Трамвайные и автобусные коридоры

Трамвай на ул. Малышева

Все говорит о том, что продолжения строительства метро в Екатеринбурге в обозримом будущем мы не увидим. Это ставит нас перед фактом: эффективность транспортной системы города будет зависеть в основном от развития наземного общественного транспорта.

Наиболее перспективным видом наземного общественного транспорта, безусловно, является трамвай. Он имеет большую провозную способность и его проще всего выделить из смешанного транспортного потока, обособив трамвайные пути.

Когда речь заходит об обособлении трамвайных путей, сразу возникают возражения со стороны автомобилистов: «А где будут ездить машины?» Действительно, если обособить трамвайные пути, личный автотранспорт не сможет пользоваться ими для движения. Это, однако, проблема скорее политическая. Автомобили будут стоят в пробках и без обособленных трамвайных путей, а учитывая невысокую провозную способность легкового автотранспорта, плюс-минус одна полоса в сущности мало что меняет.

Гораздо более важный вопрос, связанный с обособлением трамвайных путей: «А что делать с автобусами?»

В Екатеринбурге пневмоколесный общественный транспорт часто движется по тем же улицам, что и рельсовый. Поэтому, обособляя трамвайные пути, мы улучшаем положение одного вида общественного транспорта, но ухудшаем или сохраняем неприемлемым положение другого.

Вывести пневмоколесный транспорт за скобки, сделав его второстепенным по отношению к рельсовому – нельзя. Какой бы разветвленной ни была наша трамвайная сеть, она не дотягивается до всех районов города. Многие люди не имеют к ней доступа и вынуждены ездить на автобусах и маршрутках. Строительство же новых линий – дело дорогостоящее и не быстрое.

Совмещенное движение трамваев и автобусов по обособленным трамвайным путям – идея часто обсуждаемая, но по ряду причин непрактичная: существующие трамвайные остановки не приспособлены под такое количество подвижного состава; технология укладки трамвайных путей не предполагает постоянной нагрузки от тяжелых автобусов на асфальт и плитку над ними; невозможно рационально организовать движение на перекрестках и т.д. и т.п.

При этом, обособить отдельно пути движения и трамваев, и автобусов, на центральных улицах не представляется возможным. В результате мы оказываемся в ситуации, когда делать что-то нужно, но при этом сделать ничего нельзя.

Проблема в том, что сейчас трамвай и автобус работают, как две отдельные, никак не связанные между собой системы. Вызвано это не в последнюю очередь тарифной политикой транспортных предприятий, наказывающей пассажира за пересадки увеличением оплаты. Если человек едет откуда-то куда-то на автобусе, он финансово заинтересован в том, чтобы ехать на этом автобусе всю дорогу. Также он может иметь проездной билет, например, только на автобус (или один из вариантов с двумя видами транспорта, ни один из которых не объединяет автобус и трамвай), и в этом случае трамвай ему будет вообще не интересен, каким бы привлекательным он ни был сам по себе. В такой ситуации иметь на одной улице и трамвай, и автобус, уместно, так как, убрав последний, мы тем самым ухудшим возможности передвижения для большого числа людей.

Представим теперь, что пересадки перестали оплачиваться дополнительно и появились новые безлимитные проездные, включающие и трамвай, и автобус. Это позволит убрать автобусное сообщение с тех улиц, где уже есть трамвай. При этом трамвайные линии можно будет с чистой совестью обособить и даже сделать на них газон, как в Париже, чтобы окончательно исключить возможность езды по ним на машинах.

Если точка назначения находится в зоне доступности от трамвая, но начинает поездку человек на автобусе, ему нужно будет просто доехать до точки, где автобусный маршрут пересекает трамвайную линию и там сделать пересадку. Естественно, пересадочные узлы должны быть организованы так, чтобы это было удобно.

Тут, разумеется, возникает вопрос: если автобусы не пойдут по улицам, где есть трамвай, то по каким же улицам они пойдут? Чтобы ответить на него, рассмотрим несколько примеров.

Ленина-Малышева

Улицы Ленина и Малышева являются основными транспортными артериями в центре Екатеринбурга по направлению запад-восток. По Ленина проходит трамвайная линия, по Малышева – троллейбусная. При этом по Ленина также проходит огромное количество автобусных маршрутов (как муниципальных, так и коммерческих). По этому же направлению предполагалось и строительство второй линии метро.

Если мы обособляем трамвайные пути по Ленина, то автобусные маршруты вполне логично переместить на Малышева, создав при этом на ней выделенные полосы для пневмоколесного общественного транспорта.

Вот так, например, изменился бы автобусный маршрут №27 (зеленым показан измененный участок):

Автобусный маршрут №27
Нажмите на картинку для просмотра карты

Интересно, что, при выделении полос под общественный транспорт, на Малышева (по крайней мере на участке между Московской и Белинского) останется всего по одной полосе движения для личного автотранспорта (плюс поворотные полосы перед перекрестками). Таким образом, она фактически потеряет статус транзитной магистрали, но зато, будучи насыщенной магазинами, кафе и ресторанами, она станет существенно привлекательнее для пешеходов.

Ленина же, за счет того, что на ней не больше будет автобусов, станет более удобной для движения на личном автомобиле. Однако, это не повлияет негативно на ее пешеходную привлекательность, так как почти на всем протяжении улицы тротуары и проезжая часть разделены широкими зелеными зонами.

8 Марта-Белинского-Розы Люксембург

Если Ленина и Малышева прекрасно дополняют друг друга, то с улицей 8 Марта все не так просто, так как у нее нет поблизости дублера. Однако, есть пара улиц – Белинского и Розы Люксембург на другой стороне реки, по которым, как и в случае с Малышева, проходит троллейбусная линия, и на которых также есть возможность выделить полосы под общественный транспорт.

Вот так будет выглядеть маршрут автобуса №23 при переносе на вышеуказанные улицы (зеленым показан измененный участок):

Автобусный маршрут №23
Нажмите на картинку для просмотра карты

В целом же структура выделенных коридоров для пневмоколесного общественного транспорта, наложенная на трамвайную сеть, может выглядеть следующим образом:

Коридоры общественного транспорта
Нажмите на картинку для просмотра карты

Если вы читаете с мобильного устройства для просмотра карты пройдите по ссылке.

Сиреневым показаны выделенные коридоры для пневмоколесного транспорта. Работают они, как открытая система: автобус (или троллейбус) въезжает в коридор на периферии, следует через центр, а затем выезжает из коридора и следует снова в общем потоке. Таким образом наиболее важную и подверженную задержкам из-за пробок часть маршрута в центре города автобус преодолевает по выделенным полосам.

Обратите внимание, что показаны две новые трамвайные связки: Ленина-Татищева и восстановление участка линии по 8 Марта между Ленина и Радищева (показаны светло-оранжевым).

С чего начать?

Преимущества этого подхода к организации общественного транспорта состоят в том, что его можно реализовывать постепенно и получать результаты по завершении каждого следующего этапа. Можно даже радикально не пересматривать по началу систему маршрутов, меняя только улицы, по которым они проходят в центре, и удаляя только очевидно дублирующие друг друга.

Однако, даже в этом плане нужно с чего-то начинать и, на мой взгляд, начинать нужно с пары улиц Малышева и Ленина. Причин тому несколько. Во-первых, эти улицы задействованы в обслуживании Центрального стадиона, что важно в преддверии Чемпионата мира по футболу. Еще раз напомню, что именно по этому направлению планировалось строительство второй линии метро.

Во-вторых, на улице Малышева в 2015 году запланирован капитальный ремонт. Самое время переосмыслить ее функцию и внешний вид. Из недо-шоссе – в привлекательную торговую улицу с развитым общественным транспортом.

Наконец, в-третьих, улица Ленина (и ВИЗ-бульвар) является наиболее загруженным трамвайным коридором в Екатеринбурге, от которого зависит стабильность большинства маршрутов, и обособление трамвайных путей здесь давно назрело.

И еще…

Есть также интересная идея для улицы Амундсена (один из двух выездов из Академического и Краснолесья), связанная с завершением строительства развязки на Московской-Объездной и планами по строительству развязки на Амундсена-Объездной. Но о них я расскажу в одном из следующих постов.

Если вам понравился этот материал, пожалуйста, поделитесь им в социальных сетях.

Комментарии

52 комментария на ««Трамвайные и автобусные коридоры»»

  1. Сергей

    Не совсем понятен Ваш тезис «там перекрестке без пешеходного движения.» За поворотом пешеходам все равно красный — они стоят в ожидании. В перед поворотом можно пропускать безопасно, там еще нет движения перпендикулярного.

  2. Машины стоят перед светофором, пешеходы переходят пч в перпендикулярном им направлении. В этом время правый ряд может поворачивать направо на красный. Я уж не говорю о том, что очередь поворачивающих будет блокировать переход, но из-за стоящих в прямом направлении машин, водитель поворачивающий направо может просто не заметить пешехода, переходящего дорогу. Такая же ситуация, как с нерегулируемыми переходами через многополосные дороги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *