Непрерывные тротуары

Пересечение тротуара и велодорожки с проездом

Сфера городского благоустройства очень инертна и консервативна. Стандарты в ней не меняются десятилетиями, а общаясь с людьми, работающими в этой отрасли, невольно начинаешь задаваться вопросом, – осталась ли в них хоть капелька рефлексии насчет того, что и как они делают, и как люди в реальности пользуются результатами их труда, или же мыслительный процесс полностью заменили собой требования СНиПов и ГОСТов.

В августе 2010 года я впервые написал о схеме организации выездов из дворов и других прилегающих территорий, при которой не прерывается поверхность тротуара. Такая схема подчеркивает приоритет пешеходов, а также не дает водителям слишком быстро проезжать то место, где они должны пешеходам уступить.

Въезд на заправку в Париже

В сентябре 2011 года состоялось совещание в мэрии, где я представил данную схему и объяснил ее преимущества. Было принято решение начать ее внедрение на практике, но процесс забуксовал. Непосредственно в администрации идея прижилась, однако, проектировщики ни в какую не хотели ее применять. На сегодняшний день примеры реализации новой схемы можно пересчитать по пальцам: это небольшой участок улицы Софьи Ковалевской и одно пересечение с проездом на Краснолесья-Амундсена, которое как раз сейчас заканчивают.

Вчера состоялось новое заседание на эту тему и происходило на нем что-то невообразимое. Замглавы админстрации по транспорту и благоустройству, главы комитетов по транспорту и благоустройству со своими замами и сотрудниками, а также директор ЦОДД занимались тем, что убеждали представителей проектных организаций использовать новую схему организации пересечений тротуаров с проездами в своей работе. Начинаешь задаваться вопросом, а кто, собственно, на кого работает?

Проектировщики упирались изо всех сил, приводили самые разнообразные доводы против: от того, что «пешеходы должны понимать, что переходят через проезд» до проблем с водоотведением и, что «госэкспертизу не пройдем». При этом, на вопросы о том, возникли ли у кого-то конкретно проблемы с прохождением экспертизы и каким конкретно действующим нормам противоречит такое решение, никаких внятных ответов не последовало. Просто никто не хочет шевелиться лишний раз и делать что-то новое.

В итоге пришли к следующему: новую схему применять, вопросы водоотведения решать либо с помощью лотков с решетками, либо выводом колодцев ливневки за линию тротуара. В следующем году город, вероятно, закажет разработку типовых проектов таких узлов для использования всеми проектировщиками в обязательном порядке.

Чтобы вы понимали, о чем речь, вот презентация, которую я подготовил для этого совещания: