Право на город

Фото: 66.ру

В Екатеринбурге сносят «Пассаж» – торговое здание 1925 года постройки, обладающее статусом памятника архитектуры. На его месте застройщик «Общество Малышева 73» планирует построить торгово-развлекательный центр большей площади.

Стоит ли сводить дискуссию только к охране памятников?

В данный момент обсуждение этой и других подобных ситуаций идет почти исключительно в контексте охраны культурного наследия. На мой взгляд, этот подход слишком узок и ограничен, по нескольким причинам.

1. Следует признать, что для значительного числа людей вопрос охраны памятников является юридической абстракцией. Если им не нравится здание, то оно им не нравится, независимо от того, какую архитектурную или историческую ценность оно представляет. И чем более натянутым является статус памятника, тем больше появляется сторонников его сноса. При этом, люди эти совершенно не желают зла своему городу. Сводя все к вопросу охраны культурного наследия, мы автоматически выключаем этих людей из конструктивной дискуссии.

2. Сама по себе охрана памятников, с моей точки зрения, не является абсолютной ценностью. В конце концов, в течение тысячелетий города развивались не только вширь, но также и за счет сноса, перестройки и реконструкции. Старые здания уступали место новым и это полностью всех устраивало, так как у людей была уверенность в том, что новое здание будет лучше. Даже базилика Святого Петра в Риме – церковь с тысячелетней историей – была снесена в 16 веке, однако, никто сегодня не сожалеет об этом, поскольку новый собор Святого Петра был построен великими архитекторами Возрождения.

Этот негласный общественный договор, существовавший многие века, провалился в середине революционного для архитектуры и градостроительства 20 века, когда люди на практике убедились в том, что новая застройка может быть и существенно хуже старой.

Абсолютной ценностью, применительно к городской застройке, является качество среды, которую эта застройка создает. Все остальное, включая охрану памятников, является инструментами для достижения этого качества.

3. Сужение дискуссии до одного лишь вопроса охраны культурного наследия сводит взаимодействие застройщика и заинтересованной части общества всего к двум вариантам: «памятник сносится, общество проигрывает» или «памятник сохраняется, проигрывает застройщик». Учитывая специфическое состояние наших государственных институтов, неудивительно, что чаще реализуется первый вариант.

Такой узкий спектр возможностей превращает весь процесс согласования интересов в довольно короткую игру с нулевой суммой, проиграв в которой, общественность может только кусать локти. Хотя в реальности речь идет лишь о тактическом поражении применительно к конкретному инструменту – охране памятников. Однако, за горечью поражения и накалом страстей весь остальной потенциал создания качественной городской среды остается нереализованным, за исключением случайных находок застройщиков и архитекторов, которые впрочем случаются редко.

Исходя из приведенных выше причин, я попытаюсь абстрагироваться от вопроса законности или незаконности сноса большей части исторического здания и проанализировать проект нового «Пассажа», сосредоточившись на других аспектах, влияющих на городскую среду.

Чего требовать?

Существует мнение, что застройка участка по своему усмотрению является исключительным правом застройщика. В качестве пользователей будущих площадей мы можем высказывать какие-то пожелания, но в целом собственник в праве планировать их по собственному разумению. Это мнение верно, однако, есть один нюанс.

Как горожане и как налогоплательщики мы имеем полное право требовать от городских властей определенного качества общественных пространств – улиц, площадей, скверов  и т.д. Если задуматься, все эти пространства представляют собой разнообразные горизонтальные поверхности – вытянутые в случае улиц, или прямоугольные в случае площадей. Однако, такое изолированное их рассмотрение являются полной абстракцией. Чтобы горизонтальная поверхность стала пространством, ей нужно добавить третье измерение – высоту. Ни улица, ни площадь невозможны без зданий, которые их формируют (улицу без зданий уместнее называть дорогой). Особенно важны при этом первые этажи, так как именно через них происходит доступ в здания и именно они определяют характер среды. Таким образом, общественные пространства города состоят не только из горизонтальных поверхностей, находящихся в ведении муниципалитета, но и из вертикальных – фасадов зданий, принадлежащих (преимущественно) частным собственникам.

Общественное пространство является важной частью города. Как интерьер квартиры говорит многое о ее жильцах, а интерьер офиса – о компании, общественное пространство города многое говорит о нас, как о сообществе. Оно отражает наши ценности и проблемы, говорит о том, откуда мы пришли, где находимся, и куда движемся. А также это именно то пространство, где мы можем собираться, когда возникает необходимость, мирно и без оружия, что стало особенно актуальным в последние месяцы.

Исходя из этого, мы, как горожане, имеем по меньшей мере моральное право требовать от застройщиков, чтобы возводимые ими здания своим объемом, фасадами и конфигурацией первых этажей улучшали общественное пространство города, а не ухудшали его.

Что такое хорошо?

Звучит разумно и правильно, но каковы критерии оценки? Как определить хорошее и плохое пространство, и как сделать существующее пространство лучше? Поскольку город является средой обитания людей, возьмем человека, как инструмент измерения. Датский архитектор Ян Гейл, более 40 лет занимающийся изучением и проектированием общественных пространств, утверждает, что предметом наивысшего интереса для человека являются в конечном счете другие люди. Если показать группе людей фотографии пустынных улиц и улиц, где есть пешеходы, попросив выбрать более привлекательные, – большинство выберет фотографии улиц с пешеходами.

Этот принцип лежит в основе успеха уличных кафе. В Париже люди сидят за маленькими столиками на узком тротуаре не потому, что им нравится шум машин и выхлопные газы, а потому что оттуда они могут наблюдать жизнь города, бурлящую вокруг, имея при этом индульгенцию своей праздности в виде чашечки кофе.

Но является ли наличие большого количества людей на улице признаком того, что это хорошее пространство? Не обязательно. Каждый день множество людей выходит на улицу по необходимости: дойти до трамвайной остановки, чтобы поехать на работу; отвести ребенка в школу или детский сад; сходить за продуктами или оплатить коммуналку. Этих передвижений горожане не могут избежать, а потому они будут происходить в пространстве даже самого плохого качества.

Хорошее общественное пространство – это пространство, которое располагает к тому, чтобы остаться в нем, провести какое-то время, чем-то заняться: передохнуть на скамейке, встретиться с друзьями, прогуляться с девушкой, послушать уличного музыканта, посидеть за чашечкой кофе и т.п.

Пространство, в котором хочется провести время

Таким образом, требуя от застройщика, чтобы новое здание улучшало общественное пространство вокруг себя, мы требуем не того, чтобы оно было выложено брусчаткой или чтобы там стояли красивые фонарики или были клумбы с цветами – все это лишь отдельные элементы, ничего не значащие сами по себе.

Мы требуем, чтобы пространство вокруг нового здания располагало к тому, чтобы в нем хотелось остаться и провести время.

Первый этаж

Из всех элементов здания, влияющих на общественное пространство, первый этаж наиболее важен. Можно с уверенностью утверждать, что если первый этаж решен неудачно, оживить пространство будет почти невозможно. Хороший первый этаж должен быть активным, разнообразным и проницаемым. Помещения первого этажа должны иметь входы с улицы. Они должны быть нарезаны достаточно часто, чтобы на улицу выходило множество разных заведений. Перемещение между общественным пространством и помещениями первого этажа должно быть максимально облегчено.

Мягкий переход общественного пространства в частное

Что может находиться на первом этаже? Это могут (и должны) быть рестораны и кафе, выставляющие столики на улицу в хорошую погоду. Это может быть книжный магазин, выставляющий на улицу уцененные книги, когда есть возможность. Это может быть фермерский рынок, который будет по определенным дням расширяться на улицу. Наполнение первого этажа должно быть такое, чтобы оно могло расширяться в сторону общественного пространства и становиться неотъемлемой его частью.

Очень важен уровень пола первого этажа. В странах развитого капитализма считается нормой делать пол в коммерческих помещениях на одном уровне с тротуаром, с которого в это помещение входят посетители. Это делает перемещение между общественным и частным пространством бесшовным, увеличивает элемент спонтанности, а также позволяет избавиться от громоздких перил и пандусов. В хороший день двери могут быть полностью открыты, стирая границу между улицей и помещением. Кроме того, близкие отметки уровней пола и тротуара делают возможным появление такого элемента торговли, как витрина. Никакая витрина не будет выполнять свою функцию, если она поднята на 1-1,5 метра выше естественного уровня восприятия или отделена от пешехода пандусом для инвалидов.

Вход с уровня земли можно сделать даже при активном рельефе улицы

Посмотрим, как первый этаж решен в проекте нового «Пассажа». Имеющиеся рендеры и схемы показывают, что новый «Пассаж» планируется, как полностью интровертное здание, с двумя шлюзами доступа со стороны проспекта Ленина и Театрального переулка. Все помещения первого этажа ориентированы внутрь здания. В дополнение к этому уровень пола первого этажа поднят над уровнем тротуара на высоту двух ступеней. Кафе и рестораны (именуемые пренебрежительно «фудкортом») будут находиться аж на 4-м этаже.

К чему ведет такое решение, можно видеть на примере третьей очереди ТРЦ «Гринвич», построенного тем же «Малышева 73». Что может более интересным, чем электрощитовая, выходящая на пешеходную улицу? Только въезд в подземный паркинг.

Унылая монотонность этого фасада прерывается только въездом в подземный паркинг

При этом нет никакой разумной причины, почему магазины на первом этаже не ориентированы на улицу. Торговый центр находится в центре города и мимо него ходит ничуть не меньше людей, чем по внутренним галереям. В этом есть только внутренняя логика собственника здания, который стремится максимально контролировать доступ в него.

Это касается не только магазинов, но и предприятий общепита. В размещении фудкорта на последнем этаже есть внутренняя логика застройщика, однако, для самих кафе и ресторанов в этом нет никакой выгоды, так как находясь в центре города, они тем не менее оказываются вне поля зрения значительной части людей. И уж тем более в этом нет логики с точки зрения создания привлекательного общественного пространства: улица Вайнера в районе «Гринвича» могла бы иметь вполне европейский вид, если бы кафе и рестораны выходили на нее, а не находились где-то в глубинах торгового центра.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод:

Новое здание «Пассажа» не будет работать на оживление общественного пространства вокруг себя, но будет высасывать из него активность, чтобы заключить ее внутри себя.

Сквер

Предметом отдельного раздражения для общественности является захват под строительство нового здания части сквера со стороны площади 1905 года. Застройщик в своем презентационном альбоме отдельно выделяет его, обещая превратить его в «очаг городской культуры», добавить новое озеленение и свет, а также поставить памятник старику Букашкину.

Звучит хорошо, однако, одних лишь новых деревьев, фонариков и памятника мало, чтобы создать очаг городской культуры. Как мы уже могли убедиться, новое здание никак не будет поддерживать это общественное пространство и «малопонятные компании» с бутылками пива не уступят место хипстерам, сидящям с айпадами в уличных кафе. Что будет происходить в этом сквере, что сделает его привлекательным для горожан? Этот вопрос остается без ответа. Более того, непонятно даже, как будет выглядеть сквер и прилегающие улицы после реконструкции.

Привлекательный дизайн - всего лишь один из множества компонентов, требуемых для создания работающего общественного пространства

Паркинг и подъезд грузовиков

«Пассаж» находится в уникальной для городского здания ситуации: он со всех сторон окружен общественными пространствами (сквером, улицей Вайнера, Театральным и Банковским переулками). У него нет заднего двора, а малые размеры участка не позволяют устроить внутренний двор. В связи с этим встает вопрос, как и где будет осуществляться въезд в паркинг и разгрузка большого количества грузовиков, требуемых для работы крупного торгового центра?

Общественное пространство в районе ТРЦ "Фан-фан"

В нашем городе мы уже имеем возможность убедиться, что разгрузочная площадка супермаркета может полностью уничтожить тротуар, превратив его в проход между грузовиками, а въезд в паркинг может стать настоящим испытанием для пешеходов. Каково решение этого вопрос в проекте нового «Пассажа» и не будет ли оно подрывать качество городской среды вокруг себя? На этот вопрос ответа нет.

Фасады

Отдельного упоминания заслуживает архитектурный стиль здания. Проект предусматривает сохранение трех фасадов исторического здания «Пассажа», которые якобы и представляют собой предмет охраны (так это или нет, пусть разбираются более компетентные люди). Было бы логично, если бы объем нового здания эти фасады подчеркивал, являясь для них своего рода нейтральным фоном. Кроме того, поскольку здание окружено пешеходными пространствами, ему не помешал бы отдельный уровень детализации на уровне глаз (люди редко смотрят вверх, – обычно вперед и чуть вниз).

