Нужно ли расширять улицу Куйбышева до шести полос?

Если вы живете в Екатеринбурге, то наверняка что-нибудь да слышали о программе «Столица». Для жителей других городов объясняю, – это такая программа, по которой Свердловская область финансово помогает Екатеринбургу поддерживать, как следует из названия, статус столицы Урала. В программе много разделов, но преимущественно она ориентирована на дорожное строительство: развязки, расширение перекрестков и прочие меры, стимулирующие передвижение по городу на машинах. В частности, на этот год запланировано расширение почти двух десятков перекрестков в разных районах города.

Вообще, я скептически отношусь к такого рода проектам: они создают иллюзию, что расширением дорог можно что-то решить. На практике же вся дополнительная пропускная способность, создаваемая добавлением полосы на перекрестке, поглощается ростом трафика в течение года, а то и быстрее. Тем не менее, я воспользовался предложением принять участие в проектировании и согласовании. Логика простая: если что-то нельзя предотвратить, то можно попытаться минимизировать ущерб, а может быть, и попытаться внедрить в проект что-то полезное не только для автомобилистов. Я предложил предусматривать на реконструируемых перекрестках не только расширение проезжей части, но и улучшение тротуаров, велодорожки, новое озеленение и т.д. Моя задача состояла в том, чтобы сделать форэскизы, которые должны были потом лечь в основу рабочих проектов, а также в том, чтобы консультировать проектировщиков, например, по поводу велодорожек, которые у нас мало кто себе представляет.

Процесс согласования проектов в администрации города еще не завершен и подводить итоги «эксперимента» с моим участием рано, однако, есть один проект, к которому я бы хотел привлечь общественное внимание. Я исчерпал возможности влияния на него в рамках рабочего процесса и, в то же время, считаю его однозначно вредным, особенно в силу того, что он касается центра города.

В чем проблема?

Речь идет об улице Куйбышева и, более конкретно, об ее участке перед Московской. Сейчас Куйбышева на участке между Московской и Сакко и Ванцетти имеет по 2 полосы движения в каждую сторону.

Существующая ситуация. Вечерний пик трафика

 

Перед Московской много машин поворачивает налево, в результате чего в прямом направлении практически движется только одна полоса. Это ведет к образованию затора перед перекрестком, который в вечерний час пик растягивается и на следующие кварталы: от Шейнкмана до Сакко и Ванцетти, и далее в сторону ул. 8 Марта.

Профиль ул. Куйбышева между Московской и Шейнкмана

Существующий профиль ул. Куйбышева между Московской и Шейнкмана

Что хотят сделать?

Проект, уже практически одобренный комитетами по транспорту и благоустройству, предполагает расширение Куйбышева между Московской и Сакко и Ванцетти до 6 полос движения с 2-метровой разделительной полосой посередине.

Расширение ул. Куйбышева до 6 полос

Профиль Куйбышева с 6 полосами движения

Предлагаемый профиль ул. Куйбышева  с 6 полосами движения

Чем это плохо?

Данное решение имеет целый ряд недостатков. А именно:

1. Избыточная с точки зрения организации движения ширина проезжей части при движении от Московской в сторону 8 Марта.

2. Избыточная ширина проезжей части по Куйбышева от Сакко и Ванцетти в сторону Шейнкмана.

3. Сужение тротуара и снос озеленения с северной стороны ул. Куйбышева и прохождение его в непосредственной близости от проезжей части.

4. Неудобная для велосипедистов схема организации велодорожек.

Далее эти пункты объяснены подробно.

Избыточная ширина проезжей части от ул. Московской в сторону ул. 8 Марта

Аргументация в пользу добавления третьей полосы движения от Московской до Сакко и Ванцетти в принципе сводится к фразе: “Чтобы водители могли объезжать пробку на Куйбышева по ул. Народной воли [на которую они попадают через ул. Сакко и Ванцетти]”

Начнем с того, что объезжая пробку на Куйбышева по Народной воли, можно приехать только в два места: через переулок Университетский обратно на Куйбышева (чтобы вклиниться в пробку?), или через него же в пробку перед 8 Марта на Декабристов.

Отстояв в этой пробке водитель может только повернуть направо на 8 Марта или, чуть дальше — на Степана Разина и приехать к перекресткам с Большакова и Фурманова. Но если это его маршрут, то почему было не проехать гораздо более быстрым путем по Московской и Фурманова?

