Какие задачи нужно решить на развязке у «Калины»?

Александр Высокинский перенес подписание проекта развязки у «Калины» на январь 2020 года. Предполагается, что в конце января состоится встреча с участием жителей района Синие Камни и проектировщиков. Возможно, это чисто символический ход, тем не менее он дает нам возможность еще раз посмотреть на проект, на который предполагается потратить в ближайшие годы порядка 7 млрд. рублей.

Очевидно, что проблема, которую администрация пытается решить — это хронические пробки на развязке, а также тот факт, что калиновский путепровод постепенно приходит в аварийное состояние. По нему уже запрещено движение грузового транспорта, а когда вы стоите на нем в пробке, вы можете чувствовать, как он качается под нагрузкой транспорта.

Решение этих проблем важно, однако, на мой взгляд, было бы ошибкой ограничиваться только ими. Всякий большой проект позволяет решить не только те проблемы, ради решения которых он инициирован, но также и целый ряд сопутствующих проблем, до которых до этого просто не доходили руки, или если их решение невозможно без решения более проблем более высокого уровня.

Развязка у «Калины» — именно такой проект. В его рамках можно решить множество сопутствующих основной проблеме задач или же, наобророт, проигнорировать эти задачи и обеспечить их неразрешимость на ближайшие 50 лет. Какие же это задачи?

Вредное воздействие развязки

Первая проблема, которую мы уже затронули в предыдущем материале — это вредное воздействие транспортной развязки на людей, которые живут рядом с ней. Было бы правильно попытаться его уменьшить.

Многие на это говорят: «Ну, если построят развязку, пробки исчезнут и вредное воздействие уменьшится!». Хотелось бы, но, на самом деле, всё совсем не так просто. Да, пробки могут стать меньше на какое-то время, но в конечном счете вся дополнительная пропускная способность, полученная в ходе реконструкции, будет занята новым трафиком. География города такова, что развязка у «Калины» всегда будет бутылочным горлышком, куда стекается множество транспортных потоков. С течением времени, поняв, что проезжать здесь стало проще, все больше людей будет выбирать именно эту дорогу — гораздо больше, чем делает это сейчас.

Это явление известно в транспортном планировании под названием «индуцированный спрос» примерно с середины 20 века. В принципе это реализация одного из базовых биологических принципов: если организму становится проще потреблять какой-то нужный ему ресурс, он начинает потреблять больше этого ресурса. В случае с транспортом это выражается в появлении дополнительных поездок через освободившуюся дорогу, которые люди не совершили бы, если бы дорога не расширялась.

Обязанность городских властей — сделать так, чтобы польза от новой развязки не исчерпывалась увеличенной пропускной способностью для личного автотранспорта, поскольку эта польза будет исчерпана довольно быстро.

Как уменьшить вредное воздействие развязки? В прошлом материале мы уже ответили на этот вопрос — создать альтернативную дорогу, соединяющую Объездную дорогу и Дублер Сибирского тракта в обход района Синие Камни.

Соединение Базового переулка и Дублера Сибирского тракта в обход Синих Камней позволит оттянуть транзитный поток из существующего перегруженного коридора у "Калины".
Соединение Базового переулка и Дублера Сибирского тракта в обход Синих Камней позволит оттянуть транзитный поток из существующего перегруженного коридора у «Калины».

В этом случае существующий коридор между Базовым переулком и улицей Комсомольской будет обслуживать только трафик, двигающийся по базовой уличной сети, а трафик, двигающийся по городским автомагистралям, уйдет на новую дорогу.

Общественный транспорт по Комсомольской и Базовому

В наших трамвайных предложениях к проекту Генплана мы уже обсуждали тот факт, что сегодня восточная часть города (Втузгородок, ЖБИ, Пионерский) связана общественным транспортом с южной частью города только через центр города.

Сегодня передвижения на общественном транспорте и южной частью города на общественном транспорте возможны только по Г-образному маршруту через центр.
Сегодня передвижения на общественном транспорте и южной частью города на общественном транспорте возможны только по Г-образному маршруту через центр.

Исправить это положение можно, создав линию общественного транспорта по переулку Базовому от Ботанического района через развязку у «Калины» и улицу Комсомольскую.

Восточная трамвайная хорда
Восточная трамвайная хорда

В наших предложениях мы назвали эту линию «восточной трамвайной хордой», однако, это необязательно должен быть трамвай. На начальном этапе это может быть и автобус, и троллейбус. Единственное, что можно утверждать с уверенностью — что эта линия должна быть проложена по выделенным полосам, чтобы не зависеть от пробок.

Обособление с открытой рельсо-шпальной решеткой на улице Малышева.
Обособленные трамвайные пути на путепроводе на Малышева. Такое же решение нужно на развязке у «Калины».

Текущий вариант развязки у «Калины» напрямую блокирует возможность устройства выделенной линии общественного транспорта по Комсомольской и Базовому переулку.

Прямой доступ на Синие Камни

Другая идея, которую мы высказывали в наших трамвайнйх предложениях состояла в том, чтобы построить трамвайную линию в район Университетский и закончить ее в районе Синие Камни.

