполне конкретный геометрический факт: жизнь в городе предполагает не слишком большую площадь общественного пространства на каждого жителя, поэтому разместить автомобили всех желающих в нем не получится.

Bike_Car_Comparison

При этом, если мы хотим, чтобы город развивался, мы должны обеспечить людям свободу передвижения вне зависимости от пробок. Единственный способ это сделать — обеспечить приоритет общественного транспорта, который перевозит людей, используя пространство города гораздо эффективнее, чем личный автомобиль. Одна полоса движения в час пропусает около 1000 человек, если они едут на автомобилях, и порядка 6000-8000 человек, если они едут на трамваях по обособленным путям. Этот факт не меняется в зависимости от отношения того или иного человека к общественному транспорту или к законам геометрии.

С аналогичными объективными фактами сталкивается и идея о том, что в городе непременно нужно увеличивать количество парковочных мест.

epistemology4

Объективная реальность состоит в том, что в городе настолько много автомобилей и настолько невелика площадь доступного общественного пространства, что никакая ликвидация газонов и сужение тротуаров под парковки не дадут ощутимого эффекта. Более того, у нас уже есть ликвидированные газоны и суженные тротуары и в тех местах, где это сделано, парковаться ничуть не проще, чем во всех остальных.

4213752950_d7fede613a_z

В таком случае, какой смысл создавать в городе невыносимые условия для жизни, сужая тротуары и закатывая газоны в асфальт, пытаясь удовлетворить интересы автомобилистов, если это в принципе невыполнимо? Владение и использование личного автомобиля в крупном городе всегда будет проблематичным. В интересах общего блага было бы не пытаться решить невыполнимую задачу, но приложить усилия к тому, чтобы как можно больше людей могло передвигаться по городу без использования личного автомобиля, в том числе тех, у кого он уже есть.

В этот момент в дискуссии обычно идет в ход последний аргумент: «Но я никогда не пересяду на общественный транспорт, не буду ездить на велосипеде и я не люблю ходить пешком!» Однако, и он встречается с более объективной истиной:

epistemology5

Ваши чувства по поводу чего-либо являются производной от вашего мировоззрения, места жительства, социального статуса и других индивидуальных факторов. Поэтому не нужно проецировать свою ситуацию на население города в целом и думать, что если вы не будете пользоваться общественным транспортом, то и никто другой не будет тоже. Более того, для гармонизации транспортной системы вовсе не требуется, чтобы представители элиты, которые обычно и озвучивают такие мнения, пересаживались на общественный транспорт. Это настолько небольшая группа людей, что ее предпочтения не имеют большого влияния на общую картину.

Проблемы начиняются тогда, когда мы берем мнение отдельного человека или группы людей, не сочетающееся с объективной реальностью, и пытаемся подстроить жизнь под это мнение. Объективная реальность всегда побеждает.

  • Вострецов Сергей

    У Джаретта часто используется слово «геометрия». Переводить его дословно на русский язык как-то странно. Он на своей лекции даже сказал в ответ математику: «это не математика, это геометрия» — дословный перевод на русский язык выглядит нелепо.
    «Геометрия» Джаретта — это, скорее, «объективные данные», «медицинский факт».

  • Алена

    Эпистемология, она такая — не поспоришь!

  • keycap

    Ога, всех согнать в трамваи и троллейбусы — мечта коммуняк. Любители трамваев/троллейбусов — сами то давно на них ездили каждый день на работу? Своя машина априори удобней и комфортней. Я тут такой пиздец прочитал: http://maxkatz.livejournal.com/539715.html То бишь автомобилизация это деградация. Слава богу что такие не рулят в стране, но уже портят штаты и европу :(

  • Alexnder Tikhomirov

    Значит так бесперспективно, раз забили? И где-то еще сделают «магистраль»?

  • Alexnder Tikhomirov

    Деградация городской среды же, а не вас лично. Общественный транспорт неудобный и не комфортный, как раз от того, что он деградировал стоя на месте.
    Никого не сгоняют в транспорт, а пытаются создать условия, чтобы не поставить людей перед необходимостью покупать транспорт. Представьте в 5-6 раз больше машин в Екатеринбурге без общественного транспорта, и как вы 3 часа едете на работу и 3 часа обратно, а бабушки обгоняют вас по тротуару, и возрадуйтесь, что общественный транспорт еще жив.

  • keycap

    Тенденция просто не может не вызывать опасения!

  • Ekaterina Kaverina

    Когда я жила там, то любила общественный транспорт. Я знаю, это звучит возмутительно, но вот нравился он мне. И набитое метро, и сельские автобусы, и электрички, и рабочие поезда со всеми остановками. Может, есть еще такие, как я. Но дело, конечно, не в этом. Очень правильный текст про всё, не только про транспорт. Его надо прочитать вообще всем, кто хоть что-то или кого-то критикует.

  • Yury Petrov

    Этот пост, кстати, на две трети пересказ начала лекции Джаретта.

  • Andrey Startsev

    Только вот F=ma… при чем тут mg ))))

  • Роман

    Обратите внимание на то, сколько человек стоит рядом с автобусом. В данном случае автобус будет битком набит. С точки зрения комфорта автобусов должно быть минимум два, а то и три. Геометрия в данном случае становится несколько другой. Кроме всего прочего, не озвучены моменты, связанные с гигиеной — общественный транспорт как он есть в реальной жизни — это грязь, быстрое распространение простуд и прочих болезней, соседи с выхлопом от похмелья и прочие «радости» транспортного социума

  • Alexnder Tikhomirov

    Тенденция не думать о сути и последствиях, прежде чем сказать или, еще хуже, сделать вызывает не опасения, а отвращение.
    Владимир за пределами этой статьи распространяет много понятных и внятных мыслей, а их так любят воспринимать вот в такие как вы штыки, как личное оскорбление или еще как-нибудь перевернув с ног на голову.

  • keycap

    Это да, я с форума SSC сюда зашёл. Но пока тенденция не вызывает отвращения, просто напрягает.

  • 4

    Если автобусов будет три, то «геометрия» изменится, но занимать места на дороге они все равно будут в четыре раза меньше.

  • lock4gate_ru

    Хорошие исследования!

  • Проблема парковок в Екатеринбурге существует, факт.