Велосипед — не для большого города?

Это — второй пост о перспективах развития велосипедного транспорта в российских городах. В первом мы поговорили о том, насколько на возможность использования велосипедов в России влияет климат.

Еще один частый аргумент, который приводится против развития велоинфраструктуры: наши города слишком большие, чтобы в них можно было пользоваться велосипедом в качестве транспорта. Та же Москва только в пределах МКАДа — это территория 30 на 40 километров, а агломерация в целом — еще больше. Комфортное же расстояние, которое можно проехать на велосипеде составляет не более 5-7 километров. Куда уж тут доедешь?

В первую очередь следует отметить, что предельные размеры города или агломерации не являются параметрами, определяющими перспективность или бесперспективность велосипеда. Например, самую велосипедную страну мира — Нидерланды — часто определяют уже не как страну, но как огромную агломерацию, насчитавающую 17 с лишним миллионов жителей. Если сравнить Нидерланды с Москвой по территории, то страна тюльпанов и ветряных мельниц займет всю Московскую область и часть территории соседних областей.

Территория Нидерландов, наложенная на карту Московской области

Делает ли это Нидерланды непригодными для велотранспорта? Нет, потому что агломерация может быть достаточно большой, но это не означает, что все ее жители передвигаются с одного конца на другой. Многие люди живут, работают и отдыхают, передвигаясь на вполне комфортные для велосипеда расстояния.

Помимо поездок с работы и на работу, люди совершают и множество других поездок: в магазин, на учебу, для встреч с друзьями и родственниками, для отдыха и развлечений и т.д. Все эти поездки также могут быть на вполне приемлемые для велосипеда расстояния.

В 2020 году также стоит иметь в виду, что мы говорим не только о классических велосипедах, приводимых в движение исключительно мускульной силой, но также и о множестве различных средств индивидуальной мобильности от гироскутуеров до электросамокатов. Также неизбежно приближается будущее, в котором велосипеды с электровспоможением станут массовым явлением. По сути это такой же велосипед, на котором нужно крутить педали, но у которого есть аккумулятор и электромотор, который включается при разгоне или подъеме.

Велосипед с электровспоможением. В раме спрятан аккумулятор, питающий электромотор, помогающий при разгонах и подъемах.

Все эти нововведения позволяют увелчить и среднюю скорость движения, и расстояния, на которые можно с комфортом передвигаться.

Принимая во внимание развитие электротяги на велосипедах многие страны Европы задумываются и уже строят «велосипедные шоссе» — велодорожки, проложенные с минимальным количеством пересечений с проезжей частью и позволяющие преодолевать большие расстояния с высокой средней скоростью.

Велошоссе — велодорожки, проложенные с минимальным количеством пересечений с проезжей частью и позволяющие передвигаться на большие расстояния с постоянной средней скоростью.

Предполагается, что по таким «велошоссе» люди смогут ездить с комфортом на расстояния до 20 км со средней скоростью около 20 км/ч. Опыт Нидерландов, где такие велошоссе уже существуют, показывает, что после их строительства порядка 15% водителей, пользовавшихся параллельными автмобильными маршрутами переключаются на велосипед.

Велошоссе (Radschnellweg) вдоль железной дороги в Германии. Пологие уклоны железнодорожных линий делают их коридоры идеальными для велосипедных шоссе.

Ну и наконец, если уж мы говорим о передвижении на действительно большие расстояния, опять же уместно посмотреть на опыт Нидерландов. В этой стране очень часто люди живут в одном городе, а на работу ездят в другой. Кто-то ездит на машине, но очень многие ездят на поездах — железные дороги в Нидерландах очень хорошо развиты.

Железнодорожный вокзал в Арнхеме

Однако, есть загвоздка. Чтобы доехать куда-то на поезде, нужно сначала добраться до железнодорожной станции, а затем добраться от станции в городе назначения до конечной точки пути. Для этой цели голландцы опять же используют велосипеды. Брать с собой велосипед в поезд в часы пик в Нидерландах нельзя, но голландцы решают эту проблему, просто имея два велосипеда — один в городе, где живут, и они в городе, где работают. Еще один велосипед может быть в хозяйстве для поездок выходного дня и отдыха. Именно по этой причине на голландских железнодорожных станциях такие большие велосипедные паркинги (самый большой — в Утрехте на 12,5 тысяч мест), а велосипедов в Нидерландах больше, чем людей.

Велосипедный паркинг на вокзале в Арнхеме

Также стоит отметить, что велосипедами могут пользоваться не только взрослые, которым нужно ездить на работу, но также и дети, и подростки, которым нужно ездить в школу. В Нидерландах 75% детей ездит в школу на велосипеде, причем более чем для половины учеников расстояние от школы до дома превышает 5 километров! То есть, дети и подростки ездят на достаточно большие расстояния!

Дети едут в школу на велосипедах

В наших городах есть родители, которые возят детей на учебу на машине, если они хотят, чтобы они учились в какой-то конкретной школе, которая находится далеко. Однако, большое количество детей по-прежнему учится в школе «по прописке», как правило, расположенной в пределах нескольких километров от дома. Тем не менее, если вы бывали рядом со школой перед началом уроков с утра, вы могли наблюдать транспортный ад, который там творится, когда родители пытаются как-то высадить своих детей поближе ко входу.

Уже одна лишь возможность для школьников безопасно ездить на учебу на велосипедах является достаточным основанием для строительства велосипедной инфраструктуры. Однако, этой же инфраструктурой смогут пользоваться в итоге и все остальные!

Велоинфраструктура, которая подходит для детей, в итоге служит всем!

Напоследок отмечу, что велосипед — это не только транспорт для утилитарных поездок, но и транспорт для отдыха. В тех же Нидерландах при размерах, сопоставимых с Московской областью, 32 000 километров велосипедных маршрутов, значительная часть из которых проходит по сельской местности.

Возможность выехать за город на велосипеде и на велосипеде же насладиться природой — это совершенно иное качество жизни по сравнению с ситуацией, когда любая природа находится в часе езды на машине по пробкам.

И это не ситуация, когда нужно грузить велосипед на машину, чтобы по пробкам выходного дня поехать куда-то «кататься». Ты можешь выехать из своего дома на велосипеде и по отличным велодорожкам выехать на природу.

Вывод

Велосипед — это не про то, чтобы ездить из одного конца города в другой. Если вы ездите на машине и наматываете каждый день полсотни километров и больше, скорее всего, велосипед на станет вашим основным видом транспорта. Однако он может стать основным видом транспорта для большого числа людей, которые перемещаются каждый день на небольшие или средние расстояния, включая школьников и студентов, для которых велосипед вообще может стать синонимом свободы передвижения. При этом даже заядлые автомобилисты смогут найти пользу в велосипедных дорожках, если в выходные они смогут не стоять снова в пробках, чтобы поехать куда-то отдохнуть, но воспользоваться велосипедом и отдохнуть не только в точке назначения, но и во время пути!


Поддержите «Живые улицы», подписавшись на ежемесячное пожертвование!