Куда можно приехать, повернув на ул. Сакко и Ванцетти?

Этот контраргумент, однако, не возымел никакого действия, столкнувшись с отпором в духе: «Да я каждый день тут поворачиваю!»

Поэтому, вооружившись видеокамерой, я заснял несколько часов наиболее интенсивного движения на этом участке улицы утром и вечером (благодарю Федора Волохина за предоставленную возможность съемки). Простейший анализ транспортных потоков, проведенный на основе видеосъемки показал, что водители действительно не пользуются таким способом “объезда пробки на Куйбышева”.

В вечерний час пик направление от Московской в сторону 8 Марта в принципе не загружено, поскольку в основном в это время все едут из центра а не наоборот:

А вот так выглядит ул. Куйбышева между Московской и Сакко и Ванцетти с 8 до 10 утра в будний день:

Подсчет машин показывает, что только около 12% поворачивают с ул. Куйбышева направо на ул. Сакко и Ванцетти. При этом не наблюдается каких-либо затруднений в движении и машины перед Сакко и Ванцетти не стоят дольше 1 светофорного цикла. Очевидно, что в третьей полосе по Куйбышева от Шейнкмана до Сакко и Ванцетти нет никакого смысла.

Более оживленное движение наблюдается перед перекрестком Шейнкмана-Куйбышева, Однако, до 10 утра ул. Шейнкмана является односторонней и правый поворот с Куйбышева на нее невозможен. Таким образом, движение по правой полосе остается свободным. В то же самое время отсечка потока, двигающегося в сторону Московской, позволяет всем желающим повернуть налево. Судя по видео, ожидание на этом участке редко превышает 2 светофорных цикла. Значит, и от Московской до Шейнкмана третья полоса в сторону ул. 8 Марта не имеет смысла.

А если не делать 3-ю полосу в сторону ул. 8 Марта, то и от 2-метровой разделительной полосы можно избавиться, и тем самым уменьшить автомобильную часть поперечного профиля на 5,5 метров.

Компактный профиль с 5 полосами движения

Компактный вариант профиля с 5 рядами движения и полосой параллельной парковки

2. Избыточная ширина ул. Куйбышева от Сакко и Ванцетти до Шейнкмана

Существующий проект также предусматривает расширение ул. Куйбышева до 3 полос при движении от Сакко и Ванцетти в сторону Московской. Однако, как показывает видео вечернего пика трафика, основным сдерживающим фактором при движении в этом направлении является перекресток Куйбышева-Московская, а не Куйбышева-Шейнкмана. Расширение Куйбышева между Сакко и Ванцетти и Шейнкмана никак не скажется на пропускной способности перекрестка с Московской.

Такое расширение, безусловно, увеличит на треть емкость зоны ожидания перед ул. Шейнкмана и, может быть, на некоторое время уменьшит остроту проблемы выползания хвоста пробки на перекресток Куйбышева-Сакко и Ванцетти и образования вторичных заторов, однако, учитывая рост трафика, всегда следующий за увеличением пропускной способности, в итоге мы получим здесь ту же самую пробку в трех полосах, вместо двух.

Другая часть проблемы состоит в том, что участок ул. Куйбышева между Московской и Шейнкмана служит для пересечения Московской не только потоком транспорта, идущим по Куйбышева, но и большим количеством машин, поворачивающих с Шейнкмана.

Выезд на Куйбышева с других улиц

В существующей ситуации поток, движущийся по Куйбышева, занимает все или почти все свободное пространство перед Московской, и машинам, поворачивающим с Шейнкмана, не остается места. Поэтому они накапливаются в виде затора перед Шейнкмана, а зачастую еще и блокируют движение по Куйбышева в направлении 8 Марта:

Существующая ситуация

При расширении участка Куйбышева между Московской и Шейнкмана и при сохранении неизменной пропускной способности перекрестка Шейнкмана-Куйбышева, можно, увеличив зону ожидания перед Московской, значительно уменьшить вероятность формирования вторичных заторов:

Расширение только до Шейнкмана

Однако, если расширить участок Куйбышева между Шейнкмана и Сакко и Ванцетти, увеличившаяся пропускная способность перекрестка Шейнкмана-Куйбышева фактически сведет на нет увеличение зоны ожидания перед Московской:

Ситуация с расширением до Сакко и Ванцетти

Что также вероятно, эта дополнительная полоса движения будет использоваться вовсе не для движения, а для стоянки машин.

Исходя из вышесказанного, полагаю, что необходимо ограничиться добавлением левоповоротной полосы на участке между Шейнкмана и Московской. Схема расположения полос при этом будет выглядеть следующим образом:

Добавление одной полосы

2. Сужение тротуара и снос озеленения

Существующий проект предполагает сужение тротуара и снос деревьев (в том числе, вновь посаженных при благоустройстве территории ЖК “Москва” с северной стороны ул. Куйбышева, что крайне нежелательно для тротуара в центре города.

Снос озеленения

3. Неудобная схема велодорожек

Частью проекта реконструкции улицы являются велосипедные дорожки. Это радует. Однако, избыточная ширина проезжей части диктует неудобную для велосипедистов схему их организации. Оптимальным бы вариант с односторонними велодорожками по двум сторонам улицы:

Оптимальная схема велодорожек

Во-первых, только в таком варианте велодорожки могут быть продолжены вдоль ул. Куйбышева на восток, по меньшей мере до улицы Хохрякова, которая в перспективе будет основным веломаршрутом “север-юг” в этой части города, а также на запад — вдоль улицы Гурзуфской.

Во-вторых, из-за существенного уклона улицы Куйбышева, велосипедисты, спускающиеся в сторону ул. 8 Марта и поднимающиеся в сторону Московской, будут иметь существенную разницу в скорости движения. Исходя из этого, разведение велосипедистов по двум односторонним велодорожкам было разумным с точки зрения безопасности движения.

И в-третьих, с учетом того, что велодорожки на данном этапе будут созданы лишь на небольшом участке улицы, велосипедисты смогли бы после проезда этого участка (и до него) двигаться по проезжей части вместе с попутным транспортом, как предписывают ПДД.

Схема велодорожек в существующем проекте выглядит следующим образом:

Неудобная схема велодорожек

В соответствии с ней, двигаясь от ул. Хохрякова в сторону Московской велосипедисту придется два дополнительных раза пересечь ул. Куйбышева — сначала на Сакко и Ванцетти, а затем на Московской.

При этом велодорожка имеет ширину 2,5 метра, что с учетом разницы скоростей спускающихся и поднимающихся в гору велосипедистов, нельзя считать комфортной шириной для двустороннего движения.

К слову, если вы думаете, что 2,5 метра – это адекватная ширина, предлагаю посмотреть, какой ширины велодорожки делают в Нидерландах, где в этом кое-что понимают. Думаю, что велодорожки лучше сразу делать хорошо, тем более что это не предполагает каких-то астрономических затрат.

Вывод

Учитывая долгосрочные негативные последствия автомобилизации, по отношению к дорогам городе (и особенно в центре) должен действовать жесткий принцип: “Не расширять, кроме случаев крайней необходимости”. Под крайней необходимостью при этом не имеется в виду увеличение ширины дорог из-за пробок — рост трафика проглотит, не заметив, любую дополнительную пропускную способность, что уже не раз было доказано на практике, в том числе и в Екатеринбурге. Под крайней необходимостью имеется в виду устранение локальных нестыковок и несоответствий.

Так на улице Гурзуфской от Московской в сторону Посадской имеется две принимающих полосы. При этом с улицы Куйбышева на Гурзуфскую фактически едет только одна, в результате чего образуется затор. Это несоответствие можно устранить, добавив левоповоротную полосу по Куйбышева между Московской и Шейнкмана, гармонизировав тем самым показатели пропускной способности на пересечениях Куйбышева с другими улицами и уменьшив вероятность вторичных заторов.

Тот проект, который сейчас подготовлен, противоречит указанному выше принципу и являет собой яркий пример автомобилецентричного подхода. Он создает дополнительное пространство для автотранспорта даже там, где он в нем совсем не нуждается. Таким образом, этот проект предполагает нерациональное расходование бюджетных средств и, что не менее важно, он ухудшает положение немоторизованных участников движения и снижает качественные параметры благоустройства. В связи с этим, на мой взгляд, он должен быть отправлен на доработку.

Если вы думаете так же, – вы можете обратиться в администрацию Екатеринбурга через электронную приемную.

Посмотреть, как могла бы выглядеть улица Куйбышева, в соответствии с моими предложениями, можно по ссылке (pdf).