Улица Большакова. От Серова до Сурикова

Продолжаю рассказывать о проекте улицы Большакова. Сегодня речь пойдет об участке между улицами Серова и Сурикова, и далее в сторону улицы Уктусской.

На улице Серова заканчивается участок, подлежащий полной реконструкции. Далее, вплоть до ул. Степана Разина, проектировщики должны были предусмотреть улучшение благоустройства и устройство велодорожек. Однако, эту вторую часть работ они фактически проигнорировали. Тамара Сайдалиевна Благодаткова, глава комитета благоустройства, посчитала, что велосипедисты вполне могут ездить по аллее, идущей от Дворца спорта в сторону ул. 8 Марта и проектировщики (с радостью, я полагаю) с этим согласились. Поэтому они довели велодорожку до лестничных сходов, идущих от перекрестка Большакова-Серова, предусмотрели там ряд довольно крутых и неудобных пандусов, и на этом велодорожку закончили. Далее она начинается у них только в районе перекрестка Большакова-8 Марта.

Вариант велодорожки с прохождением по аллее

Велосипедисты действительно используют аллею для движения и прогулок. Однако, есть ряд причин, по которым не следует официально превращать ее в транзитный веломаршрут.

Во-первых, в теплое время года на аллее, как правило, много людей. Родители с детьми, роллеры, бегуны, влюбленные парочки и т.д. и т.п. – многие выходят сюда погулять. На теплое же время года приходится и пик велодвижения. Велосипедисты вынуждены маневрировать между пешеходами, что не нравится ни тем, ни ни другим.

Если же устроить по аллее велодорожку, то легальный доступ в нее (согласно ПДД) получат и водители мопедов и скутеров, что дополнительно усугубит ситуацию.

Отмечу также, что в пешеходной зоне, где люди движутся в самых разных направлениях, бесполезно выделять велодорожку и рассчитывать, что по ней не будут ходить. Результат будет, как в известном видео, где велосипедист всю дорогу пытается прогнать пешеходов с велодорожки.

Вторая причина состоит в том, что аллея очень плохо связана с южной стороной улицы. Если человек едет по направлению Большакова-Сурикова, например, аллея ему вообще никак не поможет. Также, если место, куда едет велосипедист, находится между Серова и 8 Марта, двигаться по аллее ему нет никакого смысла.

В-третьих, устройство велодорожек вдоль улицы могло бы быть хорошим поводом улучшить благоустройство в целом, что было бы совсем не лишним, учитывая его состояние сегодня.

Наконец, в-четвертых, учитывая, что на Большакова мы получим первые полноценные велодорожки в центре города, стоило бы рассматривать их, как модельный проект, на котором можно отработать решения, которые затем будут применяться в других местах. Это, однако, невозможно сделать, если значительная часть маршрута просто игнорируется, а оставшаяся сплошь состоит из компромиссов, о которых я уже писал ранее.

Северная сторона

Расскажу теперь о том, в чем состояли мои предложения, и какие возражения они вызвали. Сразу хочу извиниться за незаконченные визуализации, – времени было очень мало.

Начну с северной стороны улицы. Как я уже писал ранее, вдоль Дворца спорта проходит широкий и удобный тротуар:

Тротуар с северной стороны

Однако, он никуда не ведет и заканчивается, немного не дойдя до перекрестка Большакова-Сурикова. Моя идея состоит в том, чтобы продлить этот тротуар дальше в сторону ул. 8 Марта и соединить с тротуаром, идущим непосредственно вдоль улицы. Существующий же тротуар, примыкающий к проезжей части, можно реконструировать в парковочные карманы, которые будут дополнительно защищать пешеходов и велосипедистов от автотранспорта.

Также нужно соединить улицу Сурикова (по которой в перспективе также возможно устройство велодорожек) с аллеей Дворца спорта. По этой соединяющей дорожке можно будет выехать далее через Зеленую Рощу на ул. Хохрякова в центре города.

Северная сторона ул. Большакова

Нажмите на картинку для увеличения

Комитет благоустройства возражает на это, что для реализации такого решения придется вырубить много деревьев, и что существующего тротуара вдоль проезжей части для пешеходов вполне достаточно.

Некоторое количество деревьев действительно придется снести, однако, все не так уж плохо. Во-первых, через зеленую зону между аллеей и улицей уже проходит своего рода просека. И он даже очищается зимой, так как по основному тротуару трактор проехать не может из-за столбов и светофоров. Во-вторых, снос деревьев будет внутри зеленой зоны и он почти не будет заметен. В-третьих, сносить придется не деревья ценных пород, а простые тополя.

Просека через зеленую зону

А вот так выглядит весной тротуар вдоль проезжей части, которого, по мнению комитета благоустройства, вполне достаточно. Замечу, что проектировщики предложили его немного расширить (что также означает вырубку, причем не внутри зеленой зоны, а на ее границе, где это будет гораздо заметней) и установку противопешеходных ограждений вдоль проезжей части.

Тротуар вдоль проезжей части

Вот эти пять тополей в моем проекте сохранятся, потому что велодорожа пройдет между ними и основной массой деревьев. Однако, при расширении существующего тротуара (что предлагают проектировщики), их придется снести:

Тополя на Большакова

Признаюсь, в моем варианте придется снести вот эту березу. Она попадает под новый тротуар:

Береза, которую придется снести

Также вы наверно заметили, что у меня предусмотрена отсыпка грунта для тротуара и велодорожки ближе к ул. Сурикова и выемка грунта ближе к аллее. Это необходимая мера, чтобы избавиться от излишних перепадов высот в этих местах, диктующих устройство лестниц:

Перепад высот между аллеей и зеленой зоной

Избавиться от лестниц нужно по двум причинам. Во-первых, это будет удобней и для велосипедистов, и для пешеходов. Напомню, что это один из основных маршрутов в Зеленую Рощу, куда родители ходят с колясками. Во-вторых, это позволит очищать дорожку от снега механизированно.  По лестнице трактор не проедет.

Южная сторона

Теперь разберемся с южной стороной. Многие мне писали и говорили, что проложить велодорожку по южной стороне Большакова между Серова и Сурикова невозможно из-за существующих там лестниц. На самом деле все не так уж сложно.

Существующая проезжая часть улицы в этом квартале имеет ширину 10,5 метров и размечается дорожными службами в два ряда. В отдельные периоды времени машины выстраиваются в три ряда — два в одном направлении и один в другом — однако, большую часть времени этот участок улицы работает в 2-рядном режиме. Более того, в сторону ул. 8 Марта от перекрестка с Сурикова почти всегда может двигаться только один ряд, так как с другой стороны, как правило, кто-нибудь поворачивает налево:

Левый поворот на Сурикова

Эта ситуация дает нам возможность уменьшить ширину проезжей части между Серова и Сурикова без последствий для движения транспорта, и за счет этого выделить место под велодорожку:

Южная сторона Большакова

Нажмите на картинку для увеличения

На этом участке не получится, в силу специфики расположения дома, избавиться от лестниц на тротуаре, но зато можно устроить пандусы, соответствующие современным требованиям доступности для маломобильных граждан. Те пандусы, что там есть сейчас, им не соответствуют. Замечу, что проектировщики этот момент совершенно проигнорировали.

Парковочный карман, в котором часто стоят машины банка «Кольцо Урала», сохранится, но «переедет» чуть дальше от застройки. От тротуара к нему ведет несколько лестничных сходов.

Еще несколько картинок, показывающих обе стороны улицы:

Улица Большакова между Серова и Сурикова

Нажмите на картинку для увеличения

Перед ул. Серова один из рядов, движущихся со стороны Московской, в любом случае придется направить на правый поворот. Особой проблемы это не создаст, так как я писал в предыдущем посте, от перекрестка с Шейнкмана в сторону Серова будет двигаться прямо только один ряд.

Перекресток Большакова-Шейнкмана

Нажмите на картинку для увеличения

Перекресток Большакова-Сурикова

Нажмите на картинку для увеличения

Улица Большакова от Серова до Сурикова

Нажмите на картинку для увеличения

Напоминаю, что ваши ретвиты и репосты очень нужны!

Также хочу сообщить, что мне требуется помощь в завершении 3д-модели и визуализации этого проекта. На благоустройство меня еще хватит, но до моделирования домов руки точно не дойдут. Применительно к этой улице у меня еще есть идеи, связанные с трамвайной линией, поэтому труд зря не пропадет. Так что, если умеете моделировать и хотите помочь, свяжитесь со мной любым способом.

В ближайшее время я также напишу план, что нужно сделать, чтобы не проиграть эту улицу пофигизму проектировщиков и чиновников от благоустройства. Потребуется ваша помощь!