«Открытые» и «закрытые» системы скоростного автобусного транспорта

В прошлом материале мы рассмотрели три типа приоритета общественного транспорта и выяснили, что даже при помощи автобусов и троллейбусов можно добиться качества обслуживания и провозной способности, сопоставимой с метро. А еще раньше мы обсудили предстоящий капитальный ремонт улицы Малышева и отметили, что одним из элементов, который необходимо предусмотреть в этом проекте, являются выделенные полосы для общественного транспорта по центру проезжей части. Такие полосы превратят улицу Малышева в коридор скоростного автобусного транспорта или BRT (bus rapid transit).

Однако, если реализовать такое предложение, выделенные полосы всё равно не охватят полностью те маршруты, которые проходят или могут быть перенесены на улицу Малышева. В случае, если бы мы строили трамвайную линию, это фактически ставило бы крест на всей идее: нет трамвайных путей на всем протяжении маршрута — нет маршрута. С автобусами и троллейбусами всё не так жёстко и сегодня мы обсудим, как может быть организована работа маршрутов с использованием BRT-коридоров.

По способу организации маршрутов BRT-системы делятся на два основных типа: «закрытые» и «открытые».

В «закрытых» системах автобусы движутся только по выделенным полосам и не выезжают за пределы BRT-коридоров. Автобусам всех остальных маршрутов доступ в BRT-коридоры запрещен. Чтобы воспользоваться BRT-маршрутом, пассажирам, которые не находятся в пределах пешеходной доступности от станций, нужно сделать пересадку.

Как правило, «закрытые» системы отличаются высоким уровнем обособления путей движения (приоритет типа ROW-A). В результате получается система очень похожая по принципу организации на метрополитен: очень надежная, поскольку автобусы движутся только по выделенкам и не пересекаются с потоками другого транспорта, но при этом относительно ограниченную по охвату территории. Чтобы расширить зону охвата за пределы пешеходной доступности станций, нужно либо продлевать BRT-коридор, либо подтягивать к нему вспомогательные маршруты, с которых люди смогут сделать пересадку.

Иначе работают системы «открытого» типа. В них автобусы и троллейбусы движутся по BRT-коридору там, где он есть, но когда он заканчивается, они продолжают движение уже в смешанном потоке транспорта.

Такая система позволяет общественному транспорту преодолевать сложные участки, где скапливаются основные пробки, по выделенным полосам, а по улицам, где движение более свободное, ехать в смешанном потоке. Кроме того, «открытые» BRT-системы допускают поэтапную реализацию. Можно построить BRT-коридор длиной в несколько километров, а затем наращивать его с обоих концов этого первого участка.

Также существуют «гибридные» варианты — когда BRT-коридор обслуживается маршрутом, который движется только по выделенным полосам, но всем остальным маршрутам также можно пользоваться этим коридором.

Какой тип подойдет для Малышева?

На мой взгляд, для проекта улицы Малышева лучше всего подойдет организация «открытого» BRT-коридора, которым смогут пользоваться все маршруты, проходящие по этой улице.

Маршруты общественного транспорта из проекта маршрутной сети 2017 года, проходящие через BRT-коридор по Малышева.

Постепенно получившийся BRT-коридор можно будет наращивать в обе стороны и в какой-то момент прийти к «гибридному» варианту, при котором один из маршрутов по Малышева будет на всем или практически на всем протяжении пути идти по выделенным полосам. Если смотреть, как на ориентир, на проект маршрутной сети 2016 года, то первым таким маршрутом, который будет двигаться только по выделенкам, может стать троллейбусный маршрут с ВИЗа до УрФУ. Затем к нему могут подключиться другие маршруты, например, из Академического района.

Расширение BRT-коридоров и устройство локальных мини-коридоров на сложных участках.

Также на Малышева можно будет перенести некоторые маршруты с проспекта Ленина, чтобы не дублировать автобусом трамвай. Об этом мы поговорим в следующем материале!


Поддержите проект «Живые улицы», подписавшись на ежемесячное пожертвование!