Шаг вперед, два назад

Московская-Щорса

Наблюдая за транспортным развитием Екатеринбурга невольно отмечаешь несоответствие риторики и того, какие проекты реализуются на практике. С одной стороны, говорится о приоритете пешеходов и общественного транспорта. С другой стороны, в жизнь продвигаются проекты, которые не только не способствуют реализации этих приоритетов, но и напрямую противоречат им.

Одним из таких проектов является так называемая «бессветофорная Московская», о которой я уже писал ранее. Проект реконструкции улицы, предполагающий строительство путепровода над улицей Щорса, в начале октября был выставлен на тендер.

Этот проект является, на мой взгляд, ярким примером синдрома навязчивых состояний, когда повторяющиеся нежелательные мысли блокируют всю остальную жизнедеятельность человека. В данном случае авторы проекта настолько увлеклись идеей «бессветофорной Московской», что создали до безобразия неудобный транспортный узел для всех участников движения, в чьи намерения не входит движение по ул. Московской на машине в прямом направлении.

Например, чтобы повернуть с Московской направо на Амундсена, вам придется постоять на двух светофорах вместо одного: по ул. Советских женщин перед Шаумяна и затем по Шаумяна перед Амундсена.

Поворот на Амундсена

Улица Шаумяна перед Щорса и сейчас не самое лучшее место, и хотя ее предполагается расширить в этом месте на 2 полосы, можно ожидать, что после реконструкции там станет совсем грустно.

Поворот с Амундсена налево на Московскую прекратит свое существование.

Поворот с Амундсена на Московскую

Можно было бы понять, если бы все это имело хоть какой-то рациональный смысл. Но его нет. Путепровод увеличивает пропускную способность узла для одного направления (ухудшая при этом условия для ряда других), но никак не влияет на пропускную способность улицы в целом. Светофоры, как были, так и останутся на других перекрестках, прежде всего в центре, и весь поток машин, движущийся от Объездной, будет дружно стоять в пробке перед Тольятти, Куйбышева, Радищева и другими улицами.

Пробка по Московской

Неудобства для автомобилистов, однако, – это не самое страшное, по сравнению с тем, что проект путепровода делает с общественным транспортом и перспективами его развития.

Перекресток улиц Московской, Щорса, Амундсена и Шаумяна – это важный узел, где пересекаются три магистральных направления общественного транспорта.

Узел общественного транспорта

Чтобы этот узел работал, нужно обеспечить возможность пересадки с одного направления на другое, и прежде всего, – с маршрутов, следующих по Московской, на маршруты, следующие по Амундсена-Щорса и Шаумяна-Щорса. Именно эту возможность проект и отсекает, поскольку на путепроводе остановки сделать нельзя, а полноценных дублеров в уровне земли у него не будет!

Кроме того, у нас есть трамвайная линия по улице Московской, которая заканчивается, не выходя за границы центра города, в районе перекрестка с улицей Большакова. Учитывая, что Московская активно застраивается южнее Щорса, а также активную застройку на Вторчермете и, особенно, строительство района «Солнечный», городу стоит подумать о продлении этой малополезной на данный момент трамвайной линии на юг. Строительство путепровода фактически поставит крест на этой возможности.

Трамвай по Московской

Упражнения Екатеринбурга в устаревших транспортных идеях выглядят особенно дико по сравнению с тем, что происходит в других городах мира. Например, вот так еще несколько лет назад выглядел один из бульваров на окраине Парижа:

Виадук Витри

А вот так он выглядит сейчас:

Без виадука Витри

Все дело в том, что парижские власти решили построить по этому и другим бульварам, опоясывающим Париж, трамвайную линию для связи периферийных районов и станций метро.

Трамвай в Париже

Снесли не только этот путепровод. Несколько автомобильных тоннелей также пошли под нож и еще несколько ждут своей участи.

https://c2.staticflickr.com/6/5286/5279359297_d07a3a6d36_z.jpg

Что же случилось? Французы резко разлюбили автомобили? Да нет, – просто люди поняли, что развитие города в расчете на личный автотранспорт – тупиковая ветвь градостроительства.

Возвращаясь к Московской-Щорса, остается надеяться, что у комитета по строительству администрации Екатеринбурга хватит благоразумия отказаться от бессмысленного путепровода и ограничиться простой реконструкцией улицы и перекрестка. Помимо прочего, это еще и сэкономит городу сотню-другую миллионов рублей.

  • Lex Ignatov

    Печально это. Что-нибудь предпринимаете для воздействия?

  • Алена

    Может быть, не понятно, что делать вместо этой развязки? Ничего не делать, вроде бы, не хотят, а что сделать, не знают? «Простая реконструкция улицы» — не звучит, т.к. никакого пафоса! А у нас любят пафос. Что можно предложить такого для этого узла, чтобы создалось впечатление, что оно того стОит?

  • Pingback: Что не так с трамваем в Академический? | Живые улицы()

  • shm512

    Утверждение, что такой путепровод для Московской ухудшит ситуацию на всех остальных направлениях неверно. Отстутствие необходимости пропускать основной автомобильный поток по Московской позволит значительно увеличить фазы на не менее важном направлении Амундсена — Щорса (ну и Шаумяна — Щорса тоже, конечно). Про «никак не влияет на пропускную способность улицы в целом» тоже неправда: как минимум, появится возможность быстро доехать до парковки под эстакадой или в районе ТЦ «ФанФан» и там пересесть на трамвай (другой вопрос, что это явно хуже продления трамвая до Вторчермета, в случае чего пересесть на него можно будет гораздо раньше). Плюс, опять же (и в ещё большей степени), отстутствие необходимости пропускать потоки по поперечным направлениям. Но и тут вопрос: а оно надо? Зачем нам привлекать автотранспорт в и без того перегруженный им центр? Так что в целом с вами всё равно согласен, просто не нужно передёргивать.
    Ну и да, совершенно непонятно, почему это вдруг такая развязка «фактически поставит крест» на прокладке этой трамвайной линии. Проложить с западной стороны, всё равно частный сектор этот рано или поздно сносить, да и застройка севернее, возле эстакады, исключает иную возможность (и в этом-то случае там один двухэтажный домик надо снести). Куда более «ставит крест» развязка Московская — Объездная — но и там можно обойти с западной стороны (со строительством пешеходно-трамвайного тоннельчика под объездной), только в этом случае трамвай лучше всего будет провести через двор между Денисова-Уральского и Волгоградской (там места хватает).
    В общем, на фоне предыдущих проектов в рамках «бессветофорной Московской» (критиковавшихся вами с более разумных позиций), эта развязка ещё вполне норм (хотя отстутствие поворота с Амундсена на Московскую это нечто, конечно). Но вот как на те же деньги можно было бы улучшить общественный транспорт…

  • Pingback: Почему нельзя строить путепровод на Московской-Щорса | Живые улицы()