Гранит на 8 Марта — очередной ремонт без улучшений!

В прошлом году в Екатеринбург пришла московская мода менять бетонную тротуарную плитку на гранитную. Можно много ругать московскую программу «Моя улица», однако там, по крайней мере, не только меняли плитку, но еще и улучшали улицы, которые попали в программу: оптимизировали проезжую часть, улучшали пешеходную инфраструктура, увеличивали площадь озеленения. Администрация же Екатеринбурга пошла особым путем: менять плитку, но при этом ничего по сути на улице не улучшать.

Вообще, в связи с эпидемией коронавируса глава Екатеринбурга Александр Высокинский заявил, что укладки гранита на тротуары в этом году не будет. Но, очевидно, службе закупок мэрии он соответствующего распоряжения не дал и администрация отыграла контракт на укладку гранитной плитки на улице 8 Марта от проспекта Ленина до улицы Малышева.

Вот так выглядит схема ремонта:

Схема ремонта из документов закупки

Что же мы видим? По сути на этом участке улицы 8 Марта ничего не меняется кроме самого типа тротуарного покрытия. А что на этом участке можно изменить?

1. Приподнятые переходы через проезды

Например, можно сделать приподнятые переходы на пересечениях тротуаров с местными проездами.

Приподнятое пересечение с проездом к зданию по ул. 8 Марта, 13

По улице 8 Марта движется огромное количество пешеходов. Машин к Театру Эстрады, а также на парковку перед зданием 8 Марта, 13 заезжает существенно меньше. Соответственно, вполне логично, чтобы пешеходы имели не только формальный приоритет при пересечении этих проездов, но и приоритет, буквально вымощенный гранитом.

Приподнятое пересечение с проездом к Театру Эстрады

Приподнятые пересечения, кстати, были сделаны в прошлом на другом участке улицы 8 Марта между Радищева и Малышева при прошлой администрации города, также в рамках ремонта тротуаров.

Приподнятое пересечение с проездом на участке улицы 8 Марта от Малышева до Радищева.

То есть, это не какая-то несбыточная нереализуемая фантазия, но вполне реальная вещь, которую можно было сделать.

2. Посадить деревья

На 8 Марта между Ленина и Малышева деревья есть около здания администрации города и напротив храма Большой Златоуст. Все остальные участки улицы абсолютно голые, что в сочетании с огромной площадью проезжей части создает полное впечатление асфальто-бетонной пустыни.

На участке улицы 8 Марта от Ленина до Малышева очень много асфальта и очень мало деревьев.

Можно было исопользовать данный ремонт хотя бы, чтобы досадить недостающие деревья хотя бы там, где их посадка уже предусмотрена перед тем же Большим Златоустом. Там есть пробелы в рядной посадке деревьев, которые можно заполнить.

В тех местах, где уже есть деревья, существуют пробелы, которые можно заполнить.

Однако, этого не сделано и те места, где могли бы расположиться приствольные лунки, будут просто заложены плиткой.

Деревья, которые можно было бы посадить около Большого Златоуста.

3. Сделать «парковочные уши»

8 Марта между Ленина и Малышева одна из немногих улиц в центре, где еще осталась парковка под углом к проезжей части, просто потому что эта улица очень широкая.

Улица 8 Марта между Ленина и Малышева настолько широкая, что даже хватает места на перпендикулярную парковку.

То место в поперечном профиле улицы, которое занимает парковка, не используется для движения транспорта и поэтому в тех местах, где парковки нет, проезжую часть можно сузить. Например, в районе пешеходных переходов.

Проезжая часть, задействованная под парковку, в тех местах, где парковка заканчивается, реально не используется для движения.

Получаются так называемые «парковочные уши» (по-английски bulb-out) выступы тротуара на ширину парковочного места, которые увеличивают пространство для пешеходов и сокращают длину пешеходных переходов.

В таких местах имеет смысл делать выступы тротуара.

Кстати, такие «парковочные уши» во множестве появились в Москве в рамках программы «Моя улицы», с которой скопированы гранитные потуги Екатеринбурга.

Выступ тротуара на московской улице.

4. Убрать заборы

Пешеходные ограждения уродуют город. Это понимают уже даже на уровне составителей ГОСТов и СП, поэтому в этом году в ГОСТ Р 52289-2019. «Технические средства организации дорожного движения» были внесены изменения, позволяющие не устанавливать пешеходные ограждения там, где между проезжей частью и тротуаром имеется газон шириной от 1 метра. На 8 Марта нет таких газонов, однако, их нетрудно создать, например, у того же Большого Златоуста.

Бессмысленный забор можно было бы убрать, если сделать газон шириной больше 1 метра между тротуаром и проезжей частью.

Это позволило бы избавитсья от нескольких десятков метров бессмысленного металлолома на одной из центральных улиц города.

5. Сузить проезжую часть

Границы проезжей части на улице 8 Марта от Ленина до Малышева были сформированы в 1930-е годы, когда строилась первая в городе трамвайная линия.

C тех времен, когда была сформирована граница проезжей части на улице 8 Марта, изменился и характер дорожного движения, и наши представления о том, как должны выглядеть улицы.

