Дороги и улицы — в чем разница и как обеспечить безопасность движения по городу?

В Москве на Садовом кольце произошло резонансное ДТП, в котором известный актер в состоянии алкогольного опьянения выехал на своем автомобиле на встречную полосу, где столкнулся c другой машиной. Водитель в другой машине погиб. По следам этого происшествия я выложил в телеграм-канале «Живые улицы» картинку, где вместо разделительной полосы, нарисованной краской, показана разделительная полоса с газоном и деревьями.

Разделительная полоса на Садовом — картинка, разошедшаяся по интернету.

Эту картинку перепостили другие каналы, она попала в паблик движения «Синие ведерки», а оттуда в некоторые московские СМИ. Что я заметил во многих комментариях, которые появлялись под этой картинкой — многие люди считают, что газон с деревьями — это не серьезно, что он не удержит машину на большой скорости и что нужно делать не газон, а бетонный отбойник.

Аналогичные комментарии часто появляются под публикациями про пешеходные ограждения вдоль проезжей части, которые разлетаются на опасные обломки, если в них влетает машина. Люди пишут, что нужно ставить вдоль улиц бетонные отбойники, «на которых грузовик повиснет», чтобы защитить пешеходов.

Между тем, я вполне сознательно не стал изображать бетонный отбойник, но изобразил газон с деревьями, и вот почему.

Люди совершают ошибки

Начнем с того, что разобьем любимую мантру ГИБДДшников и прочих борцов за безопасность со стороны юриспурденции о том, что «все должны соблюдать ПДД и тогда все будет в порядке». Да, действительно, все должны соблюдать ПДД и на каждом участнике движения лежит персональная ответственность за то, чтобы вести себя в соответствии с законом. Это обстоятельство, однако, не отменяет того факта, что многие участники движения ПДД все-таки нарушают — сознательно или по ошибке. Люди вообще довольно часто ошибаются, ведут себя неадекватно и просто делают глупости, в том числе, находясь за рулем, двигаясь на велосипеде или идя по улице пешком. Это утверждение спаведливо для жителей любого города в любой стране мира. А вот что происходит в результате ошибок, которые совершают участники движения — это уже сильно зависит от страны и от города.

В странах, где понимают, что люди несовершенны и склонны ошибаться (например, в Швеции, Нидерландах, Швейцарии и т.д.) проектируют дороги и улицы таким образом, чтобы ошибки участников движения не приводили к трагедиям. В странах, где следуют мантре о том, что «все должны соблюдать ПДД», к которым во многом, к сожалению, относится и Россия, проектируют потенциально опасные дороги и улицы, надеясь, что все будут ездить по ним правилам.

Теперь, если мы тоже признаем несовершенство человеческой природы и попробуем проектировать улицы и дороги так, чтобы ошибки участников движения не приводили к трагедиям, перед нами встает вопрос: как это сделать? Один возможный ответ на этот вопрос я упомянул в начале: поставить везде бетонные отбойники, чтобы изолировать автотранспорт и незащищенных участников движения. Сюда же можно добавить подземные и надземные переходы, чтобы пешеходы вообще никогда не пересекались с автотранспортом в одном уровне.

Дороги и улицы — это не одно и то же

Люди, которые предлагают такие решения, к сожалению, не делают разницы между «дорогами» и «улицами». Для них это всё — «магистрали» или попросту «дороги». Есть загородные дороги и есть городские дороги, и принципиальная разница между ними — это немного другой скоростной режим и некотрая дополнительная сложность связанная со всеми этими светофорами и перекрестками, которые делают городскую дорожную сеть несколько неполноценной по отношению к условному идеалу загородного шоссе. В этой же логике — строительство многоуровневых транспортных развязок внутри города, и другие меры по облегчению городского вождения — пологие радиусы поворотов, в которые можно заходить на большей скорости, широкие полосы, краевые полосы безопасности и т.д. Все это как бы приближает нас к условному идеалу дороги, поэтому в этой логике все это нужно делать. На самом деле это не так.

Если мы посмотрим на примеры стран, где успешно занимаются безопасностью дорожного движения, мы увидим, что там «улицы» и «дороги» — это совершенно разные вещи, с разными задачами и разными способами обеспечения безопасности.

