Экспресс в Кольцово — почему не сделать нормальный маршрут?

Еще одна идея из проекта новой маршрутной сети 2016 года начинает обретать очертания, а именно — автобусный экспресс-маршрут из аэропорта «Кольцово» до метро на Ботанике. Однако пока что эти очертания имеют весьма причудливые формы. Попробуем разобраться.

Исторически аэропорт «Кольцово» и одноменный поселок обслуживаются автобусным маршрутом №1, который идет по старому Сибирскому тракту. Этот маршрут не менялся десятки лет. Основными проблемами этого маршрута с точки зрения связи Кольцово с центральной частью города является его протяженность и то что проходит он по достаточно извилистой и «медленной» магистрали со множеством промежуточных остановок по пути.

В результате, чтобы доехать до центра города (например, до Куйбышева-Белинского) вам придется провести в автобусе больше часа (1 час 10 минут, согласно яндекс-картам).

Маршрут №1 по старому Сибирскому тракту едет из аэропорта до центра города больше часа.

До строительства Кольцовского тракта такая трассировка 1-го маршрута не была столь уж вопиющей проблемой. Если в аэропорт идет единственная дорога, по которой ездят все, то логично и автобусам ехать по ней же. Можно было бы сделать вариант 1-го маршрута, условно «1-экспресс», который бы не делал промежуточные остановки на Сибирском тракте и доезжал до центра немного быстрее, но скорее всего, такой маршрут на нашел бы достаточного числа пассажиров, чтобы бы быть эффективным.

Со строительством Кольцовского тракта ситуация изменилась и неадекватность 1-го маршрута, как маршрута, обслуживающего международный аэропорт и поселок Кольцово стала вопиющей. Например, на такси доехать из «Кольцово» до того же перекрестка Куйбышева-Белинского можно чуть более чем за 20 минут.

На такси доехать из аэропорта до центра Екатеринбурга можно в несколько раз быстрее, чем на автобусе.

Разумеется, такси практически неизбежно будет быстрее автобуса при любых обстоятельствах, но в данном случае огромная разница во времени — связана именно с выбором дороги. По Кольцовскому тракту в центр можно приехать намного быстрее, чем по Сибирскому.

Что также важно, на въезде в город с Кольцовского тракта пассажиров автобуса встречает станция метро «Ботаническая», где можно сделать пересадку как собственно на метро, так и на различные маршруты наземного транспорта. Въезд с Сибирского тракта в этом смысле намного «слабее». Чтобы пересесть на другие маршруты там нужно доехать, как минимум, до Восточной, а до метро он доезжает только в районе ж/д вокзала.

Разумеется, свято место пусто не бывает, и поэтому по Кольцовскому тракту ходит коммерческий маршрут №01, который идет без остановок между ж/д вокзалом и аэропортом. Цена проезда составляет 100 рублей, поэтому можно утверждать, что рассчитан он в основном на транзитных пассажиров, которым нужно в Екатеринбурге пересесть с поезда на самолет и наборот. Обычные пассажиры общественного транспорта, привыкшие считать деньги, вряд ли станут ездить за 100 рублей в один конец.

Коммерческий маршрут №01 соединяет ж/д вокзал и аэропорт. Цена билета: 100 рублей

Проект новой маршрутной сети 2016 года предусматривал создание обычного автобусного маршрута (работающего по регулируемому тарифу) по Кольцовскому тракту между поселком Кольцово и аэропортом, и станцией метро «Ботаническая» (красная линия №54 на схеме ниже).

Маршрут №54 должен был связать Кольцово и южную часть центра Екатеринбурга согласно проекту новой маршрутной сети.

Идея долго лежала по сукном и вот, похоже, администрация города решила к ней вернуться. Но пока что разговор ведется не о создании обычного автобусного маршрута, но о неком отдельном транспортном продукте, использующем автобусы экскурсионного класса и, видимо, работающем по нерегулируемому тарифу. Представители аэрпорта утверждают, что новым маршрутом будут пользоваться летные экипажи.

На мой взгляд, идея с автобусным маршрутом по Кольцовскому тракту — очень правильная, но в том виде, в котором она сейчас обсуждается, она обречена на провал.

Есть большие сомнения в том, что аэропорт «Кольцово» стабильно генерирует такой пассажиропоток, чтобы заполнить регулярный автобусный маршрут, работающий с хорошей частотой движения, тем более, если с самого начала мы пытаемся выделить какие-то специализированные группы, которые должны будут им пользоваться. При всем уважении, летные экипажи проще и дешевле будет возить до города на микроавтобусах по запросу, чем запускать для них отдельный маршрут, да еще с покупкой экскурсионных автобусов только для этой цели.

Что нужно сделать, чтобы маршрут по Кольцовскому тракту был успешным? Вот мои пять предложений:

1. Маршрут должен работать на городских автобусах большой вместимости, а не на экскурсионных автобусах. Путь от аэропорта до метро «Ботаническая» занимает порядка 20 минут. Нет никакой необходимости ради такой короткой поездки грузить багаж пассажиров в грузовой отсек туристического экскурсионного автобуса. Нужно, чтобы люди могли зайти с багажом в салон и, соответственно, это должен быть автобус большой вместимости с центральной площадкой, свободной от сидений и широкими проходами.

Аэропорт в Дубае обслуживают обычные городские автобусы большой вместимости.

2. Конечная со стороны Кольцово должна быть в поселке Кольцово, а не в аэропорту. Автобусным маршрутом №1 пользуются не только (а возможно и не столько) авиапассажиры, но также и жители поселка Кольцово. Для тех из них, кто каждый день ездит в центр Екатеринбурга, новый экспресс-маршрут сможет сэкономить до полутора часов времени в день на дорогу туда и обратно. Используя повременной тариф, они даже смогут, скорее всего, делать бесплатную пересадку на другой наземный транспорт.

Конечная нового маршрута должна быть не в аэропорту «Кольцово» но в поселке Кольцово.

Комплексная транспортная схема, подписанная недавно Александром Высокинским, включает в себя экспресс-маршрут из Компрессорного микрорайона. В конце концов, почему жители Компрессорного могут рассчитывать на прямой маршрут, а жители Кольцово нет?

3. На маршруте должны быть промежуточные остановки в районе Соснового Бора, ЖК «Светлый» и гостиницы «Рамада», а также около жилой застройки на улице Водоемной. Вообще, эксрпесс-маршруты не предполагают промежуточных остановок, но в данном случае можно сделать несколько исключений. Кольцовский тракт специально проложен так, чтобы находиться в стороне от любой застройки, однако, некоторые точки притяжения и жилые зоны все-таки находятся достаточно близко от него.

Во-первых, это поселок Сосновый Бор. Преимущественно это частный сектор, поэтому большого пассажиропотока здесь не будет, однако, здесь уже есть надземный переход через Кольцовский тракт и оборудованные остановочные площадки, которыми можно воспользоваться. Остановка здесь может быть «по требованию» — то есть, только если кто-то из пассажиров захотел здесь выйти или зайти.

Район Сосновый Бор едва ли даст большой прирост пассажиропотока, но здесь уже есть надземный переход и посадочные площадки, поэтому здесь можно сделать остановки по требованию.

Во-вторых, это большой новый жилой комплекс «Светлый». Этот район связан с центром города по весьма неудобной трассировке через Сосновый Бор и стоящую в пробках улицу Щербакова. Возможность доехать до города по Кольцовскому тракту сэкономит для множества людей большое количество времени.

Около ЖК «Светлый» есть посадочная площадка в сторону центра и надземный пешеходный переход. Расположены они не слишком удачно по отношению к основной части домов, поэтому со временем, если идея будет успешной, остановку можно будет перенести ближе к основной застройке жилого комплекса, со строительством нового пешеходного моста.

Кроме того, похоже, что при строительстве въезда в район с Кольцовского тракта была за ненадобностью снесена посадочная площадка в сторону Кольцово. Что же, теперь будет повод ее восстановить уже на новом месте ближе к застройке.

Пешеходный мост и остановка в сторону города расположены не слишком удачно по отношению к застройке. Остановочной площадки в сторону аэропорта сейчас не существует.

В-третьих, жилая застройка по улице Водоемной. Эти дома отрезаны рекой Исетьь от улицы Щербакова, по которой идет общественный транспорт. Для многих жителей и людей, работающих в районе, было бы проще сесть на автобус на Кольцовском тракте, а потом, пользуясь повременным тарифом, пересесть на что-то еще в районе метро «Ботаническая».

Рядом с этим районом нет обустроенных остановочных площадок — их нужно будет построить. Для пересечения же Кольцовского тракта в данном месте можно обсутроить пешеходный проход под путепроводом над железнодорожными путями.

Перспективная остановка в районе улиц Водоемной и Просторной.

В-четвертых, это гостиница «Рамада». Если вы живете в этой гостинице, то в город вы можете доехать только на такси. Причем обратно в гостиницу вы сможете вернуться, только покружив по развязке в районе Птицефабрики. Если же вы приехали в город на какую-нибудь выставку типа «Иннопрома» и живете в этой гостинице, то для того, чтобы добраться до Экспо, вам придется сначала доехать до развязке на Базовом, а потом вернуться обратно до ЕКАД и только потом заехать на территорию Экспо. Проехать 18 километров и 17 минут, вместо 2,5 километров и 3 минут!

Путь от «Рамады» до Екатеринбург-Экспо совершенно бредовый, особенно учитывая, что в «Рамаде» селятся в надежде на удобный путь до выставок.

