Просто почувствуйте разницу

ул. Сакко и Ванцетти около ЖК "Тихвин"

В ноябрьском посте о проектировании улиц я выделил некоторые особенности современной застройки в качестве ключевой проблемы в создании комфортной городской среды. Речь об автостоянках, которыми новые здания выходят на красную линию улицы вместо ориентированного на пешеходов фасада. Таким образом подчеркивается приоритет автомобильного доступа к зданию, а люди, идущие пешком, остаются на разделительной полосе между проезжей частью и парковкой.

Разница между дружелюбной и враждебной для пешеходов застройкой обычно не бросается в глаза. Скорее, это фон, незаметно создающий атмосферу в городе или на отдельных улицах. Как духота, — ее не заметишь, пока не откроешь окно и не поймешь, насколько было душно.

Чтобы «открыть окно» и проиллюстрировать разницу между привлекательной и непривлекательной для пешеходов застройкой, я подготовил несколько пар фотографий, показывающих одни и те же улицы, но с разным расположением зданий относительно красной линии. Давайте, посмотрим!

Используйте стрелки на фотографиях для переключения между двумя вариантами.


Даже качественное благоустройство не заменит правильного расположения здания на улице:

ул. Сакко и Ванцетти около ЖК "Тихвин"
ул. Сакко и Ванцетти около ЖК "Тихвин"

На улицах в историческом центре потеря красной линии выглядит особенно досадно:

siv1-1024-1
siv1-1024-2

Улица Сурикова, про которую я уже писал два года назад. Получилось то, чего и следовало ожидать:

sur1-1024-1
sur1-1024-2

Район «Юг Центра» поставил крест на улице Щорса, как пространстве, которое может быть пешеходно-привлекательным:

shor1-1024-1
shor1-1024-2

«Квартал художников» – интересный с архитектурной точки зрения жилой комплекс, но при этом, полный провал в формировании пешеходной среды на уровне земли:

ser1-1024-1
ser1-1024-2
shor2-1024-1
shor2-1024-2

Дом через дорогу от «Квартала художников» – та же история:

shor3-1024-1
shor3-1024-2

Еще один дом на улице Щорса. Классическая архитектура фасада, но модернистское размещение здание на участке – не придающее значения формированию пешеходной среды:

shor4-1024-1
shor4-1024-2

Перенесемся на Ботанику. Что лучше: идти между двумя заборами или вдоль здания с активными функциями и входами на первом этаже?

shw1-1024-1
shw1-1024-2

Родонитовая – центральная улица Ботанического микрорайона совершенно не ориентирована на пешеходов:

bot1-1024-1
bot1-1024-2

Жилой комплекс «Созвездие» на улице Фучика. Угол Фучика-Белинкого сформирован автостоянкой:

fuch1-1024-1
fuch1-1024-2

Брежневка на улице Белинского. Все это началось в те времена, и даже несколько раньше:

bel1-1024-1
bel1-1024-2

Хрущевка с магазинами на улице Шаумяна. Проблема в том, что эти магазины отделяет от тротуара автостоянка:

shaum1-1024-1
shaum1-1024-2

Улица Посадская. Было много способов разместить то же самое количество парковочных мест, но генпланист механически и бездумно выбрал тот, который убивает пешеходную привлекательность улицы:

pos1-1024-1
pos1-1024-2

Еще одно офисное здание на Посадской:

pos2-1024-1
pos2-1024-2

Вернемся в центр. Улица Народной Воли. Даже неприглядный фасад кажется лучше, чем кусты и автостоянка:

nv1-1024-1
nv1-1024-2

Мамина-Сибиряка. Язык не поворачивается назвать этот разделитель между двумя рядами парковки тротуаром:

msib1-1024-1
msib1-1024-2

Следующие два примера могут показаться противоречивыми. Отступ между фасадом здания и тротуаром занимают не стоянки, а озеленение. Так делали до тех пор, пока творцы градостроительных норм не повысили требования к новой застройке по парковочным местам. Если бы эти дома проектировали сейчас, то вместо зелени были бы такие же автостоянки, как на остальных примерах.

Я выступаю за озеленение, однако, считаю, что оно должно происходить в границах улиц, а эти границы формируются зданиями. Если здание отстоит далеко от красной линии, улица распадается, как пространство.

8m4-1024-1
8m4-1024-2
8 Марта-Саперов
8 Марта-Саперов

Квартал «Das Haus» на улице 8 Марта.

8m3-1024-1
8m3-1024-2

Примечательно, что на противоположной стороне улицы ЖК «Солнечный остров» выходит фасадом стилобата на тротуар и качество среды там получилось на порядок лучше (хотя, там есть другая проблема, о которой расскажу в другой раз).

КРК «Уралец» на улице Большакова. Еще один противоречивый пример, однако, мне кажется, что и здесь парковку можно было разместить где-нибудь позади здания, а перед фасадом сделать пешеходную площадь. К слову, до реконструкции здания в 2006 году, после которой оно стало выглядеть, как очень большой сарай, перед фасадом была именно пешеходная площадь.

bol1-1024-1
bol1-1024-2

И, наконец, самая, на мой взгляд, значительная потеря для пешеходной среды за последние годы – это благоустройство около бизнес-центра «Саммит» на улице 8 Марта. Это самый центр города, место с огромным пешеходным трафиком, рядом с метро. И такой провал:

8m2-1024-1
8m2-1024-2

Проблема со строительством зданий подобным образом состоит в том, что эти ошибки очень сложно и дорого исправлять, и результат подобных исправлений, как правило, будет хуже, чем если бы здание было построено правильно с самого начала. Где-то можно пристроить стилобат, где-то построить маскирующее узкое здание по красной линии. Какие-то автостоянки можно превратить в скверы и пешеходные площади. Снести же дом и построить новый – слишком дорого, а потому нереально. И в этом трагичность ситуации – повинуясь сиюминутному желанию построить побольше парковок, мы уродуем город на несколько поколений вперед.