Проспект Ленина. Не ждите удобных велодорожек!

В прошлый раз мы обсудили обособление трамвайных путей на проспекте Ленина или, вернее, то, что оно опять откладывается на неопределенный срок, равно как и устройство новых остановок. Сегодня же мы поговорим о велодорожках, потому что они как раз вошли в проект предстоящего ремонта.

В первую очередь стоит отметить, что сама по себе идея включить в проект велодорожки — хорошая и правильная. Если в каждый ремонт будут закладываться элементы велоинфраструктуры, то даже без целевого финансирования мы за несколько лет сможем построить вполне приличную сеть веломаршрутов.

Однако, дьявол, как всегда кроется в деталях. Исполнение велодорожек на Ленина не просто оставляет желать лучшего. Оно отвратительно и по сути эти велодорожки будут издевательством над велосипедистами.

Во-первых, проектировщики, а вслед за ними и чиновники из комитета благоустройства, и комитета по транспорту панически боятся делать пересечения велодорожек и проезжей части. Поэтому велодорожки заканчиваются перед каждым перекрестком.

Велодорожки заканчиваются перед каждым перекрестком!

Велодорожки заканчиваются перед каждым перекрестком!

Между тем, это самая актуальная проблема! Велосипедистам запрещено преодолевать проезжую часть по пешеходным переходам, поэтому для обеспечения комфортного передвижения на велосипеде необходимо делать специализированные велосипедные пересечения! Практика их проектирования есть как за рубежом, так и в других городах России, и даже у нас в Екатеринбурге велосипедные пересечения проезжей части уже имеются!

Велосипедное пересечение в Москве

Велосипедное пересечение в Москве

Во-вторых, проектировщики в принципе избегают делать велодорожки в каких-либо сложных местах. Например, хотя Площадь 1905 года и входит в область проектирования, там они велодорожки не предусмотрели. А ведь именно здесь в месте наибольшей концентрации и пешеходов, и велосипедистов, они наиболее нужны, чтобы эффективно развести потоки различных участников движения!

Площадь 1905 года - место, где давно пора разделить потоки пешеходов и велосипедистов

Площадь 1905 года — место, где давно пора разделить потоки пешеходов и велосипедистов

Третьей проблемой является ширина велодорожек. Минимальная ширина односторонней велодорожки составляет 1,5 метра, согласно СП 42.13330.2011 «Градостроительство». При этом, в «Городе.Pro» мы провели опыт по тестированию велосипедных дорожек различной ширины и установили, что более комфортной является ширина односторонней велодорожки 2,0 метра, так как она позволяет велосипедистам обгонять друг друга, не выезжая за пределы велодорожки, а также дает возможность ехать бок о бок и поддерживать разговор.

Велосипедисты должны иметь возможность обгонять друг друга и ехать бок о бок

Велосипедисты должны иметь возможность обгонять друг друга и ехать бок о бок. Фото: Johnatan Maus / BikePortland

Это важный фактор привлекательности передвижения на велосипеде, поэтому по возможности его необходимо закладывать в проектные решения. По нашему предложению ширина 2 метра для односторонних велодорожек была внесена в муниципальные рекомендации по благоустройству объектов улично-дорожной сети, как рекомендуемая.

Что же мы видим со стороны проектировщиков и чиновников? Они, используя различные нормативные акты, пытаются всячески урезать геометрические параметры велоинфраструктуры, вроде: «И так проедете!».

В целом же складывается впечатление, что чиновники не только не хотят развивать велосипедное движение в городе, но и напротив, пытаются всячески его ущемить, проталкивая издевательские проектные решения, вроде необходимости спешиваться на каждом перекрестке, даже при движении по велосипедной дорожке!

Такие проекты дискредитируют всю идею развития велоинфраструктуры, как в глазах скептиков («Мы им построили, а они не ездят!»), так и в глазах сторонников («Лучше никак, чем так!»).

"Велодорожка" на Фурманова: хрестоматийный пример выброшенных на ветер бюджетных средств.

«Велодорожка» на Фурманова: хрестоматийный пример выброшенных на ветер бюджетных средств.

К сожалению, следует признать, что в администрации города у велоинфраструктуры не осталось активных союзников. Поэтому, если мы хотим, чтобы в городе были удобные велодорожки, которыми можно пользоваться, нам следует активизироваться и начать их требовать, а не просто ждать, пока их построят.

Что делать?

Заходим в электронную приемную администрации города и пишем обращение со следующим текстом:


Главе администрации Екатеринбурга
Якобу Александру Эдмундовичу

Уважаемый Александр Эдмундович

Из сообщений в СМИ мне стало известно, что летом 2017 года на проспекте Ленина от улицы Московской до улицы 8 Марта будут построены велосипедные дорожки. Также мне стало известно, что проектное решение по ним имеет существенные недостатки:

1. Велодорожки прерываются на каждом перекрестке, что не позволяет при движении на велосипеде пересекать проезжую часть перпендикулярных улиц, не нарушая ПДД. Это решение противоречит действующим нормам и международной практике проектирования для велосипедистов. Перекрестки являются критически важным элементом велоинфраструктуры и именно на них правильно спланированные велодорожки имеют особое значение.

2. Проектировщики отказались от устройства какой-либо велоинфраструктуры в районе Площади 1905 года. Между тем, это место особо высокой концентрации и пешеходных, и велосипедных потоков, и именно здесь важно предусмотреть их разделение. Обращаю ваше внимание, что часть проспекта Ленина в районе Площади 1905 года будет благоустраиваться по программе АИЖК. Исходя из этого было бы правильным вывести Площадь 1905 года из состава работ этого года, и предусмотреть четкую интеграцию проектов по площади и по остальному проспекту между собой.

3. Велодорожки запроектированы слишком узкими. Минимальная ширина односторонней велодорожки, установленная в СП 42.13330.2011, составляет 1,5 метра. При этом для обеспечения возможности велосипедистам обгонять друг друга и ехать бок о бок более оптимальной является ширина 2 метра. Этот параметр зафиксирован в «Рекомендациях по благоустройству объектов УДС», утвержденных в Екатеринубурге в 2015 году. На проспекте Ленина везде есть возможность предусмотреть велодорожки оптимальной ширины, однако проектировщики сделали их даже уже минимально установленных — 1 метр.

Мне стало известно, что у фонда «Город.Pro» есть конкретные предложения, как исправить эти общие проблемы проекта, а также более локальные проблемы на конкретных участках. Прошу принять меры по объективному, а не формальному, рассмотрению этих предложений в кратчайшие сроки.

В случае установления невозможности внесения корректировок в проект, прошу принять меры по его отмене и отправке на доработку.

С уважением, 

  • Алёха

    Чтобы сделать велодорожку на площади нужно сначала закатать в том месте брусчатку, или выгнать пешеходов с тротуара у пч, ибо ездить по этой «стиральной доске» никто не будет

  • Со стороны площади планируется расширение тротуара в сторону парковки. Можно добавить и велодорожку. Со стороны мэрии можно сделать 2-метровую полосу ровного мощения, приподняв ее немного над уровнем остальной проезжей части. При этом количество рядов для машин перед перекрестком с 8 Марта останется тем же.

  • Dmitry Ivanov

    Писал по первому пункту еще полгода назад обращение в ГИБДД и Администрацию, могу скинуть ответы. В ГИБДД отписались что организация движения это сфера деятельности Комитета по транспорту. А Комитет отписался что дорожные знаки на перекрестке Мск-Ленина временные (sic!).

  • Прежде всего, это приобщение к здоровому образу жизни широких масс населения, особенно молодежи, ну конечно, защита окружающей среды.