Развязка у «Калины» — в чем проблема и где решение?

В предложениях к генплану, которые мы отправляли через сервис общественных обсуждений, несколько раз упоминался транспортный узел у концерна «Калина». Также мы отправляли ряд предложений к проекту планировки самого этого транспортного узла. По-видимому, администрация города при поддержке областных властей решила заняться реконструкцией этой развязки и поэтому нам тоже стоит обратить на нее внимание.

Реконстурировать развязку у «Калины» собираются по проекту, разработанному в 2014 году «УралГипроТрансом». Лично у меня к этому проекту много вопросов но начать, на мой взгляд, нужно не с обсуждения деталей проекта, а с четкого обозначения проблемы. Что конкратно мы пытаемся здесь решить?

Екатеринбург известен своей прямоугольной сеткой улиц и эта сетка обеспечивает неплохую транспортную связность на большей части территории города. Но есть и проблемные места. С запада на юго-восток наш город пересекает Транссибирская железнодорожная магистраль. Когда ее строили, Екатеринбург был относительно небольшим городом и магистраль просто обошла его с восточной стороны. Особой потребности в транспортных связях, пересекающих железную дорогу тогда не было. Немногочисленные выходящие из города «тракты» просто пересекали железную дорогу в виде переездов в одном уровне.

Свердловск в 1920-м году
Свердловск в 1920-м году. Карта: 1723.ру

Начиная с 1920-х годов Свердловск перешагнул через Транссиб и начал активно развиваться на восток. Для этого потребовалось построить разноуровневые пересечения улиц с железной дорогой, что и было сделано на Первомайской, Ленина и Малышева с прохождением улиц под насыпью железной дороги. Позднее появились путепроводы над железной дорогой на Смазчиков и Советской, связавшие центр с Пионерским районом.

Свердловск в 1947-м году. Карта: 1723.ру
Свердловск в 1947-м году. Карта: 1723.ру

В целом можно сказать, что северная часть центра Екатеринбурга и лежащие по другую сторону Транссиба Пионерский район и Втузгородок связаны довольно неплохо, хотя стоит отметить, что не были использованы возможности дополнительно связать эти районы по коридорам улиц Азина и Короленко, поскольку эти улицы были застроены на подходе к Восточной.

Построенные и непостроенные пересечения железной дороги
Построенные и непостроенные пересечения железной дороги

Гораздо хуже обстоят дела на юго-восточном направлении. За все время развития города здесь было построено всего одно полноценное пересечение Транссиба — тот самый путепровод у «Калины» — и это — единственное полноценное пересечение железной дороги на протяжении 12 километров между улицей Малышева и ЕКАД!

Пересечения Транссибирской магистрали улицами и дорогами
Пересечения Транссибирской магистрали улицами и дорогами

Вот вам и первая часть проблемы: весь внутригородской трафик, пересекающий железную дорогу к югу от улицы Малышева, проходит через единственное бутылочное горлышко — путепровод у «Калины».

Вторая часть проблемы связана с транзитным трафиком, проходящим через город. В Екатеринбурге есть Объездная дорога, опоясывающая южную часть города. Эта дорога по большей части проходит в стороне от жилья с минимальным количеством пересечений с другими улицами и дорогами в одном уровне.  Объездная дорога связывает две федеральные трассы — Ново-Московский тракт на западе и Дублер Сибирского тракта на востоке, и связывает она их опять же через путепровод у «Калины».

Две магистрали непрерывного движения - Дублер Сибирского тракта и Объездная дорога - сейчас связаны через узкий путепровод у "Калины" со светофорами по обеим сторонам.
Две магистрали непрерывного движения — Дублер Сибирского тракта и Объездная дорога — сейчас связаны через узкий путепровод у «Калины» со светофорами по обеим сторонам.

Складывая две проблемы — внутригородского трафика, стекающегося на единственный путепровод, и транзитного трафика, проходящего через этот же путепровод, да еще и с пересечениями двух улиц общегородского значения на обоих концах этого путепровода — Сибирского тракта и улицы Комсомольской, и одним выездом из довольно большого района Синие Камни, мы и получаем хронические заторы.

Концептуализировать проблему развязки у «Калины» можно также через так называемые «контуры улично-дорожной сети». Первый контур — это регулируемые улицы, на которых действует приоритет пешеходов, велосипедистов и общественного транспорта. В случае с развязкой у «Калины» — это улицы Комсомольская, Бычковой, Куйбышева, Сибирский тракт.