Дорога — это линейное сооружение, единственная задача которого — обеспечение движения автотранспорта. Движение это должно быть максимально беспрепятственным, быстрым и безопасным. Все элементы дороги служат выполнению этой задачи. Поэтому на дорогах примнеяются бетонные отбойники, широкие полосы, краевые полосы безопасности, обочины, плавные повороты, в которые можно входить на большой скорости. Вдоль дорог вырубаются деревья и кустарники, чтобы при вылете за пределы проезжей части машина не врезалась ни в какие препятствия. В общем, на дорогах делается все, чтобы по ним можно было передвигаться с достаточно большой скоростью, но чтобы при этом ошибки участников движения не приводили к трагическим последствиям. В силу того, что с функциональной точки зрения дорога — довольно примитивное сооружение, служащее единственной цели — эта задача вполне выполнима.

Улица — это совершенно другое пространство! На улице, безусловно, как и на дороге, есть проезжая часть, и по этой проезжей части движется автотранспорт. Однако, это далеко не единственное, что на улице происходит. Здесь также движутся пешеходы, едут велосипедисты, на улицу выходят магазины и кафе, на улицах есть парковка на проезжей части, по улицам движется общественный транспорт, люди встречаются на улицах и проводят на них время. В общем, улица — это многофункциональное пространство, в котором движение автотранспорта играет заметную, однако, далеко не принципиальную роль. Помимо него здесь переплетаются траектории движения множества других участников движения. Кроме того, при проектировании улиц мы должны учитывать визуально-эстетические требования, и в том числе по этой причине то, что применимо на автодорогах, неприменимо на улицах — те же бетонные отбойники.

Скорость — основной фактор риска

Вспоминим, что все участники движения иногда совершают ошибки. Если мы примем это за отправную точку, то мы неизбежно придем к идее о том, что улицы и высокие скорости движения автотранспорта — несовместимы. Даже если водитель соблюдает правила движения, всегда может найтись пешеход или велосипедист, который сделает что-то не так — случайно или преднамеренно, не важно — ошибки на дорогах не должны караться смертью или увечьями ни для кого!

На высокой скорости у водителя будет меньше времени, чтобы среагировать на ошибки других участников движения и последствия столкновения будут более тяжелыми. На более низкой скорости многих столкновений просто удастся избежать, поскольку водитель успеет среагировать и затормозить, а если столкновение произошло, последствия его будут менее тяжелыми.

Отсюда вытекает вопрос: как заставить водителей автотранспорта двигаться по городским улицам с безопасной скоростью? В отечественной практике действует установка на то, что проезжая часть улиц должна быть спроектирована с определенным запасом по скорости. Например, расчетная скорость движения на большинстве улиц у нас — 80 км/ч при том, что фактически разрешено двигаться лишь со скоростью 60 км/ч. Считается, что этот запас дает возможность водителям корректировать небольшие ошибки вождения, особенно, если они будут двигаться с разрешенной скоростью, которая меньше, чем расчетная.

Это не то, что происходит в реальности. В реальности же просиходит то, что в психологии называется «компенсацией риска». Люди изменяют свое поведение, в зависимости от ощущаемого уровня риска. Если воспринимаемый уровень риска снижается, люди начинают вести себя менее осторожно и наоборот.

В отношении дорожного движения это означает, что если мы проектируем улицу, исходя из рассчетной скорости 80 км/ч и ставим ограничение скорости «60», водители в массе своей не будут ездить с скоростью 60 км/ч, но будут ездить с той скоростью, которую они воспринимают, как безопасную для себя. И это то, что мы видим в реальности — если плотность движения позволяет, то на многих наших дорогах водители едут со скоростью 80-100 км/ч. И это никак не связано с сознательностью или законопослушностью. Это просто естественное поведение, продиктованное окружающей средой.

При этом данная ощущаемая водителями безопасность достаточно условна и иллюзорна. В любой момент может произойти что-то неожиданное: пешеход оказался на проезжей части, водитель с перпендикулярной улицы выехал на красный свет, велосипедист сделал неожиданный маневр — и вся эта безопасность заканчивается ДТП с ранеными и погибшими.

Проще говоря, избыточное проектирование улиц не ведет к безопасности, но лишь к более рискованному поведению водителей.

Опасная дорога — безопаснее

Та же самая компенсация рисков, которая заставляет водителей ехать быстрее, может помочь нам заставить их ехать медленнее. Для этого необходимо сделать так, чтобы улица воспринималась, как сложное и опасное для движения пространство. Как этого добиться?

Существует множество приемов, которые идут под общим определением «успокоенения трафика». Это и более узкие полосы движения, и более крутые закругления проезжей части на перекрестках, рядная посадка деревьев вдоль проезжей части, которая усиливет ощущение скорости, частое изменение траектории движение и отсутствие длинных прямолинейных участков.

Все это с общебытовой точки зрения делает проезжую часть улицы более опасной. Больше всяких неприятностей может произойти. Однако, на самом деле это не делает улицу менее безопасной, но делает ее более безопасной! Все препятствия, как бы делающие улицу более опасной, на самом деле, заставляют водителей ехать с меньшей скоростью и не потому, что так установлено знаками, а потому что такая скорость воспринимается, как адекватная конкретному участку самими водителями! При этом, конечно, люди по-прежнему будут совершать ошибки, но эти ошибки будут иметь гораздо менее тяжелые последствия, чем при более высокой скорости движения.

Что делать с пьяными летчиками?

Это, что касается нормальных законопослушных участников движения, но как насчет тех, кто нарушает правила сознательно? Например, пьяных за рулем или уличных гонщиков? Успокоение трафика может помочь и в борьбе с этими явлениями. Каким образом? С тем, как спроектированы наши улицы сейчас, пьяный или сознательно превышающий скорость водитель может проехать много километров на высокой скорости, прежде чем врежется, например, в другую машину, и кого-нибудь убьет. На улице с успокоенным трафиком такой водитель либо вообще не успеет набрать высокую скорость, либо не сможет проехать с ней большое расстояние и, скорее всего, довольно быстро закончит свой путь об какой-нибудь элемент благоустройства.

Выводы

Подытожу свои рассуждения.

Первое: люди совершают ошибки. Все участники движения должны соблюдать ПДД, однако не стоит рассчитывать, что они будут это делать всегда. В реальности они будут косячить: осознанно или случайно, и это нужно учитывать при проектировании улиц.

Второе: улицы и дороги — это принципиально разные пространства. Дороги служат только для движения автотранспорта и поэтому обеспечение безопасности на них происходит с сохранением достаточно высокой скорости движения с мерами по минимизации последствий ошибок на этой высокой скорости.

Улицы — это многофункциональные пространства, где сосуществует множество различных участников движения и их безопасное взаимодействие возможно только при уменьшении скорости движения автотранспорта. Скорость движения на улицах является тем, чем можно и нужно жертвовать, ради безопасности.

Третье: проектирование улиц «с запасом» не работает на обеспечение безопасности. Водители лишь начинают ездить быстрее, независимо от своей сознательности и законопослушности.

Четвертое: успокоение трафика создает дополнительные препятствия для движения автотранспорта и тем самым делает его более безопасным, а последствия ошибок, совершаемых участниками движения — менее фатальными.

Наконец, пятое: успокоение трафика не только снижает общую скорость потока, но также помогает минимизировать случаи и последствия асоциального поведения. Пьяный водитель или уличный гонщики просто не сможет набрать опасную скорость, не вписавшись в какой-нибудь элемент благоустройства улицы.

Исходя из этих пяти установок, когда я рисовал свою версию Садового кольца, я изобразил именно деревья и газон. Бетонному отбойнику там не место, потому что это улица, а не автомагистраль. В то же время понятно, что одной лишь разделительной полосой на Садовом не обойтись. По сути такая 10-полосная автомагистраль вообще не может быть улицей и, если мы хотим, чтобы Садовое кольцо было безопасным, нужно либо превращать его в полноценную дорогу, полностью изолированную от городской застройки, чего, я думаю, очень многие не захотят, либо превращать его в нормальную улицу с уменьшением числа полос и других геометрических параметров проезжей части. У этого решения, я думаю, тоже будет масса противников, но в любом случае не делать ничего — означает ждать следующей трагедии, которая, к сожалению, неминуемо случится.


Поддержите «Живые улицы», подписавшись на ежемесячное пожертвование!