В реальности же аляповатая поделка под классицизм, страдающая (видимо в силу интеллектуальной беспомощности архитектора) излишней детализацией, и несомасштабная ничему вокруг, будет подавлять не только исторические фасады, но и все окружающее пространство в целом.

Дополнительная детализация первого этажа помогает создать человеческое измерение пространства

Процедура

Рассмотренные выше отдельные вопросы, касающиеся нового здания, неизбежно ставят перед нами более общую проблему процедуры утверждения проектов в городе. Почему мы вынуждены иметь дело с одним проектом одного архитектора, который представляется нам как безальтернативный? Почему в процессе проектирования здания в таком значимом месте не было проведено никакой работы с общественностью? Кого представляет градостроительный совет Екатеринбурга, который, по идее, должен был утверждать этот проект? Каким образом люди в этот совет попадают и можно ли их считать компетентными в вопросах градостроительства, если через их одобрение проходят такие проекты, как новый «Пассаж»?

Совершенно очевидно, что город нуждается в институте публичных слушаний по новым проектам. Существующая система кулуарного принятия решений себя исчерпала и потеряла всякое доверие горожан. Проекты при этом должны представляться на конкурсной основе, а не безальтернативно, чтобы городское сообщество могло выбрать лучший из нескольких вариантов.

Вывод

Подводя итоги, я бы хотел призвать людей к следующему:

1. Вне зависимости от судьбы исторического здания «Пассажа», не опускать руки и продолжать активность по этому проекту. Даже если историческое здание будет полностью потеряно, останется еще масса вещей, которые мы можем сделать, чтобы улучшить новое здание.

2. Настаивать на том, чтобы новое здание подчинялось не только внутренней логике застройщика, но и логике развития общественного пространства города.

3. Всеми доступными способами пропагандировать необходимость создания в городе легитимного института принятия решений по застройке.

.

P.S. Если вам нравится эта статья, пожалуйста, помогите ее распространить.

 

  • Ir4um

    а ведь при выдаче разрешения на строительство должна быть возможность высказать свое мнение общественным организациям. только в россии все по-тихому делают. надо создавать организацию и качать права, по-другому вообще ничего не добьешься.

  • Нужно создать общественное движение из людей, способных выступать в роли комиссии по обсуждению и внесению поправок в проекты новых зданий.

  • Dmitry Moskvin

    Важна работа с локальными сообществами. Пока что всё замыкается на чиновниках, бизнесе, журналистах, небольшом количестве политиков и столь же небольшом количестве городских интеллектуалов. Но еще ни разу не удалось выйти на прямую и системную работу с локальными сообществами — с теми людьми, которые живут, работают, учатся и проводят досуг в сооружениях и кварталах, подвергающихся ликвидации, точечной застройке, уничтожению адекватной публичной городской среды. Им наши интернет-выплески слишком далеки, наши эстетические каноны и представления об идентичностях кажутся проявлениями дурости. Но работать с ними придётся, в том числе объясняя, почему наши «вестернизированные» идеалы о городской среде предпочтительнее традиционных совковых ;) 

  • Андрей Коззлов

    охрана памятников — это закон, а твои расуждения — это бла-бла. Если закон необязоном выполнять, тогда вам  зарежцт завтра и скажут на зоровье, а убивцы пойдут кушать пицуу а тот самый магазин, который хотят построить на месте пассажа

  • Александр

    Владимир, на твой взгляд:
    В рамках каких общественных объединений Екб может вестись работа с общественным мнением по данному и аналогичным проектам? 

    В Европе, как я понимаю, этим занимается определенный класс проектных бюро. 

  • Marina Sakharova

    Давате создавать! но чем скорее, тем лучше — резервы Екатеринбурга тают на глазах.

  • Олег Дядьков

    Нет никакой проблемы реализовать 

  • Такие объединения назвать не могу. А работать надо не только с общественным мнением, но и с архитектурным сообществом, и с чиновниками, я думаю. Удобрять почву и высаживать семена правильных идей :)

  • Я как бы умышленно не касаюсь темы охраны памятников здесь. Это не значит, что я за снос памятников.

  • Мне кажется, наши локальные сообщества еще только формируются. Под влиянием интернет-выплесков в том числе.

  • Сразу встает вопрос легитимности такой комиссии. Градостроительный совет, допустим, нелегитимен, но обладает легальным статусом.

    Кроме того, я не сторонник создания структур ради самих структур, как это часто бывает.

  • В принципе была ведь городская конференция прошлым летом. По-моему, хорошо получилось.

  • >Вход с уровня земли можно сделать даже при активном рельефе улицы

    Абсолютно с вами согласен. А вот скажите, можно ли так вольготно исключить порог и ступени когда на тротуаре будет 15 сантиметров грязи и слякоти?

    На счет количества входов. Вы сравниваете абсолютно разные объекты. Частные лавочки и торговый центр. И то и другое строится не с целью «чтоб людям было приятно посидеть». Всё строится с целью получения прибыли. Так вот для ТРЦ при двух входах прибыль больше.

    Вот пока такие «специалисты» от сохи будут лезть со своим «дизайном» мы будем жить в жопе.

  • Извините, Тимур, но в жопе мы будем жить до тех пор, пока единственным фактором, определяющим развитие городской среды будет извлечение прибыли. Вы вводную часть (про общественное пространство) читали?

    Наличие отдельных входов в помещения первого этажа отнюдь не противоречит финансовой устойчивости проекта. Помещения могут иметь вход и с улицы, и из внутренней галереи.

    Что касается грязи и слякоти. Во-первых, 15 см ее никогда не бывает. Для уборки снега существуют коммунальные службы. Кроме того, собственники помещений убирают свою прилегающую территорию, как правило. Во-вторых, от грязи не спасает ни одна, ни десять ступенек — так что тут надо проблему как-то по-другому решать. И, в-третьих, вход с уровня земли не является какой-то диковиной даже для Екатеринбурга — у нас довольно много таких примеров.

  • Т.е. вы наивно полагаете что уютные европейские ресторанчики это не способ зарабатывания денег? То что они такие уютные и аккуратные, это все многолетний опыт маркетинга. То, чего у нас никогда не было и только только начинает появляться. И мы к этому придем, но только постепенно, люди должны измениться. У нас витрины то большие появились 10 лет назад. А стеклянные двери и того меньше.

    На счет многострадальных входов.
    Во-первых это тоже маркетинг. Впустить и не выпускать. Равные условия для арендаторов. Единая концепция.
    Во-вторых это климат. Чем меньше дверей тем теплее.
    В-третьих это деньги. Больше коридоров/дверей/входов = меньше торговых площадей. Больше затраты на охрану, на уборку, на обогрев.

    Грязь есть и никуда она не денется, сколько её ни убирай. Ступенька спасет от натурального потопа внутри магазина.

    Вобщем я предлагаю всем «неравнодушным» перед тем как писать гневные посты, сесть и подумать, ЗАЧЕМ строится объект. Какая его ПЕРВАЯ и ОСНОВНАЯ задача.
    И тогда все станет ясно.

  • Гущин Александр

    Пассаж является памятником архитектуры только формально. Эти шустрые ребята давно уже изменили состав охранных обязательств. Теперь в Пассаже подлежит охране только внутренняя лестница и еще пара деталей. 

  • Тимур, я не предлагаю ничего, что бы не касалось общественного пространства города. Это вопрос согласования интересов, которое в данное время не происходит. Есть только внутренняя логика застройщика, который (вполне логично) нацелен на извлечение максимальной прибыли, и это логике все подчинено. Я думаю, что эта ситуация более неприемлима, так как ее плоды мы уже пожинаем.

  • Кстати, мне интересно, неужели, если не следовать всем этим маркетинговым догмам, проект перестанет быть привлекательным и вообще провалится?

  • Короче, была уродская коробка, а станет другая уродская коробка.  Печально(

    Пользуясь случаем, кстати, хочу сказать спасибо за вашу работу.  Раньше меня раздражал, в частности, ваш довольно категоричный настрой против автомобилистов (и за велосипедистов), но, побывав в Финляндии (в Хельсинки и в провинциальных городках), я начал понимать, что вы имеете в виду, и насколько же у нас все на самом деле печально с этой самой городской средой.

  • Михаил Меньшенин

    Одно замечание насчет климата. В уральском климате полгода погода такая, что ходить приходится в теплой верхней одежде. А потом, зайдя в ТК с «двумя входами» приходится долго ходить и потеть, что не добавляет комфорта при посещении.

  • именно так.
    первое правило мерчандайзинга знаете какое? не экспериментируй!
    удивительно, но факт.