Второй контур — магистрали непрерывного движения с развязками в разных уровнях. Здесь нет пешеходов, нет велосипедистов, а приоритет отдан движению автотранспорта. В случае с «Калиной» — это Дублер Сибирского тракта и переулок Базовый.

Два контура улично-дорожной сети: 1. Улицы (желтые и оранжевые) 2. Автомагистрали (красные)
Два контура улично-дорожной сети: 1. Улицы (желтые и оранжевые) 2. Автомагистрали (красные)

На самом деле, трафик по Объездной дороге можно лишь условно можно назвать транзитным. Значительная часть транспорта на этой дороге — это машины передвигающиеся между городскими районами, просто пользующиеся вторым контуром улично-дорожной сети. Оба контура улично-дорожной сети в случае с развязкой у «Калины» у нас сливаются на единственном и довольно узком путепроводе.

Таким образом мы имеем дело с проблемой, состоящей из двух частей. Первая часть — это низкая связность городской улично-дорожной сети, пересекающей Транссибирскую магистраль. Вторая — отсутствие полноценной связи между двумя магистралями второго контура улично-дорожной сети — Дублером Сибирского тракта и Объездной дорогой.

Проект развязки, разработанный в 2014 году «УралГипроТрансом» пытается решить обе составляющие проблемы в границах одного узкого транспортного коридора между улицей Комсомольской и переулком Базовым. Этот проект предполагает строительство двух дополнительных путепроводов для транзитного трафика по обеим сторонам от существующего основгого.

Два дополнительных путепровода планируется построить по обеим сторонам от существующего.
Два дополнительных путепровода планируется построить по обеим сторонам от существующего.

У этого сценария есть два вполне конкретных негативных последствия.

Во-первых, этот транспортный коридор проходит не в изоляции, а в непосредственной близости от мест, где живут и работают люди. Это и район Синие Камни, и жилая застройка по улице Куйбышева, и общежития УГЛТУ на Сибирском тракте. Увеличив пропускную способность транспортного коридора Базовый-Комсомольская, мы увеличим объемы вредных выбросов от автотранспорта и уровень шума от автомагистрали и тем самым серьезно ухудшим жизнь людей, которые живут рядом с этим коридором, особенно учитывая, что расширившаяся автомагистраль станет ближе к жилым домам.

Увеличившиеся транспортные потоки и их вредное воздействие станут еще ближе к жилым домам.
Увеличившиеся транспортные потоки и их вредное воздействие станут еще ближе к жилым домам.

Во-вторых, из-за стесненных условий, в которых проектировщики пытались развязать транспортные потоки, проектные решения получились очень компромиссными. В частности со стороны улицы Комсмольской получившаяся магистраль представляет собой сплошное переплетение транзитных и локальных транспортных потоков, где на очень коротком участке множество машин будет пытаться перестроиться, повышая риск возникновения ДТП и снижая комфортность вождения.

Узел у "Калины" в проекте страдает множественными пересечениями конфликтующих транспортных потоков.
Узел у «Калины» в проекте страдает множественными пересечениями конфликтующих транспортных потоков.

Выезд из района Синие Камни, в том числе для общественного транспорта, превращается в петляние под путепроводами, а единственный выход из района для пешеходов предполагается через подземный переход.

Выйти из района Синие Камни можно будет только через подземный переход. На велосипеде выехать даже не думайте.
Выйти из района Синие Камни можно будет только через подземный переход. На велосипеде выехать даже не думайте.

Также, несмотря на то, что город уже много лет интегрирует в транспортные проекты велосипедную инфраструктуру, в этом проекте она вообще не предусмотрена!

Второе негативное последствие еще можно преодолеть, улучшив проектное решение и более рационально организовав транспортные потоки (и об этом мы поговорим в других материалах), но вот с первым ничего не поделать.

Пытаясь вместить еще больше машин в уже перегруженный транспортный коридор, мы серьезно ухудшаем качество жизни людей вокруг.

Жизнь в тени этого транспортного монстра и сейчас не хороша, а станет еще хуже!
Жизнь в тени этого транспортного монстра и сейчас не хороша, а станет еще хуже!

Можно ли подойти к решению проблемы как-то иначе, чтобы избежать дополнительной концентрации автотранспорта в существующем узком коридоре? Можно!

Вспомним о том, что наша проблема состоит из двух частей. С первой частью — низкой связностью районов, лежащих по разные стороны железной дороги — мало что можно сделать. Большая часть доступных для создания новых транспортных связей коридоров уже застроена и поэтому путепровод у «Калины», вероятно, так и останется бутылочным горлышком. Что можно сделать в рамках его реконструкции — это обеспечить приоритет общественного транспорта, чтобы он не стоял в пробках, и создать комфортные условия для пешеходов и велосипедистов.

Современный мост: трамвайная линия по центру, велодорожки и комфортные тротуары по сторонам. Модель для будущего путепровода у "Калины".
Современный мост: трамвайная линия по центру, велодорожки и комфортные тротуары по сторонам. Модель для будущего путепровода у «Калины».

Со второй частью проблемы — связностью магистралей непрерывного движения — Дублера Сибирского тракта и переулка Базового — всё обстоит совсем иначе. Дело в том, что для транспорта, которому просто нужно попасть с Объездной дороги на Дублер Сибирского тракта, нет большой разницы, ехать через существующий транспортный коридор около «Калины» или же через какой-то другой. Люди поедут по той дороге, по которой быстрее и удобнее, не взирая на небольшую разницу в расстоянии. И так уж получилось, что такой альтернативный коридор в случае с развязкой у «Калины» можно создать.

Речь идет о создании обхода района Синие Камни с восточной стороны. Новая дорога будет начинаеться с ответвления от переулка Базового в районе ЦПКиО, проходить вдоль железнодорожной линии на Полевской, с путепроводом над Старым Сибирским трактом, над железнодорожными путями Транссиба и выходить к развязке Дублера Сибирского тракта и улицы 40 лет ВЛКСМ на ЖБИ.

Соединение Базового переулка и Дублера Сибирского тракта в обход Синих Камней позволит оттянуть транзитный поток из существующего перегруженного коридора у "Калины".
Соединение Базового переулка и Дублера Сибирского тракта в обход Синих Камней позволит оттянуть транзитный поток из существующего перегруженного коридора у «Калины».

Эта новая дорога оттянет на себя транзитный трафик, который сейчас проходит через путепровод у «Калины».

В чем преимущества данного варианта решения проблемы?

1. Транзитный транспортный поток отводится от жилых домов. Более того, по розе ветров выбросы от новой магистрали будут распространятья не в сторону жилья.

2. Новую дорогу можно построить, практически без перекрытий движения. Если же реконструировать развязку в существующем коридоре, то нас ждет 5 лет транспортного ада во время строительства.

3. Новая дорога можеть дать толчок развитию территории к югу от Дублера Сибирского тракта.

4. Новая дорога может принять на себя трафик существующего путепровода у «Калины» на время его реконструкции.

В чем недостатки данного варианта?

1. Вариант со строительством новой дороги, скорее всего, будет дороже, просто в силу большей протяженности этой новой дороги.

2. Новая дорога пройдет в непосредственной близости от здания Лесотехнического университета в виде путепровода над Старым Сибирским трактом. Вредное воздействие от дороги можно будет уменьшить при помощи шумозащитных экранов, но в какой-то мере оно останется.

3. Для строительства новой дороги необходимо будет изъятие под муниципальные нужды земельных участков, на которых сейчас находятся индивидуальные дома и садовые участки.

4. Строительство новой дороги скорее всего потребует выкупа и сноса недостроя в переулке Базовом.

Недострой в переулке Базовом, который придется снести.
Недострой в переулке Базовом, который придется снести.

На мой взгляд, преимущества перевешивают недостатки.

Я понимаю, что процесс проектирования развязки в существующем коридоре уже зашел достаточно далеко, поэтому надежд на то, что город и область развернутся и примут альтернативный вариант, очень мало. Тем не менее, я думаю, будет правильно еще раз предложить его. В конце концов, текущий проект — 2014 года, но альтернативный вариент трассировки новой дороги мы предлагали с Андреем Старцевым еще в 2011 году!

Поэтому заходим в электронную приемную администрации и пишем:

Прошу рассмотреть альтернативный вариант решения транспортных проблем развязки в районе концерна «Калина» с отказом от строительства транзитных путепроводов в существующем коридоре улицы Комсомольской и переулка Базового, но со строительством новой дороги между переулком Базовым и развязкой Дублера Сибирского тракта и улицы 40 лет ВЛКСМ, как изложено по ссылке: http://www.livestreets.ru/2019/12/razvyazka-u-kaliny-v-chem-problema-i-gde-resheniye/

Данный вариант решения проблемы развязки у «Калины» предлагался еще в 2011 году общественниками Старцевым и Злоказовым. Прошу сообщить, почему в 2014 году, когда велось проектирование развязки, этот вариант даже не рассматривался.

Посмотрим, что ответят и дальше будем действовать, исходя из этого.


Понравился материал? Поддержите проект «Живые улицы», подписавшись на ежемесячное пожертвование на Патреоне!


 


Опубликовано

в

от

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *