Зачем нужны приподнятые переходы?

Когда мы говорим о приоритете пешеходов и велосипедистов при пересечении проезжей части, как правило, мы говорим о перекрестках улиц и о том, как организовать на них движение. Между тем, перекрестки отнюдь не являются самыми распространенными местами, где пешеходы и велосипедисты пересекают путь движения автотранспорта. Таковыми являются пересечения с выездами с прилегающей территории, к которым относятся выезды и дворов, паркингов и т.п.

На таких пересечениях пешеходы и велосипедисты имеют безусловный приоритет и это прямо зафиксировано в правилах дорожного движения:

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

Между тем, если мы посмотрим на станартное пересечение тротуара с выездом из двора, мы увидим, что приоритет пешеходов и велосипедистов совершенно никак не подчеркивается.

Что говорит о том, что пешеходы здесь имеют приоритет перед автотранспортом?

Мы видим, что проезжая часть остается непрерывной, как бы приглашая водителей продолжать движение без остановки, а тротуар прерывается, давая пешеходам понять, что ступают на территорию автомобилей.

В результате очень часто можно наблюдать, как водители выезжают из дворов и не пропускают пешеходов и велосипедистов.

Чтобы свести к минимуму возникновение таких ситуаций и обеспечить реальный приоритет пешеходов и велосипедистов, придумали приподнятые переходы. Что это такое?

Приподнятый переход в Утрехте, Нидерланды

Приподнятый переход — это место, где тротуар и/или велодорожка пересекается с проезжей частью, но при этом поверхность перехода через проезжую остается на той же отметке по высоте, что и поверхность тротуара (в России, как правило, тротуар на 15 см выше, чем проезжая часть). Для автотранспорта же предусмотрены пологие пандусы для заезда и съезда с приподнятого перехода.

Приподнятый переход на улице Амундсена в Екатеринбурге

В чем польза приподнятых переходов?

1. Приподнятые переходы выполняют функцию искусственной неровности, перед которой водители машин вынуждены снижать скорость. Это повышает вероятность того, что они вовремя заметят пешехода или велосипедиста и пропустят его.

Приподнятый переход на улице Фонвизина в Екатеринбурге

В случае же, если водитель машины все-таки не уступит дорогу, невысокая скорость движения позволит избежать тяжелых последствий.

2. Приподнятые переходы однозначно фиксируют приоритет пешеходов и велосипедистов непосредственно в геометрии улицы: тротуар и велодорожка остаются непрерывными, а проезжая часть прерывается. Автомобили пересекают территорию пешеходов и велосипедистов, а не наоборот.

Грузовик пересекает пешеходное и велосипедное пространство

3. Приподнятые переходы позволяют пешеходам и велосипедистам «посуху» пересекать проезжую часть во время сильных дождей. В дождливую погоду вода стекает из дворов на улицы по местным проездам, где попадает в ливневую канализацию. По этой причине выезды из дворов зачастую превращаются в бурные реки, которые невозможно преодолеть, не промочив ноги.

Затопление — частая ситуация с обычными переходами

Приподнятые переходы служат своеобразными «мостами» через эти бурные потоки.

Почему приподнятые переходы не примняют повсеместно?

Основной проблемой при внедрении приподнятых переходов является водоотведение. Как мы уже отметили выше, вода с прилегающих территорий стекает по проездам на проезжую часть улиц и там уже попадает в ливневую канализацию. Устройство приподнятого перехода создает преграду для стока воды.

Как решить вопрос вопрос водоотведения?

С точки зрения водоотведения ситуации внедрения приподнятых переходов можно разделить на два основных типа:

1. Прилегающая территория находится ниже, чем улица, на которую выходит проезд.

Выезд из двора на улице Тольятти в Екатеринбурге. Двор находится ниже уровня проезжей части улицы, поэтому нет препятствий для устройства приподнятого перехода.

В этом случае все довольно просто. Поскольку вода в гору не течет, вопрос водоотведения вообще не стоит и можно делать приподнятый переход без каких-либо трудностей. С точки зрения водоотведения он даже поможет избежать обратного стока воды с проезжей части на прилегающую территорию.

2. Прилегающая территория находится выше, чем улица, на которую выходит проезд с пологим уклоном проезжей части в сторону улицы. Это наиболее распространенная ситуация, с которой приходится иметь дело.

Наиболее эффективным решением в этой ситуации является устройство дождеприемного колодца ливневой канализации непосредственно перед приподнятым переходом, чтобы вода, стекающая с прилегающей территории, попадала в колодец до перехода.

Деталь приподнятого перехода в Утрехте. Колодец ливневой канализации (слева) расположен до перехода.

К сожалению, это решение используется не слишком часто. Во-первых, устройство ливневой канализации — достаточно дорогое удовольствие, и поэтому случается нечасто. А во-вторых, МБУ «ВоИС» (Водные и искусственные сооружение), которое эксплуатирует ливневую канализацию, всячески противится внедрению такого решения. Это дополнительный колодец, который им нужно обслуживать, плюс очень часто расположение пересечений тротуаров и местных проездов таково, что этот колодец придется делать за красными линиями улицы, на территории, не принадлежащей городу.

Все это не означает полной невозможности устройства таких колодцев, однако, данное решение имеет пока в Екатеринбурге очень ограниченное применение.

Колодец ливневой канализации перед приподнятым переходом в Амстердаме

Если завести за приподнятый переход колодец ливневой канализации не удается, применяются различные меры, позволяющие воде стекать протекать под переходом. Наиболее распространенным решением в данное время являются водоотводные лотки, накрытые решетками по обеим или по одной стороне проезда.

Приподнятый переход на улице Амундсена в Екатеринбурге. Отвод воды решается при помощи лотков.

Это решение — в целом рабочее, но у него есть некоторые недостатки. Во-первых, решетки, которыми закрыты лотки, имеют свойство отрываться и теряться, особенно, если они изначально были установлены неправильно или неаккуратно.

Особенно часто это происходит во время зимней уборки, когда коммунальная техника цепляет решетки снежными отвалами.

Также у некоторых проектировщиков вызывает опасение недостаточная пропускная способность лотков. Если территория, с которой стекает вода, обширна, то может сложиться ситуация, когда вода лотки просто не смогут пропускать ее с достаточной скоростью и перед переходом может образоваться лужа. Эта ситуация, однако, не является абсолютным препятствием. Рекордные ливни случаются не каждый день и, даже если они случаются, вода все равно в итоге стечет, пусть и с некоторой задержкой.

Кроме того, лотки могут забиваться опавшей листвой и грязью и время от времени их нужно промывать.

Лотки нужно время от времени очищать от листвы и грязи.

Помимо лотков под решетками встречаются и другие решения. Например, в Солнечном районе Екатеринбурга недавно начали применять водоотводные бордюры.

Водоотводной бордюр перед приподнятым перекрестком в Солнечном районе Екатеринбурга

По сути это полый внутри бордюр, играющий роль лотка, через который может протекать вода. Отверстия в боковой поверхности бордюра позволяют воде затекать и вытекать из бордюра.

Как и другие, это решение требует обслуживания: время от времени внутренний лоток нужно промывать аппаратом высокого давления, однако, с точки зрения возможных повреждений, водоотводные бордюры более надежны, чем лотки под решетками.

Когда мы увидим больше приподнятых переходов на наших улицах?

В недавнем прошлом Екатеринбурга был период, когда администрация города делала приподнятые переходы, например, при ремонте тротуаров. Так, например, появились непрерывные тротуары на улице 8 Марта между Радищева и Малышева:

Приподнятый переход на улице 8 Марта

Однако, похоже, что с приходом нового начальства комитет благоустройства отказался от устройства приподнятых переходов и в рамках обычных ремонтов и даже в рамках более капитальных проектов, как например, ремонт улицы Пушкина между переулком Почтовым и улицей Первомайской.

Ремонт улицы Пушкина между Почтовым и Первомайской. Заурядный выезд из двора не выполнен в приподнятом варианте.

По-видимому, чтобы чиновники от благоустройства вернулись к устройству приподнятых переходов, нам придется убедить их это сделать.


Поддержите «Живые улицы», подписавшись на ежемесячное пожертвование!


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *