Скрытый смысл островков безопасности

Одним из пунктов моего предложения по улице Большакова (судьба которого все еще решается) было устройство островков безопасности. По ходу обсуждения этого проекта с разными людьми у меня сложилось впечатление, что из всех назначений этого дорожного элемента выделяют лишь основное и явное: предоставлять временное убежище пешеходам, которые не успели перейти проезжую часть на зеленый сигнал. Или, в случае нерегулируемого пешеходного перехода, дать пешеходам возможность переходить проезжую часть в два приема. Между тем, функционал островков безопасности этим не исчерпывается. Я могу выделить еще как минимум два важных довода в пользу их устройства.

Проиллюстрирую первый из них примером конкретного ДТП, случившегося недавно на перекрестке Фурманова-Уктусская. Портал Е1 сообщает:

В четверг, 26 января, в 08:15, на перекрестке Фурманова-Уктусская, легковая иномарка сбила пешехода. Водитель на машине с места ДТП скрылся. Известно, что транспортное средство двигалось по улице Уктусской. При повороте налево, на улицу Фурманова, водитель, не предоставив преимущество в движении пешеходу, сбил его. Автомашина с места аварии уехала в сторону улицы 8 Марта. Сбитым пешеходом оказался мужчина 1963 года рождения. На месте ДТП его осмотрели медики, от госпитализации пострадавший отказался.

Подробности происшествия не сообщаются, однако, я возьму на себя смелость предполагать, что одна из причин, по которой был сбит пешеход, состоит в том, что водитель вошел в поворот на слишком большой скорости.

При повороте направо машины движутся вдоль бордюра, ограничивающего проезжую часть. И хотя строительные нормы и правила диктуют абсолютно антипешеходный и вполне шоссейный минимальный радиус закругления проезжей части в 8 метров, до некоторой степени и он способен ограничить скорость вхождения машин в поворот. При повороте налево, однако, на проезжей части по сути нет никаких элементов ограничивающих срезание водителями углов. Радиус поворота при этом может составлять 14-16 метров и выглядеть следующим образом:

 

По такой траектории машина может зайти в поворот на довольно большой скорости. Переходящий дорогу пешеход при этом оказывается в наибольшей опасности на середине проезжей части, откуда ему некуда деться. Особенно остро эта ситуация ощущается на Т-образных перекрестках, где поворачивающие налево не должны пропускать встречный поток машин.

Устройство островков безопасности может помочь справиться с этой проблемой:

Чтобы повернуть налево, водителю нужно объехать островок, замедлившись до более безопасной скорости. Пешеход при этом находится в безопасности на большей части своего пути через дорогу.

Второй довод в пользу островков безопасности состоит в том, что они акцентируют внимание водителей на перекрестках. Перекрестки по умолчанию являются наиболее аварийными местами, поэтому было бы неплохо, если бы водители были здесь более аккуратными и осмотрительными. Островки безопасности стимулируют водителей к этому, так как они сужают проезжую часть и вынуждают корректировать траекторию движения для проезда перекрестка:

 

Как было сказано в ролике про Париж в одном из предыдущих постов: «Единственный эффективный способ заставить водителя соблюдать ограничение скорости — это не полиция с радаром, а сама геометрия улицы, диктующая более аккуратный стиль вождения.»

  • Плюс ещё такие островки не дают возможности объехать левый ряд и встать впереди очереди за стоп-линией.

  • Totktotam

    Разве можно сужать проезжию часть к перекрестку, там же не будет 3.5м ширины полосы, это противоречит нормам?

  • В принципе по ГОСТу минимальная ширина полосы движения — 3 метра. Большая ширина назначается исходя из категории улицы. Поэтому, с одной стороны можно понизить категорию. Это такой формально-бумажный подход. С другой стороны, сужение локальное — на перегонах полосы остаются 3,5-метровыми. 

    В предложении по Большакова эти островки заложены. Примут или нет, пока не знаю. Поживем — увидим.

  • Гость

    Владимир, мне нравятся ваше желание работать, желание сделать город лучше и безопасней! Я всесторонне за это. Но я всегда помню, что Екатеринбург — зимний город, а вся ваша работа делается для лета. Лето длится 3 месяца в нашем городе, а зима — 9! Вопрос не относится к теме, но почему во всех ваших проектах мы видим только лето? Зимой, например, нет разметки, зимой где-то должен «храниться» снег… (тут ещё можно долго продолжать, но сейчас не об этом). Так вот это «храниться» очень хорошо на себя возьмут островки безопасности. Присмотритесь как чистят снег: проезжает камаз с ковшом, оставляет снег вдоль дороги, и, пока его не почистят вручную (вручную его тоже сгребают в сторону), а это иногда можно ждать недели, через этот снег люди аккуратно перешагивают. Грубо говоря после снегопадов вы предлагаете делать ещё одну преграду, ещё одно опасное место посередине дороги.
    Моё мнение вообще такое, что для нашей страны почти не применим опыт Европы. Возможно, не знаю про это, но мы что-то можем взять от северных городов Канады и Аляски (увы, там не та плотность населения). Может быть посетителям сайта подумать и об этом? Как обеспечивать комфорт и безопасность в нашем климате? Естественно учитывая, что город не будет нанимать тысячи рабочих рук.

  • Jackdm

    «Присмотритесь как чистят снег: проезжает камаз с ковшом, оставляет снег
    вдоль дороги, и, пока его не почистят вручную (вручную его тоже сгребают
    в сторону), а это иногда можно ждать недели, через этот снег люди
    аккуратно перешагивают.»

    Островки безопасности находятся ПОСЕРЕДИНЕ дороги, а снег отваливают к
    КРАЮ дороги. Т. е. их появление никак не влияет на отвал снега и его
    распределение вдоль дороги.

    «Грубо говоря после снегопадов вы предлагаете
    делать ещё одну преграду, ещё одно опасное место посередине дороги.»

    Как раз наоборот, это делает дороги более безопасными . Вы смотрели
    ролик про Париж? «Медленные» улицы — безопасные улицы». Островки
    помогают «замедлить» движение. 

  • Pingback: Живые улицы | Партизанинг()

  • Артем. Архитектор

    Управляя транспортным средством в Германии,
    город Кельн, встречал такие места на проезжей части, где дорога огибает
    островок безопасности, искривляясь в плане. Это позволяет контролировать скоростной
    режим, сосредоточиться перед пешеходным переходом, и, для водителя это гораздо
    приятнее, чем скакать через лежачих полицейских

  • Pingback: Зачем нужны островки безопасности?()