Безопасность и порядок через дизайн

Рассуждая о беспорядке на улицах и дорогах, мы любим поговорить о низком уровне культуры участников движения, как основной его причине. Это, безусловно, важный фактор, однако, попробуем посмотреть на ситуацию с другой стороны и ответить на вопрос, в какой мере то, как спроектированы наши улицы, способствует или не способствует поддержанию порядка и обеспечению безопасности. Возьмем просто и очень распространенный пример: выезд с прилегающей территории. Пункт 8.3 ПДД гласит: «При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.» Казалось бы, все просто, но посмотрим, что происходит на самом деле:

Как видим, несмотря на писанный закон, водители в значительной части случаев просто игнорируют пешеходов, в результате чего последним приходится либо самим уступать дорогу, либо обходить стоящие на их пути машины. Уступают им только когда не уступить уже невозможно. Бескультурье? Да, в какой-то степени. Но посмотрим внимательно на данное пересечение тротуара и выезда с парковки. Видим ли мы тут тротуар с четко обозначенным участком, где его могут пересекать автомобили? Нет, — мы видим два тротуара рассеченных проезжей частью (проезжая часть на фото затемнена):

Выезд с парковки "Купца"

Живя в городе, мы привыкаем к определенной логике уличной геометрии. Например, если мы идем пешком, спускаясь с бордюра, мы подсознательно ощущаем себя «на проезжей части». Сидя за рулем, мы воспринимаем как проезжую часть все, что находится в одной непрерывной плоскости с дорогой. На выездах с прилегающей территории приоритет пешеходов никак дополнительно не обозначается: нет ни светофоров, ни знаков, ни разметки, поэтому и все взаимодействие разных участников движения происходит по сути на подсознательном уровне. В результате происходит то, что мы видели в ролике выше.

Линия

Почему этот и другие выезды сделаны именно так? Это какой-то зловещий заговор против пешеходов? Ответ: нет. Просто при проектировании чего бы то ни было, сначала на участок «сажают» здание, потом делают подъезды для транспорта, парковки, и лишь потом из того, что осталось, делают какую-то пешеходную среду. Иными словами, человек в своем естественном статусе, в списке приоритетов при проектировании находится на последнем месте, как бы странно это не звучало. К слову, это полностью соответствует описанию традиционного проектирования, данного Кристианом Вилладсеном в его лекции по проектированию для холодного климата.

Этот подход механически распространяется на любые объекты, независимо даже от количественного соотношения машин и пешеходов, которые будут пересекаться на том или ином выезде. Особенно абсурдно выглядят пересекающие тротуар проезды в какой-нибудь глухой двор или подъезды к домам при индивидуальной застройке – когда пешеходов, идущих по тротуару, гарантированно больше, чем использующих проезд машин.

Альтернатива

Ну и что? — скажете вы. Как сделать иначе? Сделать иначе не так уж сложно: нужно просто не разрезать тротуар, там где пешеходы имеют приоритет. Рассмотрим этот метод на примере въезда на заправку на востоке Парижа:

Мы видим подъезд, интенсивно используемый автомобилями. Возможно даже, что пешеходов по тротуару здесь проходит меньше, чем автомобилей заезжает на заправку и автомойку. Тем не менее, тротуар не прерывается, а для заезда машин просто понижен бордюрный камень. Единственное, что отличает этот отрезок тротуара – это тактильная текстура асфальта, которая сигнализирует слабовидящим, что они находятся на участке, где может оказаться автомобиль. Все просто, а каков результат? Пешеходы чувствуют себя на тротуаре «в своем праве», а водители четко осознают, что здесь они должны уступить дорогу.

Рассмотрим теперь более выпуклый пример из Копенгагена. Здесь геометрия улицы выделяет приоритет не на выезде с прилегающей территории, а на выезде со второстепенной улицы. Заметьте, что в данном случае выделяется не только тротуар, но и велодорожка, поверхность которой ничем на этом пересечении не прерывается:

И, наконец, совсем уж замечательный пример из Амерсфорта (Голландия). Велодорожка и тротуар приподняты относительно выезда из жилой застройки, а машинам для пересечения нужно преодолеть два бордюра:

Отмечу, что все приведенные выше примеры не только вносят в уличную среду элементы порядка и безопасности, но и в целом создают более качественный и позитивный опыт пребывания на улице. Что мешает нам также проектировать и строить? Предположу, что косность ума. Перефразируя Чехова, нужно по капле выдавливать из себя эту косность, эти десятилетиями складывавшиеся стереотипы проектирования и начинать по-новому смотреть на привычные вещи.

А вы как считаете?

Линия