Вы можете сказать: «Ну, это проблемы «Рамады». Пусть сами строят остановки и пешеходный мост над Кольцовским трактом, если им это нужно.» С одной стороны это верно, а с другой, устройство здесь остановки для нового маршрута будет полезно не только для гостиницы.

Жители районов Птицефабирка и Северный Химмаш, если обустроить для них пути подхода к этой остановке, смогут также воспользоваться новым маршрутом по Кольцовскому тракту. Пути подхода от этих районов достаточно будут достаточно протяженные, однако их нынешняя плохая транспортная доступность делает более длинные подходы оправданными для пассажиров — в результате они все равно доедут быстрее, чем по Сибирскому тракту (Птицефабрика) или через Щербакова (Северный Химмаш). Кроме того, люди смогут воспользоваться средствами индивидуальной микромобильности (велосипеды, электросамокаты), чтобы доехать до остановки, взять их с собой в салон, и затем доехать до города. В этой связи также важно, чтобы на маршруте работали автобусы большой вместимости.

Пешеходный мост в районе «Рамады» сможет также улучшить коммуникацию между районами, а также между районом Птицефабрики и рекрационной зоной вокруг Нижне-Исетского пруда.

Пешеходный мост и остановки для нового маршрута в районе гостиницы «Рамада» будут полезны также

4. Автобус не должен заезжать на территорию Екатеринбург-Экспо, но должен останавливаться непосредственно на Кольцовском тракте. Представители администрации озвучили идею о том, что новый маршрут должен заезжать на территорию Екатеринбург-Экспо. Их можно понять. Доставка посетителей на Иннопром и другие мероприятия, проводимые на площадке Экспо — это вечная головная боль. Однако, идея, что автобус должен заезжать непосредственно на территорию Экспо, на мой взгляд, вредная.

Проблема с Экспо с точки зрения общественного транспорта в том, что он не находится на пути куда-либо еще. Соответственно, если вы запускаете автобус так, чтобы он останавливался прямо перед входом в экспо-центр, вы делаете его неудобным и нерациональным для всех, кто едет дальше.

Линейность. Может ли транспорт двигаться по прямой?
Для общественного транспорта важно, чтобы объекты находились вдоль относительно прямой линии.

Решением этой проблемы может быть обустройство остановок непосредственно на Кольцовском тракте со строительством пешеходного моста и обустройством подходов, как со стороны Экспо, так и со стороны грузового терминала Чкаловский.

Чтобы автобусам не нужно было заезжать на территорию Экспо и терять там время, остановки можно сделать прямо на Кольцовском тракте.

Экспо создает хороший пассажиропоток иногда, а вот грузовой терминал — это тысячи людей, которые ездят на работу каждый день.

В связи с этим уместно вспомнить идею бизнесменов Симановского и Хорошилова о строительстве пешеходного моста как раз в этом месте. Я по-прежнему считаю, что муниципалитет и область не должны участвовать в строительстве мега-моста-музея, но построить обычный пешеходный мост за бюджетные деньги в данном месте будет вполне оправданным.

5. Со стороны центра города автобус уместно запустить не до метро «Ботаническая» но до Южного автовокзала. Представители администрации, комментируя возможность организации автобусного маршрута по Кольцовскому тракту, говорят о том, что в районе метро «Ботаническая» сейчас нет обустроенной конечной для автобусов. Однако, маршрут необязательно должен заканчиваться именно на «Ботанической». Если подумать, то эта точка достаточно условна.

Маршрут, чтобы избежать пробок, не имеет смысла тянуть в самый центр города, но он должен заканчиваться в каком-то «сильном» с точки зрания пассажиропотока месте. Таким местом является транспортный узел на 8 Марта-Щорса. Здесь на новый маршрут по Кольцовскому тракту смогут пересесть не только пассажиры метро, но также и люди, прибывающие в Екатеринбург на междугородних автобусах, а также пассажиры внутригородских машрутов наземного транспорта, следующих по улице Щорса со стороны Академического и Юго-Западного районов, и трамваев, идущих по 8 Марта. Конечную в этом случае можно разместить в районе трамвайного кольца на «Южной».

Получившийся в результате маршрут может выглядеть следующим образом:

Как может выглядеть маршрут по Кольцовскому тракту.

Такой маршрут, на мой взгляд, имело смысл внедрить сразу же, как только был построен Кольцовский тракт, благо, и остановки под автобусы были запроектированы и построены. Но лучше уж поздно, чем никогда.

Если вы согласны с изложенными выше соображениями и хотите, чтобы администрация их рассмотрела, тогда заходить в электронную приемную и отправляйте следующий текст:

В связи с появлением сообщений в СМИ о возможности организации автобусного маршрута между аэропортом «Кольцово» и метро «Ботаническая», прошу рассмотреть предложения, касающиеся организации этого маршрута, изложенные по адресу: http://www.livestreets.ru/2020/02/express-v-koltsovo/

Если обращений будет много, большая вероятность, что к ним прислушаются!