Трамвайная линия на Синие Камни
Трамвайная линия на Синие Камни

Текущий вариант проекта развязки у «Калины» препятствует реализации и этой возможности. 

Более того, прямого выезда не будет и на машине. Чтобы выехать из района или попасть в него, нужно будет кружить под путепроводами, а пешеходы смогут выйти из района только через подземный переход.

Жизнь в тени этого транспортного монстра и сейчас не хороша, а станет еще хуже!
Перейти эту магистраль жители Синих Камней смогут только через подземный переход.

Что такое подземный переход в таком районе? Это — общественный туалет и разные мутные личности, подстерегающие незадачливых прохожих, плюс очевидное неудобство в виде лестниц и пандусов. Молодые и ловкие прорвутся, а вот все относительно уязвимые категории — пожилые люди и родители с детьми, например, — автоматически отсекаются от возможности выйти из своего района пешком.

Велопешеходная связь вдоль коридора Комсомольская-Базовый

Транспортный коридор Комсомольская-Базовый является безальтернативным не только для автотранспорта, но также и для пешеходов и велосипедистов. Сегодня им пользуются только те, у кого нет другого выхода, потому что условия движения вдоль магистрали оставляют желать лучшего. Между тем, если приложить усилия, то вдоль этого коридора можно создать связь между несколькими жилыми районами — ЖБИ, Университетским, Втузгородком, Синими Камнями, Сибирским трактом — и двумя крупными рекреационными зонами — ЦПКиО и Парком Лесоводов России. Со стороны ЖБИ можно также присоединить Шарташский лесопарк.

Путепровод у "Калины" - ключ к соединению нескольких районов и крупных рекреационных зон для пешеходов и велосипедистов.
Путепровод у «Калины» — ключ к соединению нескольких районов и крупных рекреационных зон для пешеходов и велосипедистов.

Что важно отметить — принцип индуцированного спроса, который мы обсуждали применительно к автотранспорту, работает и для пешеходного, и велосипедного движения. Сегодня мало кто пытается попасть в ЦПКиО с ЖБИ на велосипеде, просто потому что это неудобно и опасно. Если же создать удобную связь, многие люди найдут эту возможность привлекательной и воспользуются ей!

 

Велосипедная дорожка, присоедиенная к автомобильному путепроводу в Нидерландах.
Велосипедная дорожка, присоедиенная к автомобильному путепроводу в Нидерландах.

У нас в городе много говорят о создании так называемого «зеленого каркаса» — сети путей для пешеходов и велосипедистов, связывающих основные рекреационные зоны. На мой взгляд, не воспользоваться реконструкцией развязки у «Калины» для создания важного звена такого «зеленого каркаса» — это серьезная градостроительная ошибка.

Что делать дальше?

В принципе всё, что вы сейчас прочитали, я высказал и на встрече инициативной группы жителей района Синие Камни с Александром Высокинским, которая прошла 18 декабря. Разговор, однако, был не слишком структурированным, поэтому я хочу предложить главе города ознакомитсья с этими идеями еще раз. Тогда на встрече в конце января мы будем уже говорить не с чистого листа. Присоединяйтесь и вы!

Заходим в электронную приемную администрации и пишем:

Главе города Екатеринбурга Высокинскому А. Г.

Уважаемый Александр Геннадьевич,

В связи с планами администрации по реконструкции развязки у концерна «Калина» прошу рассмотреть возможность решения в рамках данного проекта задач, изложенных в материале по ссылке: http://bit.ly/kalina-zadachi

А именно:

1. Возможность строительства альтернативной магистрали, соединяющей Объездную дорогу и Дублер Сибирского тракта к востоку от района Синие Камни и корректировку проекта развязки у «Калины», исходя из перспективы строительства этой альтернативной дороги — то есть, без дополнительных путепроводов по бокам от основного, которые практически вплотную приближаются к жилым зданиям.

2. Возможность предусмотреть перспективную выделенную линию общественного транспорта в коридоре улицы Комсомольской и переулка Базового с прохождением по путепроводу у «Калины». Текущий проект развязки блокирует реализацию такой возможности в будущем.

3. Возможность создания прямой линии выделенной линии общественного транспорта в районе Синие Камни по оси улиц Комсомольская и Анны Бычковой, а также прямого выезда для автотранспорта и выхода пешеходов из района по поверхности земли, а не через подземный переход. Текущий проект развязки не предусматривает такой возможности и блокирует ее реализацию в будущем.

4. Возможность создания качественных велопешеходных коммуникаций вдоль коридора улицы Комсомольская и переулка Базового с ответвлениями на примыкающие улицы с целью создания важной составляющей «зеленого каркаса» города, связывающей между собой районы ЖБИ (включая рекреационную зону вокруг Шарташа), Синие Камни, Университетский, Втузгородок, Сибирский тракт, а также ЦПКиО им. Маяковского и Парк им. Лесоводов России. Текущий проект развязки не предусматривает такой связи блокирует ее реализацию в будущем.

Инициативная группа граждан «Живые улицы»


Понравился материал? Поддержите проект «Живые улицы», подписавшись на ежемесячное пожертвование на Патреоне!


Опубликовано

в

от

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *