Концепция реконструкции проспекта Ленина

Проспект Ленина - Плотинка

Фото: Letun

Многие уже знают, что мы (фонд «Город.PRO») выступили с концепцией реконструкции проспекта Ленина. Исходной точкой этой работы явилась необходимость обособить трамвайные пути. О том, почему это нужно сделать, можно прочитать в описании концепции, а я бы хотел более подробно рассказать о деталях проекта.

Дело в том, что мы решили не ограничиваться одним лишь обособлением трамвайных путей, но посмотреть на улицу в целом и подумать, как сделать ее лучше для всех пользователей (да-да, и для автомобилистов тоже).

Обособление путей — автомобилисты не пострадают

Классический аргумент против обособления трамвайных путей: «Вы ущемляете автомобилистов! Где нам тогда ездить?» Однако, если посмотреть на проспект Ленина, то на большинстве перекрестков есть либо знаки движения по полосам, запрещающие проезд перекрестка по трамвайным путям (а вернее, поворот налево с трамвайных путей), либо трамвайные остановки, которые можно объезжать только справа, а в некоторых местах левый поворот вообще запрещен. А поскольку пропускная способность улицы определяется прежде всего пропускной способностью перекрестков, то и полное обособление путей никакого влияния на нее не окажет.

Движение по полосам в том или ином виде регулируется на большей части перекрестков (зеленые точки).

Движение по полосам в том или ином виде регулируется на большей части перекрестков на проспекте Ленина (зеленые точки).

Кто же пострадает? Пострадают любители объехать пробку и встроиться в ряд перед перекрестком. Как автолюбитель, я с отвращением отношусь к таким наглецам, ни в грош не ставящим интересы и время своих коллег по потоку. Думаю, что все законопослушные водители со мной тут согласятся.

Для предотвращения случайного наезда на бордюрный камень, все места начала обособления оборудованы островками безопасности с установкой на них соответствующих знаков объезда препятствия.

Места начала бордюров обозначаются островками безопасности. На фото — трамвайная линия Т3 в Париже.

Число полос не уменьшится

Проспект Ленина строился и проектировался во времена, когда количество полос движения никого не интересовало, если вообще было такое понятие. Поэтому проезжая часть улицы где-то имеет достаточную ширину, а где-то и избыточную. Мы исходили из того, что количество принимающих полос после перекрестка должно быть равно количеству входящих полос до перекрестка.

Например, на перекрестке Ленина-8 Марта с площади 1905 года в прямом направлении движется 2 ряда. Значит, принимающих полос должно быть также две. Две оставшиеся полосы – лишние, и могут быть использованы для других нужд.

Проспект Ленина, перекресток Ленина-8 Марта

Фото: Letun

Другой пример: через пролет железнодорожного моста на Восточной можно пропустить две полосы движения. Спрашивается, зачем участок до него со стороны Генеральской размечать на 3 полосы с сужением перед мостом, где все начинают перестраиваться, а самые наглые продолжают, не глядя на знаки, ехать по трамвайным путям?

Проспект Ленина в сторону УПИ

Зачем размечать участок перед мостом на 3 ряда, если через пролет моста может двигаться только два?
Фото: Letun

Пропускную способность проспекта определяют несколько ключевых перекрестков: Московская-Ленина (со стороны Репина), Ленина-8 Марта, Ленина-Карла Либкнехта, Ленина-Восточная. На всех этих перекрестках в прямом направлении движется по 2 полосы. Исключение составляет разве что 8 Марта-Ленина (см. фото выше), но уже на Ленина-Вайнера – 2 полосы прямо и 1 только направо. Таким образом, базовая ширина проспекта – по 2 полосы в каждую сторону плюс поворотные полосы перед перекрестками.

Параллельные парковки

Под какие нужды можно использовать эту избыточную проезжую часть? На большей части улицы вполне уместно разместить на ней ряд для параллельной парковки. Судите сами: после обособления трамвайных путей ширина проезжей части, например, на участке между Московской и Вайнера составляет 8,5 метров. Можно разметить их на 2 полосы по 3,5 и 5 метров и получить бардак (наиболее активные будут ездить между рядами), а можно – на 2 полосы по 3 метра и ряд параллельной парковки. Замечу, что на Ленина и сейчас многие паркуются под знаком «Остановка запрещена», никому при этом не мешая. Зачем тогда запрещать?

Проспект Ленина. Параллельная парковка

Зачем запрещать парковку, если она никому не мешает?

Параллельная парковка, кроме всего прочего, является отличным инструментом успокоения трафика, – вдоль стоящих машин водители едут гораздо осторожней, чем по свободной дороге.

Велодорожки

Важной частью проекта являются велосипедные дорожки. Проект предусматривает две односторонние велодорожки по обеим сторонам улицы. Где-то их удалось очень удачно вписать между деревьями, где-то (например, на Плотинке) под них задействована избыточная проезжая часть.

Проспект Ленина - место под велодорожку

Многие части проспекта Ленина оказались просто идеально приспособлены для устройства велодорожек.

Новые регулируемые переходы

Улицы и дороги являются транспортными артериями, однако, они также могут быть препятствиями для передвижения. Так, например, если вы идете (или едете на велосипеде) по набережной Городского пруда около резиденции губернатора и хотите перейти на улицу Горького в сторону Малышева, вам придется либо идти через подземный переход под Плотинкой, либо делать крюк через Пушкина. При этом, набережная и ее продолжение в виде улицы Горького потенциально являются прекрасным велосипедным маршрутом. А ходить с велосипедом по лестницам – не самое веселое занятие.

Проспект Ленина около памятника Татищеву и де Геннину

Хотите перейти? Извольте сделать крюк.

В рамках концепции мы постарались устранить подобные препятствия для пешеходов и велосипедистов и добавили несколько новых регулируемых переходов: по оси улицы Шейнкмана, переулка Банковского (для улучшения условий пересадки с трамвая на метро), Набережной Рабочей молодежи и ул. Воеводина, улицы Горького, улицы Толмачева, улицы Кузнечной и улицы Мичурина. Замечу, все эти переходы лишь следуют логике квартальной сетки центра Екатеринбурга и ни в коем случае не навязывают каких-то лишних решений. Чтобы уменьшить возможные задержки для транспорта, новые светофоры должны быть синхронизированы с соседними перекрестками.

Проспект Ленина - новые переходы

Новые регулируемые переходы через проспект Ленина

Ликвидация подземного перехода на Ленина-Восточной

Подземные переходы являются одной из неудачных идей советской транспортной школы. Считается, что если убрать пешеходов под землю, то сами они будут в безопасности и при этом можно повысить пропускную способность перекрестка. Фактически же никаких ощутимых улучшений для транспорта не происходит, а пешеходы испытывают сильные неудобства. «Городские проекты» отлично раскрыли эту тему, поэтому углубляться в нее не буду. В нашем случае подземный переход еще и мешал устройству велодорожек.

Исходя из всего вышесказанного, мы предложили сделать перекрытия над входами в подземник, восстановить переходы по поверхности, а для компенсации задержек транспорта на пропуск пешеходов, сделать правоповоротные полосы: по Ленина в сторону Генеральской и по Восточной в оба направления.

Правоповоротные полосы позволят компенсировать задержки на пропуск пешеходов. Фото: Letun

Правоповоротные полосы позволят компенсировать задержки на пропуск пешеходов.
Фото: Letun

Улучшения трамвайных остановок

Еще одной частью концепции является улучшение трамвайных остановок. Все существующие платформы предлагается расширить, а также создать ряд новых.

Проспект Ленина - остановка "Сакко и Ванцетти"

Существующая остановка «Сакко и Ванцетти» в сторону Московской расширяется, а также добавляется остановка в сторону площади 1905 года.

Важным моментом является устройство приподнятой остановочной платформы на площади 1905 года. Этот вопрос давно перезрел, а существующая ситуация надоела как пешеходам, так и автолюбителям. Аргументом против этих платформ является необходимость проведения парадов (раз в году!), однако, на Ленина-Карла Либкнехта, например, остановочные платформы имеются и парадам это не мешает.

Проспект Ленина. Остановка "Площадь 1905 года"

Вопрос с приподнятыми остановочными платформами на площади 1905 года давно перезрел.
Фото: Letun

План действий

В понедельник мы провели круглый стол с участием пяти транспортных специалистов. Мы получили набор замечаний и критики, который мы обработаем в ближайшее время. После соответствующей корректировки концепции мы будем выходить с ней на администрацию Екатеринбурга для дальнейшего обсуждения возможности ее реализации.

Ознакомиться с чертежами проекта можно по ссылке.

  • Pingback: Вежливые урбанисты-реконструкторы хотят порезвиться на главном проспекте Екатеринбурга » Авто Репортс()

  • Andrey Kurnikovs

    Молодцы, так держать!

  • Alexander Taluts

    Промотрел чертежи (пристально пока только от Московской до Карла Либкнехта) и вот есть замечания/вопросы:

    1. Ленина — Горького
    а) Хоть по набережной сейчас и нет официальной велодорожки, но та жёлтая линия что там есть, в принципе, работает и по ней заметный поток велосипедистов. Так что логично сделать в этом месте ответвление велодорожки по набережной в сторону Динамо. При этом надо переделать непонятные кривули с прямыми углами у лестницы — места там полно чтобы сделать плавный переход.
    б) Те кто едет не транзитом, а просто прогуливается по набережной скорее всего по плотине поедут не по велодорожке, а по набережной. И из-за идиотских лестниц куча народу будет объезжать их через небольшой проход и кусочек велодорожки (причём в оба направления!) что чревато аварийными ситуациями (ведь сейчас это вообще слепой угол из-за кустов). Кстати это актуально даже и не только для велосипедистов, а для всех колёсных — мам с колясками, мороженщиков с их холодильниками, роллеров и прочих.
    Так что по хорошему надо комплексно переделывать весь этот угол избавляясь как минимум от лестницы вдоль Ленина.

    2. Ленина — Наб. Рабочей молодёжи
    То же что и в п.1а — как-то организовать официальное ответвление на набережную в сторону Драмтеатра. Сейчас пересечение велодорожки по светофору упирается в газон (или что там пунктиром). Наверное логично было бы его продлить до самого тротуара.

    3. Участки велодорожек у администрации (на восток), Плотинки (на запад), Салюта (на восток) под постом (в обе стороны) примыкают непосредственно к проезжей части. Учитывая количество грязи в городе в дождливую погоду там будет крайне проблемно передвигаться, если не будет какого-либо барьера от грязи. Этот вопрос как-то решается?

    4. На перекрёстках некоторых улиц есть пересечение велодорожкой Ленина, на некоторых нет, хотя место вроде бы предостаточно. Это по какому принципу определялось?

    5. Ленина — Шейкмана
    Появляется светофор и переходы. Тогда уже может и ПЧ соединить — будет полноценная улица и возможность проехать не выезжая на Московскую или Сакко и Ванцетти/Хохрякова. На кузнечной тоже самое, но там, наверное, не очень актуально.

    6. Я тут совсем не эксперт — на машине уже несколько лет не ездил))), но в паре мест есть перпендикулярная парковка. Не удобнее ли ёлочкой по ходу движения парковаться?

  • Алех

    Ликвидация подземного перехода на Восточной — очень радикальное предложение. И куча дополнительных светофоров и трамвайных остановок несколько напрягают.

  • Игорь

    Может проще запретить автомобили?
    Не нужны дополнительные пешеходные переходы, ведь когда идешь пешком с определенной целью, то надо лишь включить мозг и построить маршрут с минимальным расстоянием через регулируемые переходы. А если гуляешь без дела, то вот не пофигу сколько ты нагуляешь километров и где дорогу перейдешь?
    Если бы вы подумали об автомобилистах, то не планировали бы ликвидацию подземного перехода на восточной, добавление этих полос для поворота направо сделает их заведомо пробочными, потому что поворачивающие направо будут пропускать пешеходов. Так же это вынудит людей со среднего ряда поворачивать направо тоже, но они будут вынуждены пропускать пешеходов, значит встанет еще и средний ряд. Найдутся и те, кто будет поворачивать с левого ряда направо. Пробок станет больше, а пешеходам придется толпится на краях проезжих частей, где их будут обливать грязью из луж, и не потому что водители плохие, а потому что лужи.
    Кстати, остановку трамвая на Ленина — Сакко и Ванцетти в сторону Московской надо перенести через перекресток ближе к улице Московской. Там её можно сделать шириной хоть 2 метра, потому как левый ряд автомобилей будет поворачивать налево на Сакко и Ванцети.
    Вобще все эти стоны о трамвайных путях, есть закон, есть ПДД, запретить движение по трамвайным путям можно знаками «движение по полосам», но водители всё равно будут ездить по ним, потому что их никто не будет штрафовать, то есть из-за бездействия одной структуры, вы напрягаете не эту структуру, а другие. Надо заставить людей соблюдать правила и законы и всё.

  • 1-2. Да продление по набережной подразумевается. Единственное, что я думаю, что лучше его сделать в виде совмещенного движения без разделения пешеходов и велосипедистов — все равно на разметку никто не смотрит. Поэтому и на чертежах нет ответвления.

    По лестнице около резиденции действительно давно пора что-то делать, но я решил, что это все-таки лучше выделять в самостоятельную задачу.

    3. Да, там просто не хватает места и напротив мэрии мне не хотелось трогать тротуар (иначе пришлось бы трогать еще и исторический парапет с шариками). Но в этих местах обычно накапливаются машины перед перекрестком и поэтому проблема летящей из-под колес грязи там не будет стоять так уж остро.

    4. Не очень понял, что имеется в виду?

    5. Можно было бы, да, но есть убежденность в администрации, что разрывать аллею дорогой не надо. Советовался с Цариковым — он говорит, что эта связка ничего особо не даст. Поэтому решил не включать ее.

    6. Между Гагарина и площадью Кирова? Ну, просто место позволяло и трафик там небольшой. Но в принципе да, — елочкой удобней. Около Мытного двора, например, видно, что несмотря на разметку, люди паркуются под углом часто.

  • На самом деле, новая остановка только одна — Сакко и Ванцетти в сторону площади. По переходу мы еще не моделировали, но я предполагаю, что прирост пропускной способности от доп-полос будет выше, чем потери на пропуск пешеходов.

  • Везде на Ленина водители пропускают пешеходов на правом повороте, кроме Восточной. Нехорошо, когда при интенсивном пешеходном движении крайняя правая полоса служит и для правого поворота, и для движения прямо — это создает задержки для тех, кто движется прямо. Но в данном случае правая полоса будет только для правого поворота и те, кто едет прямо, только выиграют.

    Задержки трамваев меньше, если остановка перед перекрестком, а не после него.

    Упомянутую структуру вообще мало что напрягает, особенно какие-то там трамваи ))

  • Игорь

    Потому что на восточной нет пешеходных переходов наземных, только подземный, а то что пешеходы с колясками и инвалиды не могут воспользоваться подземным пешеходом, так это проблемы инфраструктуры, а не водителей.

    На Ленина вобще надо было перекрестить рельсы и сделать выход пассажиров из трамвая в сквер между проезжими частями.

    Упомянутая структура напрягает водителей, по закону приоритеты правилами дорожного движения расставлены в следующем порядке (по убыванию): пешеход, трамвай, прочий ОТ, автомобили. Я, конечно, может один езжу по правилам и пора мне пересмотреть свое отношение к закону…

  • Ну так мы и предлагаем решить эту проблему инфраструктуры :)

    А смысл делать выход в сквер?

  • Alexander Taluts

    1-2. Вот про совмещённое движение не соглашусь. Большинство велосипедистов на эту разметку смотрит и едет там где положено. Да и удивительно, но большинство пешеходов тоже на неё не заходит. И это видно если понаблюдать. Есть конечно отдельные личности которым пофиг, но их не так уж и много. Сам удивляюсь, но эта жёлтая линия действительно работает и очень даже помогает развести потоки, чтобы друг другу не мешали. Там велосипедистов едет прилично и, видимо, пешеходы начали привыкать, что их там постоянно подрезают и пугают. В хорошую погоду, когда на набережной гуляет плотный поток пешеходов, это, пожалуй, единственный вариант нормально проехать не виляя по всему тротуару и не утыкаясь в группы пешеходов. Это в первую очередь касается именно отрезка от Ленина до Космоса – там это наиболее заметно. Моё мнение что там надо эту дорожку узаконивать в виде велопешеходной дорожки с разделением.

    По поводу лестницы если делать проект на этом участке то надо сразу одновременно и вопрос с лестницей решать. Потому что сейчас на ПЧ многие побаиваются выскакивать, а когда там будет велодорожка то желающих объехать там где я написал будет явно больше. А там как раз с горочки можно неплохо разогнаться и если прямо перед тобой вылезет какое-нибудь чучело то понятно чем всё закончится. Ведь, насколько я понимаю, велодорожка будет как-то конструктивно отделена от ПЧ – бордюром или несколько выше чем ПЧ и уйти от столкновения влево тоже не будет возможности.

    3. Дак я понял что не хватает)) но от этого не легче. Ну в каких-то из этих мест действительно машины не так быстро едут, но вот например на плотике не соглашусь — там гонят будь здоров. Так что хотелось бы по максимуму решить эту проблему. Например под мостом можно и монолитные ограждения поставить – вид это врядли испортит, зато и безопасности добавит. У Салюта вероятно тоже нормально будет – там сейчас и так есть заборчик и, вроде, вид он не портит. Понятно что такое решение совсем не подходит для отрезка у администрации, но там брусчатка и грязи всё же поменьше да и скорость ниже по той же причине.
    Вот что с этим придумать на плотинке я не знаю. Там вариант с ограждением наверное и можно придумать чтобы вид не портил, но возникнет проблема с уборкой велодорожки, так как она получается изолированной и уборочная техника туда не пролезет.

    4. Ну тут принцип я уже сам понял – там где предусматривается велодорожка на перпендикулярных улицах там и есть перпендикулярное пересечение ею Ленина (тут меня смутили пересечения велодорожкой аллеи на Шейкмана и Кузнечной и ПЧ на Плотинке). Перефразирую тогда вопрос так: Почему в остальных местах нет перпендикулярного пересечения Ленина по велодорожке для переезда на другую сторону, чтобы двигаться в соответствующем направлении? Я понимаю что спокойно можно и по переходу, но это вроде как не по правилам, да и места вроде бы в большинстве случаев полно. Я тут не настаиваю их делать, а просто интересуюсь решением.

    6.Ну не только, это ещё на Пушкина, Ленина 60а и Банковском. С Банковским понятно, там трафика вообще нет. А вот на Пушкина, Гагарина и тем более Ленина 60а трафик то побольше. Это я к тому что может тогда сразу ёлочкой и размечать парковку? Зачем людей мучить.

  • Александр

    Представьте ситуацию, когда машин, которые хотят повернуть направо больше, чем может вместить в себя полоса, тогда водители будут либо поворачивать из среднего ряда и стоять, пропуская пешеходов, либо стоять перед въездом на полосу, что так-же блокирует среднюю полосу. Да, не всегда удобно переходить через подземный переход, я сам велосипедист и понимаю это, но вот на Малышева есть наземный переход, хорошая альтернатива.
    Кроме того, такое увеличение пешеходных переходов значительно снизит пропускную способность, в связи с тем, что на каждом светофоре будут происходить остановки транспорта, а уж обойти квартал не так сложно. Надо стремиться делать движение более плавным.

  • Alexander Taluts

    Объясните, пожалуйста, чем так лучше автомобилисты что им подождать пока пройдут пешеходы очень сложно, а пешеходам обойти квартал или подниматься/спускаться не так сложно.
    И ещё про «не так сложно» расскажите пожилым людям или тем у кого какие-либо травмы есть, а то они видимо не в курсе.

  • Александр

    На перекрестке Ленина-8 марта со стороны консерватории (нижний правый угол перекрестка) очень тесный тротуар, хотя там пять полос движения для авто и сильные пробки не накапливаются. Возможно ли предусмотреть сужение проезжей части для расширения пешеходной зоны и организации велодорожки по 8 марта?

  • Можно, но уже в рамках другого проекта все-таки.

  • andre

    Hello, buddy! I’m from Salvador da Bahia (Brazil) and just discovered your blog. I could not leave any message in your English blog (www.livestreet.ru/en), that’s why I’m here.

    I and enjoying your blog and would like to see what was built in the end instead of your propose «Dutch-style bicycle paths for Yekaterinburg».

    Here in Brazil people adulate europeans bike paths, but, in contrary, don’t support and criticize every decision that helps cyclists or pedestrians IF cars are affected.

    Happily, in Salvador a complete street was closed to cars, but it’s only 1 among a million! People complained «how I could get there without a car? No one will walk» or «we are not Amsterdam» blablabla. From the 1st day till now it became (or reborn) the main meeting point of local people. New restaurants and shops intend to open there (and they were complaining about the lack of costumers that the new street should cause…). Have a look: http://goo.gl/MVcmTW

    Hugs,

    André

  • Hey Andre! Very nice to hear from you! I had no idea that someone from as far as Brasil would come by my site :) How did you find it?

    I think it happens everywhere all the time: people protect the status-quo and the car space is considered almost sacred. It can only grow and never shrink. And afterwards a lot of those opposers say: «Well, I thought it was a good idea from the beginning! :)

    Very nice place you have there. Especially looking from a snowy city when it is -16C outside ))

  • André

    Hey, Vladimir!
    Well, I think I found your site because I was looking for «shared path» around the world. I used english instead of portuguese and found your blog.
    Hahaha, it really looks awesome comparing to a frozen city.
    I’ll keep (trying to) reading your articles. They can help me to improve my opinion about the anti-status-quo-car.
    My regards!

  • Andrey R

    Переход подземный на Восточной/Ленина считаю очень удобным. Дам большой трафик людей. С нашей культурой вождения пешеходам по верху будет опасно и не комфортно.

  • Pingback: Веломастерплан | Живые улицы()

  • Ольга

    Все хорошо, только не надо пешеходов загонять под сосульки, рушащиеся балконы и лепнину. Они тоже люди и хотят вернуться домой живыми.

  • Pingback: Соединение улиц Ленина и Татищева | Живые улицы()

  • Pingback: Ленина-Татищева. Разбор проекта | Живые улицы()