С тех пор многократно менялись и характер движения, и наши представления о том, какими должны быть улицы, и представления о безопасности. Граница проезжей части же все это время оставалась неизменной и поэтому сегодня на 8 Марта между Малышева и Ленина существенно больше асфальта, чем реально требуется.

Судите сами. Со стороны Малышева на этот участок въезжает 2 полосы движения, а принимает их 4-полосная проезжая часть.

Со стороны Ленина в каждый момент времени на участок не въезжает больше 2 полос движения, а принимает их 3-полосная проезжая часть, да еще и с гипертрофированной крайней правой полосой, которую частично занимает перпендикулярная парковка.

На этом участке улицы слишком широкая проезжая часть. Это неэффективно, небезопасно и некрасиво. Эту проезжую часть можно либо сузить, либо перераспределить, оставив для личного автотранспорта то пространство, которое реально необходимо, а за счет остального создать, например, велосипедные дорожки, выделенные полосы общественного транспорта, зоны дополнительного озеленения, более широкие тротуары для пешеходов и так далее.

Этот участок улицы нуждается в полном переосмыслении, но, к сожалению, не в этот раз.

К сожалению, ничего этого не делается, потому что укладка гранита на тротуарах Екатеринбурга это не про то, чтобы сделать город лучше, а про то, чтобы освоить бюджетные средства. Это основной приоритет нашей городской администрации.

Укладка гранита на 8 Марта между Ленина и Малышева обойдется городскому бюджету в 33 млн. рублей. Довольно дорого для ничего не улучшающего ремонта 400-метрового участка улицы. Однако, это всего лишь верхушка айсберга! В этом году город также заменит тротуарное покрытие на улице Пушкина от Ленина до Малышева за 26 млн. рублей такой же ничего не улучшающий ремонт.

В целом же в Екатеринбурге каждый год проводятся уличные ремонты на десятки и сотни миллионов рублей. Ремонты, которые просто восстанавливают исходное состояние улиц, но ничего не улучшают по существу. Не улучшается пешеходная среда, не делаются велодорожки, не высаживаются новые деревья. Наши улицы находятся в режиме стагнации, но жизнь между тем не стоит на месте. Другие города и в России, и в мире улучшают свои улицы, делая их более удобными, более безопасными и более привлекательными и, оставаясь на месте, мы проигрываем этим городам.

На мой взгляд, продолжать практику ничего не улучшающих ремонтов больше нельзя! У нашего города просто нет финансовой возможности делать отдельно ремонты и отдельно заниматься развитием. Каждый проект ремонта должен подразумевать улучшение и развитие, а не просто замену асфальта и плитки.

Данный подход будет стоить несколько дороже, чем обычные ремонты, поскольку увеличатся затраты на проектирование, а также потребует некоторого переходного периода, поскольку проектные работы требуют времени, но в конечном счете именно такой подход позволит каждый год делать наши улицы лучше!

Администрация сделала шаг в правильном направлении, заказав проект капитального ремонта улицы Малышева, о котором мы уже говорили в прошлых материалах. Этот же подход нужно распространить и на другие проекты ремонтов улиц!

Чтобы призвать городские власти перейти к этой новой практике, я хочу предложить вам:

1. Написать обращение через электронную приемную администрации города:

Каждый год в Екатеринбурге сотни миллионов рублей тратятся на ремонт улиц. Данные ремонты, хотя и являются необходимыми, на наш взгляд, не являются достаточными, поскольку они не предполагают никакого улучшения улиц по существу. Работы, осуществляемые под титулом «ремонт» не предполагают изменения геометрии элементов улиц. Из-за этого оказывается невозможным сделать на улице что-либо, чего на ней не было до «ремонта» или что-то усовершенствовать. В результате не происходит улучшения пешеходной среды, не появляется элементов велосипедной инфраструктуры, не улучшается инфраструктура общественного транспорта, не появляется новых элементов озеленения. Ремонтируя улицы таким образом, мы каждый раз не более чем консервируем статус-кво. Я считаю, что применение данного подхода необходимо ограничить! У Екатеринбурга нет финансовой возможности делать отдельно ремонт и отдельно заниматься проектами развития. Необходимо, чтобы каждый проект ремонта предполагал развитие и улучшение! Город уже сделал шаг в правильном направлении, заказав проект капитального ремонта улицы Малышева, который позволит серьезно улучшить этот важный коридор. Считаю, что данный подход необходимо распространить на все проекты ремонта улиц в Екатеринбурге. Прошу рассмотреть возможность увеличить количество ремонтов улиц, проводимых под титулом «капитальный ремонт» с тем, чтобы в рамках этих проектов можно было улучшать улицы, а не просто восстанавливать уже существующие элементы.

Инициативная группа «Живые улицы»

2. Подписать петицию на сайте Change.org

3. Подписать петицию Вконтакте.

Я же продолжу информировать вас о таких ничего меняющих ремонтах, а также разрабатывать проектные предложения, показывающие, что можно было бы изменить к лушему на той или иной улицы.


Поддержите проект «Живые улицы», подписавшись на ежемесячное пожертвование!