Академический веломаршрут

Екатеринбург имеет огромный потенциал развития велосипедного транспорта. Я всегда это говорил и не устаю повторять. Наш город компактен, плотно застроен и в нем не слишком много естественных и рукотворных преград, мешающих передвижению на велосипеде. С каждым годом все больше людей открывает для себя велосипед, и это видно по количеству велосипедистов на улицах. Серьезным сдерживающим фактором в этом процессе является отсутствие безопасных путей передвижения. Лишь немногие отваживаются ездить по проезжей части, в то время как большинство вынуждено делить тротуар с пешеходами и преодолевать бордюры на каждом выезде из двора.

Решением этой проблемы могло бы стать строительство велодорожек, однако, на сегодня в Екатеринбурге нет целевой программы развития велосипедного транспорта, а потому велодорожки появляются только на новых и реконструированных улицах. То, что велодорожки включаются в эти проекты по умолчанию – большой шаг вперед, но если ограничиться таким подходом, сколь-нибудь связную сеть велосипедных маршрутов, по которым можно передвигаться по всему городу, мы увидим еще очень нескоро.

В отношении велосипеда традиционно существует большой скептицизм. Среди людей принимающих решения, о том, как будет развиваться город, практически нет таких, кто пользовался бы велосипедом для передвижения по городу. Практически все они ездят на машинах, а потому представить, что кто-то будет ездить по городу на велосипеде – почти непосильная для них задача. Ссылки на зарубежный опыт работают плохо, так как всегда найдется какой-нибудь контраргумент (чаще всего: суровый климат и менталитет людей).

Чтобы развеять сомнения и дать импульс развитию велотранспорта в городе, нужен какой-то показательный проект. Не просто велодорожка на отдельно взятой улице, которая никуда не ведет, а полноценный маршрут, который связал бы с центром и между собой несколько районов, и которым большое количество людей могло бы пользоваться для ежедневных поездок. При этом проект должен быть малозатратным, чтобы его реально было продвинуть к реализации. Сочетание двух этих требований делает задачу почти невыполнимой, однако, как мне кажется, я нашел подходящий вариант.

В Академическом районе Екатеринбурга на всех новых улицах уже есть велодорожки. Их состояние далеко не безупречно, однако, их можно и нужно улучшать. Две лучшие велодорожки ведут в сторону центра города по улице де Геннина. Они пользуются таким успехом, что в хорошую погоду на них уживается сразу два пункта велопроката.

В настоящее время дальше Объездной дороги по этим велодорожкам не доедешь. Однако, если продолжить их по улицам Серафимы Дерябиной, Бардина и Ясной в сторону центра города, получится весьма привлекательный веломаршрут.

Академический веломаршрут

Насколько привлекательный? Во-первых, все эти улицы проложены по относительно плоской местности и на пути не придется преодолевать крутых подъемов. Во-вторых, на всем протяжении велодорожку можно проложить на значительном удалении от проезжей части. В-третьих, на протяжении 4 400 метров маршрута проезжую часть придется пересекать всего 6 раз (из них 3 раза в районе Объездной), что сводит задержки на светофорах к минимуму.

Я попробовал имитировать проезд этого маршрута по велодорожке, двигаясь по проезжей части с прогулочной скоростью (т.е. мне не пришлось преодолевать бордюры и делить тротуар с пешеходами, а остановки я делал только на светофорах):

Академический веломаршрут. По проезжей части

Путь от перекрестка Краснолесья-де Геннина до Московской-Большакова занял около 22 минут. Учитывая, что мне пришлось постоять на каждом светофоре, реально доехать и за 20 минут. От Московской-Большакова до центра через Зеленую Рощу — еще 10-15 минут. Итого 30-35 минут от Академического до центра и наоборот. По-моему, с учетом утренних и вечерних пробок это вполне конкурентоспособный результат, по сравнению с личным автомобилем и общественным транспортом. Население Академического постоянно растет и чем дальше, тем более будут востребованы транспортные связи с центром города. Естественно, что жители Юго-Западного района, через который будет проходить маршрут, смогут доехать до центра еще быстрее.

Кроме жителей Академического и Юго-Западного районов веломаршрут будет также интересен тем, кто хочет покататься в Юго-Западном лесопарке. Сейчас в эту зеленую зону нет удобного доступа со стороны центра города.

Замечательная особенность предлагаемой трассировки – практически везде велодорожку можно проложить за счет газонов. В трех местах потребуется перенос торговых павильонов (подчеркну — именно перенос, а не ликвидация) и еще в трех местах потребуется изменение конфигурации автостоянок (самое проблемное — около ТРЦ «Фан-Фан»). Никаких веломостов, тоннелей и прочих сложных инженерных сооружений не потребуется. Также нигде не нужно будет сужать проезжую часть или уменьшать число парковочных мест (там где веломаршрут задевает автостоянки, есть возможность построить дополнительные места поблизости). Все это делает строительство Академического веломаршрута недорогим для Екатеринбурга проектом.

Что также замечательно – этот веломаршрут в районе улицы Московской отлично соединяется с нашими первыми велодорожками в центре города, которые должны появиться на улице Большакова. И в этом смысле проект Большакова уже не кажется бесполезным и ни с чем не связанным, но он будет логичным продолжением важного общегородского веломаршрута.

С детальным проектом Академического веломаршрута можно ознакомиться по ссылке или просмотрев слайдшоу ниже.

Чуть позже я разберу и объясню все подробно.

Теперь о том, как продвинуть этот проект к реализации. В понедельник я кратко показывал проект Евгению Липовичу (заместителю главы администрации города по вопросам транспорта, экологии и благоустройства). Он выразил сдержанный интерес, однако, уверенности в нужности такого проекта нет. Почему именно этот маршрут? Так ли это актуально, когда в некоторых районах у нас даже нет тротуаров?

Это логичный вопрос, однако, мне представляется, что иногда нужно не размазывать средства тонким слоем по всему городу, но осуществить точечный, но прорывной проект, который станет моделью и для других районов города (а возможно, и для других городов).

Чтобы убедить администрацию города в целесообразности проекта я призываю всех поставить свою подпись под обращением в его поддержку.

Подписи собираются двумя способами:

1. На сайте – чтобы было видно количество сторонников – своеобразная онлайн-перекличка.

2. На подписных листах в офлайне. Подписные листы вместе с альбомом проекта будут затем переданы в мэрию. Места сбора указаны по ссылке.

Также прошу помочь с распространением информации об этом проекте. Каждый ретвит, перепост и статус в соцсети очень нужен!

Подписать онлайн-обращение

  • Академчанин

    нереально! под снос автостоянки, парковки, киоски!
    никто не даст!
    а так очень было б здорово! но прожекты-прожекты…

  • Tatyana Chemezova

    Один такой прожект уже будет реализован!!! (О=

  • Ольга

    Целесообразность еще в том, что в Академическом, на мой взгляд, пока не созданы комфортные условия в плане общественного транспорта. Он есть, но его явно мало, он не справляется с нагрузкой, и далеко не всегда едет туда, куда нужно людям добираться. Приходится или с пересадкой ехать, или пешком где-то идти. Но при этом в любом случае ехать, как селедки в бочке.
    Веломаршрут мог бы дать дополнительную возможность добираться в Академический и из него. Хотя, конечно, не решит до конца проблемы с общественным транспортом.

  • Академчанин

    где? какой?

  • Guest

    Владимир, подскажите сайт (ну и программу), на котором у вас трек размещен

  • Endomondo

  • Да, есть такой момент. Велосипед в данном случае расширяет возможности передвижения.

  • Иван

    Владимир, а поделитесь своим мнением по поводу зимнего использования велодорожек. А также на чем будут ездить в это время велосипедисты?

  • Если велодорожки чистить от снега, то по ним можно ездить, не хуже, чем летом. Я лично использую зимой шины с шипами.

    В Финляндии, которая на нас похожа климатически, на некоторых велодорожках зимой снег укатывают. По твердому насту тоже можно ездить. http://youtu.be/XXjKOM4zoPA

  • Andrey

    реально.

    не снос, а перенос.

    не «никто не даст», а «это воля горожан, это мы решаем что хотим и где».

  • Alexey Sannikov

    Интересно было бы проработать зимний вариант с лыжней; зимой на лыжах и велосипеде — летом только на велосипеде. Все равно зимние передвижения в большинстве своем не больше 2 км, Лыжней бы пользовались

  • Михаил

    Хорошая идея, хоть я и не живу в академическом) Хотелось бы, чтобы велодорожки постепенно появлялись во всех районах города) Удачи в реализации Ваших проектов, Владимир!

  • Малцев Василий

    Езжу зимой и по нечищеным велодорожкам, ничего страшного.
    А вот межсезонье грязно, как и во всем городе. Вопрос грязи актуален не только для вело, но и авто и пеше.

  • Алексей

    Владимир, можете озвучить примерную смету проекта? рассматривали ли идею собрать деньги на него на http://boomstarter.ru/ ?

  • Алексей

    И еще один вопрос. Как планируется отсекать пешеходов от велодорожки?

  • Alexander Denisov

    Подумайте тогда уж заодно и о роликах… Чтобы дорожка была не из плитки, а из гладкого асфальта по которому приятно ехать на роликах.

  • Она из асфальта, да.

  • С ростом велотрафика, я думаю, вопрос решится естественным путем. Никому не нравится идти и постоянно слышать звонки и комментарии в свой адрес :) Ну и кроме того, на велодорожке должна быть соответствующая разметка.

  • Я думаю, что краудфандингом его не профинансируешь. Такой проект должен реализовывать муниципалитет. Примерную стоимость надо будет посчитать, да.

  • Спасибо!

  • Сомневаюсь, что это получится. Через проезжую часть на перекрестках надо ведь как-то перебираться, а она все равно будет очищена от снега.

  • Академчанин

    когда уже проект будет реализован? все уже всё подписали? ждешь выборы?

  • Свят

    Идея еще жива?

  • Она не только жива, но и будет реализовываться! https://www.ekburg.ru/news/15/45560-administratsiya-ekaterinburga-odobrila-marshrut-pervoy-tranzitnoy-velodorozhki/

    Сейчас пытаемся добиться того, чтобы ее и построили на следующий год, а не только спроектировали.

  • Миллийардер

    денег-то много насобирал с велоакадемиков? яндекс-кошелёк не давит?

  • ??

  • Миллийардер

    это что?

  • Это форма для пожертвований.

  • Дмитрий Некрасов

    Владимир, а почему по Ясной от Шаумяна до ФанФана нужно по левой стороне ехать (как на видио отчете), там со стороны собачьего парка шикарная дорожка (в парке вдоль всей Ясной), и вопрос с ФанФановской парковкой вообще отпадает.

  • По двум причинам: во-первых, хотелось, чтобы велодорожка проходила со стороны застройки, чтобы как можно больше людей имели непосредственный доступ к ней (выехал из двора и ты уже на велодорожке). Тем более, что там есть пара школ на пути.

    Во-вторых, если бы дорожка была в парке, то пришлось бы преодолевать больше проезжих частей: Ясную на перекрестке с Шаумяна, затем Чкалова (а там вообще нерегулируемый перекресток, через которым по нашим ПДД велодорожку проводить проблематично), и Ясную — там где она изгибается ближе к Московской.

  • Pingback: Веломастерплан | Живые улицы()