Семь требований к общественному транспорту

Обложка книги Human TransitВ этом и нескольких следующих постах  я постараюсь зафиксировать для себя и поделиться с читателями основными идеями книги Джаретта Уолкера «Human Transit». Какие-то идеи будут звучать в духе Капитана Очевидность, но какие-то, я уверен, позволят по-новому взглянуть на общественный транспорт. Книга доступна в Kindle-формате, – так что, если вы владеете английским и интересуетесь данной темой, я могу рекомендовать ее к прочтению. Джаретт Уолкер также ведет отличный блог об общественном транспорте.

В последние годы много говорится о необходимости развития общественного транспорта. Обычно речь идет о новых линиях (метро или трамвая), новом подвижном составе и т.п. Однако, за обсуждением разнообразных проектов и технологий редко проговаривается, какими качествами должен обладать хороший общественный транспорт. Чего мы собственно хотим от него? Каким он должен быть?

Сложив и проанализировав многочисленные пожелания пользователей, можно выделить следующие основные требования:

  1. Он довезет меня туда, куда мне нужно.
  2. Он довезет меня тогда, когда мне нужно.
  3. Он рационально использует мое время.
  4. Он рационально использует мои деньги.
  5. Я чувствую себя комфортно и безопасно.
  6. Я могу доверять ему.
  7. Он дает мне свободу менять мои планы.

Рассмотрим эти требования более подробно.

Первое требование (он довезет меня туда, куда мне нужно) можно разделить на две составляющие: остановки (есть ли они вблизи ваших точек отправления и назначения) и связность. Наличие остановок не гарантирует связности: остановки могут быть и в точке отправления, и в точке назначения, однако, между ними может не быть прямого сообщения.

Второе требование (он довезет меня тогда, когда мне нужно) также делится на две части: время работы общественного транспорта и частоту движения. Чем выше частота движения общественного транспорта, и чем дольше он работает в течение дня, тем большую свободу он дает своим пользователям.

Третье требование (он рационально использует мое время) можно понимать, как возможность с пользой провести время (например, если в транспортном средстве есть доступ в интернет), но в первую очередь оно относится к продолжительности поездки. Время, затрачиваемое на поездку, является важнейшим фактором привлекательности общественного транспорта, поэтому все транспортные модели придают ему большой вес.

Думая о том, как сэкономить время, мы обычно думаем о скорости движения. Если мы едем на машине, средняя скорость является показателем того, насколько быстро мы доедем до нужного места. Поэтому, когда люди, обычно пользующиеся машиной, рассуждают об общественном транспорте, они придают скорости движения подвижного состава наибольшее значение. Однако, в случае с общественным транспортом, скорость подвижного состава является лишь одним из множества важных параметров. Чтобы понять суть третьего требования нужно оценивать временные затраты во всех фазах поездки и потенциал задержек в каждой из них.

Четвертое требование (он рационально использует мои деньги) понять достаточно легко. Люди сравнивают стоимость передвижения на общественном транспорте с другими способами добраться из точки А в точку Б, и это оказывает влияние на их выбор.

Пятое требование (я чувствую себя комфортно и в безопасности) основывается на том, что каждый человек хочет чувствовать уважительное отношение к себе и пользоваться определенным уровнем комфорта. Это требование также распространяется на все фазы поездки. Комфортен ли подвижной состав сам по себе? Переполняются ли автобусы и вагоны сверх меры? Удобны ли зоны ожидания на остановках? Удобна ли посадка и высадка? Комфортен и безопасен ли путь от и до остановки? Наконец, имеет ли общественный транспорт репутацию «только для бедных» или «только для тех, у кого нет машины» или им пользуются все жители города?

Шестое требование (я доверяю ему) подразумевает, что система общественного транспорта обладает достаточной надежностью, чтобы люди могли рассчитывать на нее, планируя свои дела. Например, если только в 4 из 5 случаев вы вовремя доезжаете на автобусе до работы, – будете ли вы рассчитывать на него, планируя важную встречу? Важным фактором надежности является частота движения, так как она снижает зависимость от одного конкретного рейса, который человек может пропустить.

Седьмое требование (он дает мне свободу менять мои планы) относится к свободе передвижения. Обычно в этой сфере доминирует личный автотранспорт, а для транспорта общественного возможность спонтанных поездок является настоящим тестом на уровень свободы, который он дает пользователям. Могу ли я перемещаться по городу в любом направлении, а не только в центр и обратно? Могу ли я рассчитывать на то, чтобы сесть в трамвай, если поздно выйду из кафе или кинотеатра? Чем более разнообразными становятся занятия людей в городе, как в сфере работы, так и в сфере отдыха и развлечений, тем больше растет запрос на спонтанные поездки.

В городах с развитой транспортной системой общественный транспорт приближается к выполнению этого требования и даже опережает личный автомобиль. Более того, в крупных городах автомобиль может даже стать синонимом несвободы, – когда водитель застрял в глухой пробке, а сбоку его объезжают велосипедисты и автобусы по выделенной полосе.

Частота движения и время работы общественного транспорта являются ключевыми факторами, влияющими на возможность спонтанных поездок. Но не только. Важную роль играет также понятность системы.

Вспомните ли вы нужный маршрут, если вам потребуется поехать в место, где вы раньше не были? Будет ли у вас возможность оперативно получить информацию о нужном маршруте? Сможете ли вы понять, насколько часто ходит общественный транспорт на маршруте, которым вы раньше не пользовались? Можете ли вы рассчитывать, что маршрут, который вроде бы вам подходит, проложен по максимально прямой траектории, а не петляет, тратя впустую ваше время?

Если предполагается, что люди будут пользоваться общественным транспортом только для поездок на работу, общая непонятность системы не будет большой проблемой. Человек может освоить маршрут до работы и не думать о других направлениях. Однако, если общественный транспорт призван стать основным способом передвижения в городе, сложность и непонятность системы маршрутов может быть серьезным фактором сдерживающим его использование, и разрушающим какое-либо ощущение свободы передвижения у пассажиров.


Опубликовано

в

от

Комментарии

18 комментариев на ««Семь требований к общественному транспорту»»

  1. Roman Tikhonov

    А про то что нужно запретить бешенные маршрутки,разрешить передвигаться по городу только автобусам с вместимостью от 70 пассажиров и запретить управлять общественным транспортом мигрантам, там ничего не написано?
    Очень жаль.

  2. Alexander Kulinich

    Можно это отнести к пятому требованию.

  3. Кругликов Илья

    Маршрутки могут использоваться на незагруженных маршрутах на окраинах, что в этом такого?

  4. Кругликов Илья

    Про несвободу в автомобиле не очень понятно. Несвобода не в том, что тебя обгоняют, а в том, что ты привязан к машине. В пробке ты легко можешь выйти из автобуса, обойти пробку и продолжить на трамвае, а в машине ты будешь сидеть до победного конца.
    И ещё в том, что в автобусе ты пассажир, и волен делать что хочешь: читать книжку, общаться с другом, смотреть в окно и даже спать. В машине ты должен выполнять обязанности шофёра.

  5. Кругликов Илья

    В первом требовании почему-то навязывается прямой маршрут. Лучше бы были удобные пересадки. Гораздо выгодней проехать через город на метро и доехать 3-4 остановки на наземном ОТ, чем ехать через весь город на одном маршруте без пересадок.

  6. Лена

    Всё очень ёмко и правильно: вспоминается Париж, Северная Италия и Германия. Только как-то грустно, что это очень комплексная вещь, в которой завязаны и власти, и дороги, и ГАИ, и специалисты по транспорту….короче, нам путь долог.

  7. jk_2k

    Могут и должны, на окраинных и удалённых (в Пышму например), но ни как не в городе, на таких маршрутах как 024, 014, которые идут через все ключевые точки города, постоянно переполнены и не имеют никакого графика.

  8. Малцев Василий

    Бешеные точно нужно запретить.
    Маленькие маршрутки должны быть транспортом подвоза к основным маршрутам, а не основным транспортом.

    Расписание и маршрут! Вот самое главное.

    А нас нет ощущения, что человек, что каждый человек важен государству.
    Мне не ясно почему нельзя сделать весь весь общественный транспорт в выделенных полосах. Это ускорит передвижение и ОТ и автомобилей.

  9. Малцев Василий

    Хочется на ОТ крепления для великов)

  10. Олег Мохов

    Откуда вы вообще это взяли? Суть там как раз в охвате транспортной сети.

  11. Малцев Василий

    В этой системе есть много мелочей, очень важных мелочей, НО есть основные требования. Регулярность и уверенность в ОТ вот с чего надо начать.
    Надо расширять клиентскую базу), а у нас этим никто не занимается.

  12. Про пересадки, кстати, будет отдельный пост. Должен сказать, после этой книги я изменил свое мнение на этот счет :)

  13. Олег Мохов

    Т.е «я чувствую себя комфортно и в безопасности» не про это?

  14. Roman Tikhonov

    Про это, но хотелось бы конкретики по опыту Екатеринбурга.

  15. Олег Мохов

    В России, как мне кажется, не сработает принцип «везде прямые маршруты», потому что во-первых у нас ооочень странные принципы зонирования территорий (через дорогу уже другой район и твоя больница не в двух кварталах, а в двадцати уже). Во-вторых у нас развито общение в культуре, и поэтому нельзя придумать шаблонные маршруты (на работу, за покупками и т.п) т.к всегда найдется друг, который живет там, куда напрямую никак не добраться.

  16. Владимир

    Ну да, вместо каждой маршрутки пустить по автобусу с вместимостью 70 пассажиров… Ужас! Пробки на улицах не из-за маршруток. Я за то, чтобы запретить в городе как общественный так и личный транспорт, оставить одни маршрутки.

  17. Roman Tikhonov

    Это конечно крутая приблуда и полезная.И настолько ультрасовременная что чиновники ЕКБ её не воспринимают. Как и вагоны метро для велосипедистов.
    Постепенно придём и к этому. Здесь самое важное — пропаганда нашей позиции.

  18. […] к общественному транспорту, которые мы рассмотрели в первом посте. Также она играет ключевую роль в сокращении самой […]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *