Что не так с проектом ТПУ на Ботанике?

1 марта этого года Минстрой Свердловской области утвердил проект планировки транспортно-пересадочного узла на станции метро «Ботаническая» (также известного как торгово-развлекательный центр «Золотой»).

К сожалению, несмотря на высокую градостроительную значимость данного проекта, Минстрой не организовал никакой работы по его корректировке и доработке, а просто согласовал вариант, предоставленный застройщиком. Это очень плохо, поскольку застройщик непосредственно заинтересован лишь в решении своих бизнес-задач. Транспортные и градостроительные вопросы, не сулящие прямых финансовых выгод, его не интересуют.

Проектирование данного транспорного узла открывает большие возможности по развитию инфраструктуры для пешеходов и велосипедистов, общественного транспорта и личного автотранспорта. Эти возможности совершенно не учтены в согласованном Минстроем проекте. Рассмотрим некоторые из них.

Развязка Белинского-Объездная дорога, рядом с которой планируется строительство ТПУ, обременена рядом проблем. Во-первых, эта развязка неполная: она не позволяет совершать все нужные маневры. Во-вторых, она находится слишком близко к другой развязке — Объездная-Кольцовский тракт. В результате съезды двух развязок находятся слишком близко друг к другу и между ними происходит так называемое переплетение потоков.

От этого очень некомфортного для водителей и потенциально аварийного явления хотелось бы избавиться в ходе реконструкции. Замечу, что утвержденная Минстроем схема только усугубляет проблему, поскольку добавляет новые съезды на и без того перегруженный участок.

Проблему можно решить, если трансформировать развязку Белинского-Объездная в так называемый «неполный клевер», а именно: перенести все съезды развязки на южную сторону улицы Белинского, а на самой улице организовать два регулируемых перекрестка, которые позволят транспорту осуществлять все маневры. Доступ на перекресток Крестинского-Родонитовая можно организовать через кольцевой перекресток.

Неполный клевер на развязке Объездная-Белинского

Такое решение открывает сразу несколько возможностей. Во-первых, мы освобождаем северную сторону улицы Белинского от нерегулируемых съездов и по этой стороне можно организовать выделенные полосы для общественного транспорта (при расширении путепровода, разумеется). Общественному транспорту не придется стоять на светофорах на съездах с Объездной и благодаря этому он получит относительное преимущество при проезде этого узкого участка.

Неполный клевер на развязке Объездная-Белинского. Выделенные полосы

Неполный клевер на развязке Объездная-Белинского. Выделенные полосы

Во-вторых, появляется возможность продления трамвайной линии, которая сейчас заканчивается на Фучика-Белинского. Трамвай может пройти сначала до станции метро, затем на юг до Самолетной-Щербакова, а затем по левому берегу реки Исеть до Соснового Бора.

Перспектива продления трамвайной линии до Соснового Бора

Перспектива продления трамвайной линии до Соснового Бора

В перспективе эта линия может дойти и до Химмаша, став вторым магистральным выездом из этого района.

Перспектива продления трамвайной линии до Химмаша

Перспектива продления трамвайной линии до Химмаша

В-третьих, сделав съезды с Объездной на Белинского регулируемыми, мы создаем условия для безопасного движения пешеходов и велосипедистов по улице Белинского через Объездную. Сейчас, чтобы пройти пешком над Объездной, придется пересечь два нерегулируемых съезда, где нет пешеходных переходов, и где пешеходов мало кто пропускает.

Переход через съезд с Белинского на Объездную

Переход через съезд с Белинского на Объездную

Наконец, в-четвертых, если убрать съезд с Объездной на Белинского в сторону центра, появляется отличная возможность напрямую связать между собой Ботанический район и Парк Маяковского. Сейчас, несмотря на то, что парк и жилой район находятся относительно недалеко друг от друга, путь пешком или на велосипеде между ними довольно извилист и малоприятен.

Как дойти с Ботаники до ЦПКиО сегодня?

Как дойти с Ботаники до ЦПКиО сегодня?

При реконструкции узла Белинского-Объездная и всей площадки Завода Гражданской авиации появляется возможность строительства серии велопешеходных мостов и тоннелей, по которым с Ботаники до ЦПКиО можно будет добраться, не пересекаясь с потоками автотранспорта.

Прямой путь с Ботаники до ЦПКиО

Прямой путь с Ботаники до ЦПКиО

Строительство велопешеходных мостов и тоннелей для пересечения транспортных развязок и других препятствий не является новшеством. Этот прием активно используется во многих странах. Например, в Дании:

Мост Cykelslangen в Копенгагене

Мост Cykelslangen в Копенгагене

В Нидерландах:

Велопешеходный тоннель в Нидерландах

Велопешеходный тоннель в Нидерландах

В Китае:

Велопешеходный мост в Китае

Велопешеходный мост в Китае

Также появляется возможность устройства велопешеходной связи между набережными реки Исеть в ЦПКиО и югу от Объездной дороги. Сейчас эти набережные разорваны развязками и железной дорогой.

Велопешеходная связка ЦПКиО-Уктус

Велопешеходная связка ЦПКиО-Уктус

Что касается самой железной дороги, то вдоль нее можно построить велопешеходный маршрут, который свяжет Уктус и Ботанику с Парком Лесоводов России.

Велопешеходная связка Уктус-Парк Лесоводов России вдоль железной дороги

Велопешеходная связка Уктус-Парк Лесоводов России вдоль железной дороги

Пешеходы уже пользуются железной дорогой для движения, так почему бы не сделать это движение безопасным?

Пешеходы пережидают поезд, чтобы продолжить движения вдоль железной дороги

Пешеходы пережидают поезд, чтобы продолжить движения вдоль железной дороги

Велопешеходные маршруты вдоль железных дорог строят во многих странах, например, в Германии.

Велопешеходный маршрут вдоль действующей железной дороги в Германии

Велопешеходный маршрут вдоль действующей железной дороги в Германии

Теперь вернемся обратно к участку, где разместится транспортно-пересадочный узел. На перекресток Родонитовая-Крестинского после строительства ТПУ возрастет транспортная нагрузка, а также гораздо больше пешеходов и велосипедистов будет перекать здесь проезжую часть. Почему бы не развести эти потоки так, чтобы они не мешали друг другу?

В решении этой задачи можно пойти двумя путями. Можно приподнять перекресток, устроив под ним транзитные велопешеходные связи.

Приподнятый кольцевой перекресток на Родонитовой-Крестинского

Приподнятый кольцевой перекресток на Родонитовой-Крестинского

Такой подход часто используется в Нидерландах.

Кольцевая развязка в Утрехте. Фото: Bing

Кольцевая развязка с велопешеходным уровнем в Утрехте

Можно, наоборот, заглубить перекресток, сделав его подземным, а наверху организовать пешеходную площадь, которая будет входным пространством перед зданием ТПУ. Этот вариант дороже и сложнее в реализации, но он предпочтителен с точки зрения создания комфортной городской среды, так как ликвидируется барьер (в том числе визуальный) между жилым районом и новым зданием.

На перекрестках Шварца-Крестинского и Шварца-Белинского необходимо восстановить наземные переходы.

Восстановление наземных переходов на Белинского-Шварца и Шварца-Крестинского

Восстановление наземных переходов на Белинского-Шварца и Шварца-Крестинского

Их ликвидация при строительстве метро была ошибкой и эту ошибку нужно исправить.

Что касается самого здания ТПУ-ТРЦ, то к нему можно предъявить несколько требований. Во-первых, оно не должно быть изолированным от городской среды в уровне первого этажа. Первый этаж должен иметь функции, выходящие на улицу. Это важно, поскольку вдоль глухой стены невозможно организовать интересное и живое общественное пространство.

Торговый центр с активным первым этажом в Лейпциге

Торговый центр с активным первым этажом в Лейпциге

Во-вторых, помимо транспортных функций в здании не должна быть только торговля. Да, возможно, сейчас это самые востребованные рынком площади, однако, учаток имеющий отличную доступность на всех видах транспорта может разместить и офисы, и гостиницу, и некоторые форматы жилья, и даже спортивные функции.

Футбольное поле на крыше многофункционального комплекса в Токио

Футбольное поле на крыше многофункционального комплекса в Токио

В-третьих, поскольку создание новых велосипедных связей приведет к тому, что к ТПУ будет очень удобно приезжать на велосипеде, необходимо предусмотреть в здании охраняемые велосипедные паркинги, подобные тем, что устраивают, например, на вокзалах в Нидерландах.

Велосипедный паркинг на железнодорожном вокзале в Арнеме

Велосипедный паркинг на железнодорожном вокзале в Арнеме

Если Минстрой уже утвердил проект планировки, то что же остается делать? На мой взгляд, необходимо прежде всего привлечь к этому проекту внимание жителей окрестных районов – Ботаники и Уктуса – поскольку именно они получат наибольшие выгоды от реализации всех описанных возможностей. Необходимо также заручиться поддержкой экспертов и чиновников, обсудив данные предложения на Транспортном и Градостроительном советах администрации Екатеринбурга. После этого можно выходить на застройщика с предложением внести корректировки в процесс проектирования. Поскольку проект находится еще на очень ранней стадии, внесение всех необходимых правок представляется абсолютно возможным.

Скачать предлагаемую транспортную схему в формате kml (открывается в программе Google Earth).

  • Иван Кириллов

    Отличный проект! Осталось только убедить городскую власть, хотя-бы в лице Ройзмана, он вроде мужик толковый, должен поддержать.
    Как минимум, восстановить наземные переходы Шварца-Крестинского и Шварца-Белинского.