Трамвай в Академический. Новый заход на старые грабли

 
В Екатеринбурге разработан проект планировки трамвайной линии в Академический район. Проект предполагает, что на первом этапе линия пройдет от конечной в Академическом районе по улицам де Геннина, Серафимы Дерябиной и Шаумяна до перекрестка Белореченская-Шаумяна, где соединится с существующей трамвайной сетью. В перспективе же трамвайная линия должна продолжиться по улицам Серафимы Дерябиной и Токарей до Татищева.

Трассировка новой трамвайной линии из Академического района Екатеринбурга

Трассировка новой трамвайной линии из Академического района Екатеринбурга

Хотелось бы искренне порадоваться за жителей Академического, которые, возможно, наконец-то получат человеческий общественный транспорт, но не все так просто. Давайте разберемся, что же все-таки предлагается и какие у этого предложения есть проблемы.

Прежде всего, отдадим себе отчет в том, что сама по себе трамвайная линия еще не является общественным транспортом. Это просто рельсы и контактная сеть, а рельсы сами по себе никого никуда не везут. Чтобы появился общественный транспорт, по рельсам нужно запустить трамваи и эти трамваи должны следовать какому-либо маршруту. От трассировки этого маршрута будет зависеть, насколько полезным он будет для пассажиров.

К сожалению, авторы проекта планировки не уточняют, каким образом предполагается проложить трамвайные маршруты по новой линии, следуя логике “сначала построим, а потом уже подумаем, как это должно работать”. Это типичная ошибка строителя: ставить физическую инфраструктуру превыше всего и не думать о том, как потом организовать обслуживание. Между тем, расходы на организацию транспортного обслуживания уже через несколько лет перекроют капитальные затраты на строительство и эти расходы будут постоянными на протяжении многих лет. Поэтому принципиально важно сначала спланировать максимально полезное для горожан транспортное обслуживание — иными словами, что и как должно ехать, а уже потом думать, как и где под это проложить рельсы и контактную сеть.

В противном случае мы рискуем получить дисфункциональную инфраструктуру, которая, как чемодан без ручки: использовать неудобно и дорого, но и бросить нельзя — скажут, зачем же тогда вы ее строили? Примеров такой инфраструктуры в Екатеринбурге, к сожалению, вполне достаточно.

Трамвайная линия по улице Московской - пример дисфункциональной транспортной инфраструктуры

Трамвайная линия по улице Московской — пример дисфункциональной транспортной инфраструктуры

Так как авторы проекта планировки не подумали о том, как организовать трамвайный маршрут из Академического, давайте, сделаем это сами. Используем в качестве основы для размышлений новую маршрутную сеть, планируемую к внедрению в 2019 году.

Есть всего два варианта интеграции новой линии в трамвайную сеть: продлить по ней какой-либо из существующих маршрутов или организовать совершенно новый.

Организация совершенно нового маршрута — дело затратное, так как покупать новый подвижной состав нужно будет не только для вновь построенного участка путей, но и для всего маршрута с конечной на другом конце города. Продление какого-то из существующих маршрутов, соответственно, является гораздо более экономным вариантом, а кроме того, увеличивающим спрос именно на этом маршруте, что может стать основанием для дополнительного увеличения частоты движения в будущем.

Рассмотрим для начала первую очередь строительства трамвайной линии — до перекрестка Белореченская-Шаумяна. В это варианте мы можем продлить до Академического маршрут, идущий из центра по улице Белореченской, но весьма специфическим образом: на перекрестке Белореченская-Шаумяна маршрут будет разветвляться. Половина трамваев поедет в Академический, а другая половина — на конечную “Волгоградская” около медгородка. Соответственно, если на основной части маршрута частота движения у нас была 5 минут, то на “ветвях” она будет уже 10 минут.

Разветвление маршрута ведет к снижению частоты движения на обоих направлениях

Разветвление маршрута ведет к снижению частоты движения на обоих направлениях.

Такой вариант обслуживания нежелателен, поскольку ни по направлению к медгородку, ни, тем более, по направлению к Академическому не стоило бы ухудшать обслуживание, но именно к этому ведет ветвление маршрута. Кроме того, в таком варианте жители Академического не получат возможности без пересадок добраться до медгородка на Волгоградской, а также пересесть на трамвай, идущий по Волгоградской и Викулова на ВИЗ.

Другая возможность — организация совершенно нового маршрута из Академического до конечной на “Волгоградской”. Этот вариант также нежелателен, поскольку для того, чтобы добраться до центра, жителям Академического придется делать пересадку на перекрестке Белореченская-Шаумяна.

Организация маршрута из Академического до "Волгоградской" вынудит пассажиров из Академического делать пересадку, чтобы продолжить движение в центр.

Организация маршрута из Академического до «Волгоградской» вынудит пассажиров из Академического делать пересадку, чтобы продолжить движение в центр.

Это правда, что новая сеть основана на принципе связности высокочастотных маршрутов между собой посредством пересадок. Однако, она построена по модели прямоугольной сети, где между любыми двумя точками можно проехать максимум с одной пересадкой.

Связная прямоугольная сеть маршрутов позволяет между любыми двумя точками проехать максимум с одной пересадкой.

Связная прямоугольная сеть маршрутов позволяет между любыми двумя точками проехать максимум с одной пересадкой.

В данном же случае мы без особой нужды вынудим людей пересаживаться, чтобы продолжить движения в одном направлении.

Пересадки на одном направлении движения являются нежелательными.

Пересадки на одном направлении движения являются нежелательными.

Кроме того, если мы не будем зацикливаться на конкретной транспортной технологии — трамвае, то увидим, что например, автобус, идущий по Серафимы Дерябиной и Репина довезет жителей Академического до центра без пересадок, а если выделить для него полосы, то сделает он это ничуть не медленнее, чем трамвай.

Все эти соображения ставят под серьезное сомнение целесообразность выбранной трассировки трамвайной линии.

Теперь давайте рассмотрим вариант, когда трамвайная линия будет построена до Татищева. Может быть, в этом варианте все будет хорошо?

Продление существующих маршрутов, идущих по Ленина и Татищева не представляется возможным, поскольку опять потребуется их ветвление, а эти маршруты нужны там, куда они идут — на Сортировке и на ВИЗе в полном объеме запланированной на них частоты движения.

Остается вариант с организацией нового маршрута. Тут можно пойти двумя путями. Первый — создать маршрут из Академического через центр до какой-нибудь из конечных на восточной окраине города, например, на Шарташе (раз на ЖБИ и так заканчивается 3 трамвайных маршрута).

Маршрут из Академического через центр до Шарташа.

Маршрут из Академического через центр до Шарташа.

У этого варианта несколько недостатков.

Во-первых, для этого маршрута потребуется закупка большого количества трамвайных вагонов.

Во-вторых, при прохождении через центр, этот маршрут будет избыточным, так как на Ленина уже запланирована высокая частота движения — каждые 3-4 минуты.

В центре маршрут из Академического будет полностью дублировать уже имеющиеся маршруты.

В центре маршрут из Академического будет полностью дублировать уже имеющиеся маршруты.

В-третьих, на улицах Токарей и Серафимы Дерябиной маршрут будет проходить протяженные участки, где вообще нет никаких пассажиров из-за развязок в разных уровнях и выходящих на магистраль промзон.

На улице Серафимы Дерябиной маршрут пройдет по зоне, где не будет пассажиропотока из-за транспортных развязок и промзон.

На улице Серафимы Дерябиной маршрут пройдет по зоне, где не будет пассажиропотока из-за транспортных развязок и промзон.

В-четвертых, пассажиры не смогут пересесть на перпендикулярные маршруты, проходящие по улицам Волгоградской и Гурзуфской, а значит, не смогут доехать до множества мест, которые эти маршруты обслуживают.

Из-за развязок в разных уровнях невозможно осуществить пересадки на некоторые перпендикулярные маршруты.

Из-за развязок в разных уровнях невозможно осуществить пересадки на некоторые перпендикулярные маршруты.

Второй вариант — создать маршрут из Академического до ближайшей к перекрестку Татищева-Токарей конечной. Это будет кольцо на ВИЗе. В этом варианте мы получаем почти все те же самые проблемы, что и в предыдущем, но к ним добавляется то, что путь до центра жителям Академического опять придется совершать с пересадкой.

Маршрут из Академического до "ВИЗа", обладая почти всеми недостатками предыдущего варианта, не позволит пассажирам попасть в центр без пересадок

Маршрут из Академического до «ВИЗа», обладая почти всеми недостатками предыдущего варианта, не позволит пассажирам попасть в центр без пересадок

В итоге мы видим, что ни первая очередь трамвайной линии — до Шаумяна-Белореченской, ни перспективное продолжение до Татищева не позволяют организовать эффективное транспортное обслуживание Академического района. Все варианты получаются неудобными для пассажиров и неэффективными, с точки зрения использования транспортных ресурсов.

Вы спросите: Как же проложить новую линию, чтобы она позволяла организовать эффективный маршрут? Есть ли такой вариант?

Такой вариант есть! Это строительство новой линии таким образом, чтобы она соединялась с существующей сетью на перекрестке Волгоградская-Серафимы Дерябиной.

Трассировка новой линии до Волгоградской.

Трассировка новой линии до Волгоградской.

В этом случае мы можем продолжить в Академический трамвайный маршрут, который сейчас заканчивается на “Волгоградской”, но избежать при этом проблемы ветвления.

Маршрут, идущий по улице Белореченской, по новой линии может быть продолжен до Академического без ветвления.

Маршрут, идущий по улице Белореченской, по новой линии может быть продолжен до Академического без ветвления.

На маршруте, идущем по улице Белореченской жители Академического смогут без пересадок доехать до центра, а через одну пересадку на один из перпендикулярных маршрутов им будут доступны все точки в центре города и к востоку от него.

Через одну пересадку жителям Академического будет доступна вся центральная часть города.

Через одну пересадку жителям Академического будет доступна вся центральная часть города.

Также жители Академического получают прямую связь с медицинскими учреждениями на Волгоградской и возможность пересесть на трамвай, идущий в сторону “Радуга-парка” и на ВИЗ.

Этот маршрут не потребует значительного увеличения трамвайного парка, так как выпуск на маршруте нужно будет увеличить пропорционально увеличению длины, а не покупать новые трамваи на весь маршрут в целом.

Кроме того, данная трассировка в итоге будет дешевле при строительстве. Во-первых, потому что общая протяженность трамвайных путей будет меньше, а во-вторых, поскольку не потребуется масштабная реконструкция улиц де Геннина и Серафимы Дерябиной. В этом варианте трамвай пойдет по восточной стороне этих улиц и для строительства путей потребуется лишь реконструкция дублеров.

Трамвайная линия до Волгоградской может быть проложена сбоку от основной проезжей части улиц де Геннина и Серафимы Дерябиной.

Трамвайная линия до Волгоградской может быть проложена сбоку от основной проезжей части улиц де Геннина и Серафимы Дерябиной.

Это выгодно отличает этот вариант от существующего проекта, предполагающего масштабную реконструкцию основной проезжей части улиц де Геннина, Серафимы Дерябиной, Токарей и Шаумяна со всеми вытекающими проблемами в виде пробок во время строительства, сносом зеленых насаждений и так далее.

Сейчас же проект трамвайной линии предполагает масштабную реконструкцию улиц.

Сейчас же проект трамвайной линии предполагает масштабную реконструкцию улиц.

Ну и в качестве вишенки на торте — данная трассировка позволит выпрямить автобусный маршрут из Академического, который изначально был запланирован с крюком через Волгоградскую для обеспечения доступа к медгородку и возможности пересадки на другие маршруты.

Соединение трамвайной линии до Волгоградской и продление маршрута №6 позволит выпрямить автобусный маршрут №40, который изначально был запланирован с крюком через Бардина и Волгоградскую.

Соединение трамвайной линии до Волгоградской и продление маршрута №6 позволит выпрямить автобусный маршрут №40, который изначально был запланирован с крюком через Бардина и Волгоградскую.

Таким образом Академический может получить два прямых высокочастотных маршрута в центр: трамвайный через Белореченскую и автобусный через Серафимы Дерябиной и Токарей.

Если эта трассировка всем хороша, то почему же ее еще не приняли? Поскольку обсуждается этот вариант уже достаточно давно, можно ответить на некоторые возражения, которые уже были высказаны в его адрес.

Первое. Соединение с трамвайной линией на Волгоградской потребует выкупа гаражного массива, и поэтому будет слишком дорогим.

Это не так. Трамвайную линию между Бардина и Волгоградской можно провести вместо восточного дублера улицы Серафимы Дерябиной, никак не затронув гаражи.

Соединение с трамвайной линией на Волгоградской не потребует сноса и выкупа гаражного массива, так как трамвайные пути можно проложить вместо существующей автомобильной дороги.

Соединение с трамвайной линией на Волгоградской не потребует сноса и выкупа гаражного массива, так как трамвайные пути можно проложить вместо существующей автомобильной дороги.

При этом доступ ко всем объектам, находящимся вдоль дублера, останется со стороны улицы Бардина.

Ко всем объектам, находящимся вдоль восточного дублера улицы Серафимы Дерябиной можно будет по-прежнему подъехать со стороны улицы Бардина.

Ко всем объектам, находящимся вдоль восточного дублера улицы Серафимы Дерябиной можно будет по-прежнему подъехать со стороны улицы Бардина.

Чтобы компенсировать потерю связности улично-дорожной сети, можно, например, реконструировать западный дублер, чтобы он был двусторонним.

Западный дублер улицы Серафимы Дерябиной можно реконструировать и сделать двусторонним.

Западный дублер улицы Серафимы Дерябиной можно реконструировать и сделать двусторонним.

Второе. При соединении с Волгоградской нельзя будет в перспективе продлить линию дальше по Серафимы Дерябиной и Токарей.

Это не так. Если такая необходимость когда-либо возникнет, то линию можно будет либо продлить вниз по дублеру от Волгоградской в сторону Шаумяна, либо сделать разветвление путей на Бардина. Одна линия будет подниматься по дублеру Волгоградской, а вторая пойдет по оси основной проезжей части.

Когда и если потребуется продление трамвайной линии в сторону улицы Шаумяна и далее, можно будет сделать развилку на перекрестке с Бардина.

Когда и если потребуется продление трамвайной линии в сторону улицы Шаумяна и далее, можно будет сделать развилку на перекрестке с Бардина.

Третье. Невозможно соединиться с существующей трамвайной сетью на Волгоградской, так как невозможно сделать трамвайную стрелку на путепроводе.

Действительно, стрелку на путепроводе сделать невозможно, однако, для поворота трамвайной линии в сторону Белореченской это и не требуется. Если же делать поворот в сторону ВИЗа и трамвайного депо, то можно использовать технологию сплетения путей, когда стрелка делается до путепровода, а на самом путепроводе пути идут параллельно и затем просто пересекают друг друга.

Пример сплетения трамвайных путей.

Пример сплетения трамвайных путей.

Четвертое. По Белореченской в центр ехать дальше, чем по Серафимы Дерябиной, Токарей и Татищева.

Это не так. По расстоянию от Академического до перекрестка Ленина-Московская, два варианта трассировки совпадают до десятков метров.

Путь из Академического в центр через Белореченскую-Радищева-Московскую и через Серафимы Дерябиной-Токарей-Татищева совпадает по длине до десятков метров.

Путь из Академического в центр через Белореченскую-Радищева-Московскую и через Серафимы Дерябиной-Токарей-Татищева совпадает по длине до десятков метров.

Пятое. Если мы сейчас заведем трамвай на Волгоградскую, то мы заведем его в тупик. Дальше он встанет в пробку, и какой от этого смысл?

Следует отметить, что при соединении с Волгоградской трамвай из Академического вплоть до центра почти везде будет идти по обособленным от смешанного трафика трамвайным путям. Исключение составляют участок улицы Белореченской от Шаумяна до Посадской и улицы Московской от Малышева до Ленина. Дальше же в обоих вариантах трамвай попадает в смешанный поток с машинами со всеми вытекающими последствиями.

На пути в центр у маршрута №6 не так уж много необособленных участков трамвайных путей.

На пути в центр у маршрута №6 не так уж много необособленных участков трамвайных путей.

Учитывая, что надежность работы маршрута определяется наименее надежным из его участков, то пробки на трамвайных путях в центре города будут нарушать работу трамвая и дальше, пока пути не будут обособлены.

Обособленные трамвайные пути на улице Малышева.

Обособленные трамвайные пути на улице Малышева.

Вы спросите, что же делать дальше? Как сделать так, чтобы выбрали наиболее удачную трассировку?

В этот четверг, 3 августа состоятся публичные слушания по проекту планировки этой трамвайной линии. Слушания будут проходить на Первомайской 73 в здании колледжа транспортного строительства. Начало регистрации в 15:00.

Я записался на выступление на этих слушаниях, а также передал в Минстрой предложения по корректировке трассировки трамвайной линии в письменном виде.

Если вам небезразлична судьба этого проекта, приглашаю вас также принять участие в слушаниях!