Что даст трамвайная линия по Площади 1-й Пятилетки?

Не прошло и месяца с тех пор, как я опубликовал свой Топ-7 потенциальных новых трамвайных линий в Екатеринбурге, как администрация Екатеринбурга заявила о своих приоритетах в этой сфере.

Замглавы администрации по транспорту Алексей Бубнов заявил, что в следующем году начнется проектирование трамвайной линии по Площади 1-й Пятилетки на Уралмаше, которая должна соединить два участка трамвайной линии по улице Машиностроителей.

01-init-2
Соединение трамвайных линий через Площадь 1-й Пятилетки

Бубнов сказал, что раньше площадь являлась местом притяжения большого количества и, в частности, здесь ставили новогоднюю ёлку, и поэтому не было возможности построить трамвайные пути. Сейчас же ёлку собираются перенести в другое место и поэтому такая возможность появилась.

На мой взгляд, возможность строительства трамвайной линии по Площади 1-й Пятилетки никак не связана с ёлками. В конце концов эта площадь больше, чем Площадь 1905 года, где строят главный ледовый городок Екатеринбурга. Трамвайные по одной из сторон площади никому бы не помешали. Однако, в словах вице-мэра есть зерно истины: именно потому, что раньше площадь была точкой притяжения большого количества людей не было большого смысла строить соединение двух линий

В советском прошлом Площадь 1-й Пятилетки — это сердце района Уралмаш, куда сходились все улицы и где располагалась основная проходная УЗТМ. Тысячи рабочих ежедневно приезжали и уезжали с этой площади, поэтому было вполне нормальным, что трамвайные конечные расположены именно здесь.

Площадь 1-й Пятилетки в 1950-е годы

Площадь 1-й Пятилетки в 1935 году. Трамвайное кольцо со стороны Пышминского тракта (сегодняшнено проспекта Космонавтов) появилось первым. Эта трамвайная линия связывала новый район с центром Свердловска. Трамвайная линия со стороны улицы Донбасской появилось несколько десятилетий спустя.

Сегодня центры притяжения сместились. Площадь по-прежнему является оживленным местом, но множество новых центров активности появилось в стороне от нее, прежде всего вдоль проспекта Космонавтов. Поэтому сегодня все гораздо большему числу людей нужно проехать через площадь, а не приехать на нее.

картинка

Соединение трамвайных линий по улице Машиностроителей давно напрашивается — это всего лишь 550 метров недостающих трамвайных путей. Однако, сами по себе трамвайные рельсы и контактная сеть никого никуда не повезут. По новой линии должны будут поехать трамваи и закономерно встает вопрос: куда они поедут? Есть три возможных варианта:

1. Продление маршрута со стороны проспекта Космонавтов

Первым вариантом использования новой связки через площадь может быть продление одного из трамвайных маршрутов со стороны проспекта Космонавтов (например, №5).

Маршрут №5 сегодня

Маршрут №5 сегодня

Куда он может пойти, если пропустить его через Площадь 1-й Пятилетки? Во-первых, он может повернуть в сторону Сортировки, например, в сторону Семи Ключей.

Маршрут №5 с продлением до Семи Ключей

Маршрут №5 с продлением до Семи Ключей

Этот вариант представляется не слишком привлекательным, поскольку непосредственно на Уралмаше такой маршрут задевает лишь самый край района. Для большей его части он будет недоступен.

Другой вариант — повернуть на север и сделать круг вокруг Уралмаша и через улицы Победы и Кузнецова вернуться на Площадь 1-й Пятилетки.

Маршрут №5 с продлением вокруг Уралмаша

Маршрут №5 с продлением вокруг Уралмаша

В этом сценарии маршрут захватывает большую часть района, но при этом он дублирует другие маршруты, идущие по Победы, Бакинских Комиссаров и Донбасской. Кроме того, петля вокруг Уралмаша ничего не добавляет для тех пассажиров, которые хотят поехать в сторону центра Екатеринбурга.

2. Кольцевой маршрут вокруг Уралмаша

Поскольку петля вокруг Уралмаша не слишком полезна в предыдущем варианте, мы можем вовсе убрать из маршрута «хвост» в сторону центра города и сделать в чистом виде кольцевой маршрут вокруг района.

Новый кольцевой маршрут вокруг Уралмаша

Новый кольцевой маршрут вокруг Уралмаша

Эта идея не лишена смысла. В конце концов Уралмаш — большой район и внутренние связи здесь не менее важны, чем внешние. В конце концов, на Уралмаше есть кольцевые троллейбусные маршруты, которые пользуются большим спросом.

Одностороннее троллейбусное кольцо - маршрут №10

Одностороннее троллейбусное кольцо — маршрут №10

Внутри района пробок почти не бывает, поэтому эти маршруты весьма надежны, а высокая частота движения делает их популярным транспортом у жителей района, несмотря на то, что расстояния, которые они покрывают, не слишком велики.

Троллейбусный маршрут с "хвостом" - №8

Троллейбусный маршрут с «хвостом» — №8

Троллейбусные маршруты на Уралмаше наряду с троллейбусом №4 по Шевченко-Советской во многом спасают троллейбус во всем Екатеринбурге, так как на эти маршруты приходится основной пассажиропоток.

Однако же с трамвайным кольцевым маршрутом вокруг Уралмаша, на мой взгляд, все будет не так хорошо. Троллейбусы внутри района работают в условиях отсутствия других маршрутов. В сочетании с хорошей частотой и надежностью это делает их успешными.

Кольцевой маршрут трамвая по Машиностроителей, Донбасской, Бакинских Комиссаров, Победы и Кузнецова, с другой стороны, будет конкурировать с другими трамвайными маршрутами, которые не только связывают части района, но и позволяют выехать из него в другие части города. Уже поэтому трамвайное кольцо будет в заведомо проигрышной ситуации. А уж если его не сделать высокочастотным, оно станет вовсе бесполезным.

3. Трамвай со стороны Донбасской

Наконец, третий вариант — это продление одного из трамвайных маршрутов со стороны Донбасской, например, весьма популярного №19, идущего из Юго-Западного района через ВИЗ, Заречный и Новую Сортировку.

Маршрут №19 сегодня

Маршрут №19 сегодня

Вопрос в том, куда его продлевать? Учитвая, что вариант с петлей вокруг Уралмаша мы уже обсудили выше, остается единственная возмжность — поехать в сторону Эльмаша через проспект Космонавтов, Фронтовых Бригад и Старых Большевиков.

Продление маршрута №19 до Эльмаша.

Продление маршрута №19 до Эльмаша.

Чем плох этот вариант? Фактически полезным в этом продленном маршруте является лишь участок от Площадь 1-й Пятилетки до станции метро «Уралмаш». Остальная петля до Эльмаша (а это более 5 км) является более-менее бесполезной. Если человек едет с Эльмаша на Уралмаш и далее в сторону Сортировки и Заречного, эта петля слишком нерациональна, чтобы ей пользоваться. Даже с точки зрения подъезда к метро со стороны Эльмаша она не слишком нужна, поскольку ту же самую задачу успешно решеает 16-й троллейбус.

Вопрос подвоза людей к метро со стороны Эльмаша успешно решает 16-й троллейбус.

Вопрос подвоза людей к метро со стороны Эльмаша успешно решает 16-й троллейбус.

Между тем, эта петля потребует дополнительного выпуска подвижного состава, чтобы сохранить хорошую частоту движения на маршруты.

В общем, как ни крути, хороших вариантов использования новой связки через Площадь 1-й Пятилетки без строительства какой-либо дополнительной инфраструктуры не просматривается.

Строительство дополнительной инфраструктуры

Если строительства одной лишь связки через площадь недостаточно, то что еще нужно построить, чтобы создать полезный маршрут?

Наименее затратным вариантом является строительство нового трамвайного кольца в районе станции метро «Уралмаш» и продление маршрута со стороны Донбасской только до этого кольца.

Продление маршрута со стороны Донбасской только до метро "Уралмаш" при помощи строительства нового трамвайного кольца.

Продление маршрута со стороны Донбасской только до метро «Уралмаш» при помощи строительства нового трамвайного кольца.

В этом случае мы почти не захватываем транспортным обслуживанием восточную сторону проспекта Космонавтов, но по крайней мере мы избегаем бессмысленной транспортной работы.

Другой более дорогостоящий вариант — строительство трамвайной линии по улице Баумана.

Строительство трамвайной линии по улице Баумана.

Строительство трамвайной линии по улице Баумана.

Реализация этого сценария позволила бы создать прямую трамвайную связь, пересекающую Уралмаш и Эльмаш с запада на восток с возможностью пересадки на метро. Но, еще раз подчеркну, это гораздо более дорогой вариант.

Когда мы разрабатывали новоую маршрутную сеть, мы понимали важность создания такой прямой связи, но у нас не было возможности реализовать ее при помощи трамваев, поскольку мы решали задачу без капитального строительства на базе существующей инфраструктуры. Поэтому мы решили эту задачу при помощи автобусов и предусмотрели соответствующий автобусный маршрут.

Автобусный маршрут в новой маршрутной сети, решающий вопрос связи по улицам Баумана и Машиностроителей.

Автобусный маршрут в новой маршрутной сети, решающий вопрос связи по улицам Баумана и Машиностроителей.

Конечно, это несколько девальвирует трамвай по улице Машиностроителей, но в то же время это пример взвешенного итерационного подхода к планированию общественного транспорта: сначала создать транспортный продукт при помощи автобусов и лишь затем, если он будет востребован, улучшить его при помощи трамваев.

Вывод

Соединение трамвайных линий через Площадь 1-й Пятилетки кажется легкодоступной целью, но в то же время, на мой взгляд, оно является примером «символического» общественного транспорта. Символически соединение трамвайных линий через главную площадь Уралмаша — это здорово. Но практически создать при помощи этого соединение полезный транспортный сервис представляется проблематичным.

Если вы согласны с моими выводами, предлагаю написать обращение в электронную приемную администрации города:

Из материалов СМИ узнал о том, что в следующем году планируется начать проектирование трамвайной линии через Площадь 1-й Пятилетки на Уралмаше. Ознакомившись с анализом возможных вариантов использования этого соединения (http://www.livestreets.ru/2019/10/chto-dast-tramvay-po-ploshadi-1-pyatiletki/), я пришел к выводу, что без строительства дополнительной инфраструктуры в виде нового трамвайного кольца в районе метро «Уралмаш» или же строительства трамвайной линии по улице Баумана связь трамвайных линий по улице Машиностроителей будет более-менее бесполезной. В связи с этим прошу рассмотреть возможность пересмотреть планы по началу проектирования этого соединения с переносом акцента на другие проекты. Также прошу сообщить, каким образом предполагается использовать указанное соединение трамвайных линий — какие конкретно маршруты и куда будут через него ходить.

Если же вы не согласны, то давайте обсудим в комментариях!

UPDATE! После обсуждения в фэйсбуке появился еще один вариант!

Для простоты я использовал маршруты из новой маршрутной сети.

Вариант с разделением входящих в район маршрутов на односторонние кольцевые.

Вариант с разделением входящих в район маршрутов на односторонние кольцевые.

Итак, мы имеем два входящих маршрута: со стороны Донбасской и со стороны Космонавтов с частотой движения 5 минут. Эти маршруты разделены на литеры А и Б. На въезде в район маршруты с литерой А движутся по кольцу против часовой стрелки, а маршруты Б — против часовой. Из-за разветвления маршрутов частота движения на литерах будет в два раза ниже — 10 минут. Однако, благодаря тому, что в район у нас входит 2 маршрута, частота движения по кольцу вокруг района остается равной 5 минутам.

Минус: если вы хотите выехать из района кратчайшим путем, находясь на каком-то из участков кольца, вам будет подходить лишь один из двух трамваев, идущих в «вашем» направлении по кольцу. То есть для вас частота останется равной 10 минутам.

Также возникает вопрос, сможет ли «Гортранс» обслуживать такие маршруты, ведь на Уралмаше у них не будет конечных, а конечные нужны для отдыха водителей и выравнивания движения по графику. Можно, конечно, сделать так чтобы трамваи заезжали на конечную лишь по необходимости, но для пассажиров это всегда будет неприятным сюрпризом. Примерно как «трамвай идет до Фрунзе в парк», когда вы едете на Вторчермет.