    отличный пример — гринго (сдох)

  • То, как объект будет взаимодействовать с окружающей средой зависит и от самого объекта (архитектуры, идеи), от собственника, от местоположения, от моды, от погоды, от тысячи факторов. Невозможно их все учесть и всем угодить.

    А кроме этой внешней стороны, есть согласования с администрацией, обременения, требования законов, снипов, санпинов. Их тоже надо учесть. И НЕ угодить им никак нельзя.

    Поэтому любой объект, любая стройка это многосторонний компромисс между желаниями и возможностями. Застройщик готовит тома документации, ходит по инстанциям, собирает справки и согласовывает.

    И вдруг, приезжает д’Артаньян на белом коне и говорит: вы все сделали неправильно, меня не спросили, это был памятник минимализму/кубизму/идиотизму и ну-ка все сделайте обратно! Так?

  • Вы уже знаете какая будет уродская коробка? Какая была — знаете, и тут я согласен. А какая будет…

    Кстати, а живете вы в каком доме?

  • Не только формально, но и вообще не понятно на каком основании.
    Серый невзрачный кирпич. Что угодно будет лучше.

  • Гущин Александр

    Что значит непонятно на каком основании?
    Есть организации, которые уполномочены заниматься выявлением памятников. Выявляется здание, потом собирается информация, доказывается. Утверждается в Москве. Заносится в реестр. Есть отдел по охране памятников в министерстве культуры Свердловской области. 

  • Страдания застройщика меня мало волнуют. Никто их не звал и не требовал снести старый Пассаж. И новое здание они тоже не из благотворительных соображений строят, надо полагать. Пока строительство не начато, можно что-то изменить в проекте.

  • Ваше мнение, почему он сдох?

  • А где ваши доказательства? Место важное: было бы логично представить проектные материалы в достаточном объеме, чтобы люди могли сделать выводы. А показаны какие-то низкопробные рендеры, из которых ничего не понять.

  • 1. Для большого количества входов необходимо соответствующее отопление в зимний период — здесь сложность с энергоносителями(тепло, электричество) они дорогие и не всегда есть. 
    2. Законы созданы таким образом(в большинстве своем кстати свежие) что на этапе экспертизы отсеивается практически вся оригинальность, как чем-то кого-то не устраивающая, и самое главное это практически всегда личное мнение эксперта которое он выкручивает под любую формулировку(они весьма расплывчаты, мягко говоря). Если что-то и остается то картину добивают пожарники — эти практически непробиваемы и любые разумные доводы им до лампы.
    3. Заказчик не имеет в голове ничего кроме денег — главное слово подешевле, второе — побыстрее. Поэтому не очень много желания за малые деньги и быстрые сроки искать и реализовывать изыски, коими являются любые отступления от прямоугольной формы сэндвич-панельного ангара с двумя выходами(пожарный норматив, иначе одним бы обходились). ) 
    А вот менять все надо глобально. С сознания людей и с культуры. Прежде всего самого себя. У каждого человека. Как это сделать глобально не совсем себе представляю на данный момент, но сам в эти сараи не хожу и ничего там не покупаю(откровенно зная обстоятельства строек, побаиваюсь что рухнет это все когда нибудь). Да и находится мне там не приятно, но вот общий вид города… Безусловно нужна дискурсия и безусловно работоспособный механизм принятия решений по застройке.

  • Leviy Lenin

    Я думаю, что те изменения, которые несет с собой реконструкция, в любом случае положительно скажутся на наших возможностях радовать глаз, проходя мимо. то, что было — никуда не годится.

  • Мария

    Я рада, что Пассаж реконструируют!

  • Gabul

    Я за реконструкцию! Хочу видеть центр родного города современным и обустроенным!

  • А какое отношение ваш комментарий имеет к сути статьи?

  • Dmitry

    Наверное то, что он очевидно проплачен застройщиком, равно как и несколько предыдущих комментариев. ;)

  • Гостья из будущего

    согласна с вами, что памятники архитектуры необходимо сохранять. конечно, нужен Градостроительный общественный совет, где желающие жители города могут и ознакамиться со всей информацией, и активно участвовать в сохранение памятников города. Однако — Пассаж — это не то здание, ради которого есть смысл поднимать всю эту странную шумиху. давайте лучше сосредоточимся на конструктивном — создании этого общественного Совета  ради действительно существующих действительно памятников. а не ради этого камня претковения политических амбиций и интересов

  • «Пассаж — это не то здание, ради которого есть смысл поднимать всю эту странную шумиху»
    А кто решает, то это здание или не то? Даже абстрагировавшись от вопроса ценности самого здания, вопрос ценности этого конкретного участка (центральнее не придумаешь) опустить никак нельзя.

  • Гостья из будущего

    ценность конкретного участка, конечно, высока — вон какой шум раздули. больше чем уверена, если бы заинтересованные лица не началаи эту бучу, никто бы из горожан ничего бы и не сказал. машут знаменами — ценность, ценность…. И вот у людей «ввинчивается» в мозг, что да — ценность…. На самом-то деле это не их убеждения и не их мысли. 

  • Что вы имеете в виду?

  • Это не цивилизованно, когда крайним оказывается фирма, которая ровным счетом не виновата, что в городе, стране — землеотведение и застройка ведется не на современном уровне.

    Развивайте систему землеотведения до публичной на всех стадиях землеотведения и застройки. А не цепляйтесь к обычному игроку строительного рынка.

    Вам же проще — все уже есть в цивилизованном виде….на карте города отмечены красным участки под текущей застройкой — сразу же видим все лоты под застройку: http://map.richmondgov.com/LandUseProject/

    Щелкаем по любому красному лоту, получаем инфу, типа:

    —————-
    One Active Land Use Project:
    Project Name    Westower Ridge, Section 3
    Description    Tentative Plat Approval for 15 Lots
    Project Type    Final Subdivision
    Applicant    Balzer & Associates, Taylor Goodman
    Address    5600 Westower Dr
    Plan    Waiting on Developer’s Agreement
    Planner    Tom Phan
    Received Date    9/9/2005
    Planning Commission Date    2/4/2008
    Review Status    Active: Pending, Waiting on Applicant
    Notes:    Comments sent 12/22/05. Meeting on 4/4/06 to discuss rezoning.
    Resubmitted 8/3/07. Comments sent 8/27/07.
    Resub. On 9/14/07. Comments sent 11/13. Tentative approved 2/4/08.
    Final Plat submitted 5/27/08. Resub 2/17/09. Resub 12/9/10. Comment 1/5/2011.

    —————-

    Мало того, что любому заинтересованному горожанину все такие участки видны, но и вся инфа, куда направлять пожелания по выработке общественного пакета требований к будущему застройщику участка — так же выложена, да и дата слушаний по присвоению зонирования участка есть.

  • Sveta

    Dmitry  а что вы считаете, что тот кто не с вами тот обязательно проплачен.. знаете мне вот ни кто не платил и я для интереса спросила мнение о Пассаже у своих родителей на что получила ответ, который противоречит с вашими действиями. Я считаю что нет ничего страшного в том, что здание реконструируют и проводят его в божеский вид,тем более застройщик имеет на это полное право.

  • Сергей

    не уверен что застройщик ИМЕЕТ право.

  • Сергей

    На вкус и цвет…как говориться… Но помоему вполне очевидно, что здание выглядело вполне достойно, небольшая реставрация (штукатурка, покраска) ему была безусловно нужна, но не более. Кроме того, все же напомню, Пассаж имеет историческую и архитектурную ценность для города и горожан. А вот новое (язык не поворачивается назвать это архитектурное убожество зданием) сооружение значительно большего размера, во первых станет новой доминантой на площади 1905 г., (не кажется вам странным что доминантой центральной площади города будет крытый рынок?)., во вторых перегородит пешеходные зоны очень необходимые в этом месте (сам ежедневно следую в массовом потоке людей устремляющихся по Банковскому переулку, ул.Вайнера и прилегающим территориям)., ну и наконец уничтожен сквер, а зелени то в центре города у нас хоть отбавляй, не правдали? Вы приглядитесь к компьютерным рисункам — какая бурная растительность зеленеет на месте сквера, а по сути расстояние между фасадом и тротуаром (отведенное под озеленение) не превышает 2-3 метров, знатный сквер получится! В лучшем случае сохранятся ели высаженные в прошлом году вместо остановочного комплекса. Даже не знаю что же будет радовать глаз то?..

  • Сергей

    Вы не правы.

  • Pingback: Как испортить пешеходную улицу | Живые улицы()

  • Pingback: Роскошество | Живые улицы()