Почему не стоит дублировать трамвай автобусом?

В прошлом материале мы поговорили о том, каким образом может работать улица Малышева, как коридор скоростного автобусного транспорта. Сегодня же я хочу кратко обсудить, как организация выделенных полос для автобусов и троллейбусов на Малышева повлияет на организацию работы общественного транспорта на не менее важной городской артерии — проспекте Ленина.

Традиционно у нас по по проспекту Ленина движутся и трамваи, и автобусы. С одной стороны, эта ситуация удобна для пассажиров: на одной улице можно воспользоваться разными видами транспорта. Однако, с точки зрения эффективности работы общественного транспорта она не слишком хороша.

В целом параллельное движение общественного транспорта нескольких маршрутов по центральной улице города — это нормальное явление (в разумных пределах разумеется). По мере удаления от центра эти маршруты расходятся по своим периферийным районам, а в центре, где происходит наибольший объем передвижений, пассажиры могут пользоваться совмещенной частотой движения нескольких маршрутов, — если они совешают короткую поездку и им всё равно, на каком маршруте ехать. В чем же тогда проблема дублирования трамвая автобусами?

Трамвай с улицы 8 Марта предполагалось убрать под предлогом, что он дублирует метро.
Ситуация, когда по одной улице движутся и автобусы, и трамваи, является не самым эффективным решением организации общественного транспорта.

Дело в том, что автобусы и трамваи используют разные остановки. Если пассажир ждет автобуса, он не может в то же самое время ждать трамвая и наоборот. Пассажир должен заранее выбрать, на чем он поедет. Таким образом трамваи и автобусы не создают единой частоты движения общественного транспорта, но конкурируют между собой, не создавая никакой дополнительной ценности для пассажира.

Единственная возможность избежать такой конкуренции — это запустить автобусы по трамвайным путям, чтобы они пользовались теми же остановками, что и трамваи. Однако, в нашем городе это пока не практикуется в силу целого ряда причин. Есть города, где это практикуется.

Автобусы на трамвайной остановке в Амстердаме

Во-первых, используемая технология укладки трамвайных путей не позволяет на систематической основе запускать движение автобусов по трамвайным путям. Трамвайные пути при этом довольно быстро придут в негодность.

Во-вторых, интенсивность движения автобусов в этом случае должна быть относительно невысокой, чтобы они не создавали помех трамваям. У нас же автобусы на главных улицах часто не помещаются на автобусные же остановки. Если на тех же улицах запустить автобусы на трамвайные остановки, наступит полный хаос. Особенно это справедливо для проспекта Ленина где интенсивность и трамвайного, и автобусного движения очень высока.

На проспекте Ленина высокая интенсивность движения и трамваев, и автобусов.

Решением проблемы дублирования трамвая автобусом является перенос автобусного движения на соседние улицы. В некоторых случаях сделать это проблематично, поскольку нет соседних улиц, пригодных для движения автобусов. Так дело обстоит, например, с улицей 8 Марта.

Однако, в случае с проспектом Ленина ситуация гораздо более простая. У нас есть две паралелльные улицы, находящиеся в пределах 5 минут ходьбы пешком друг от друга: Ленина и Малышева. Если на Малышева по всей длине мы выделяем полосы для движения пневмоколесного общественного транспорта — автобусов и троллейбусов — вполне логично все автобусные маршруты с Ленина перенести на эти выделенные полосы. На Ленина же необходимо обособлять трамвайные пути и в целом делать всё для обеспечения бесперебойного движения трамваев.

Проспект Ленина обслуживается трамваями, а улица Малышева — автобусами и троллейбусами.

Таким образом мы получим ситуацию, когда автобусы и трамваи будут работать сообща, обслуживая две параллельные улицы, а не конкурировать между собой на одной улице.

О том, как конкретно организовать выделенные полосы на улице Малышева, мы поговорим в следующих материалах!


Поддержите проект «Живые улицы», подписавшись на ежемесячное пожертвование!